В очередной раз за последние два года украинское государство предпринимает попытку принять закон о государственных закупках. Предыдущая закончилась скандалом. В конце февраля Верховная Рада одобрила проект, разработанный комитетом по экономической политике (все те же «тендерные отцы» - бютовец А.Яценко, коммунист А.Ткаченко...). Он в очередной раз содержал коррупционные нормы. И был возвращен депутатам новоизбранным президентом с возражениями.
В течение трех месяцев работа над новым проектом шла как в комитете, так и в рабочих группах Министерства экономики, президентской администрации и вице-премьера С.Тигипко. Устремления комитетчиков были вполне предсказуемы. Как писало «ЗН» (см. «…И три дня на разграбление города», №16 от 24 апреля 2010 года), они стали активно выстраивать схему с ценовыми посредниками как в своем законопроекте, так и на уровне нормативных актов министерства. И только после волны возмущения в прессе эта деятельность приостановилась.
В минувшую среду Минэкономики обнародовало на официальном веб-сайте свой вариант закона. И разослало его в областные администрации для подачи предложений до 1 июня. А на 3 июня Рада запланировала голосование проекта комитета с учетом президентских замечаний. Что будут рассматривать народные депутаты - неясно. Однако неоднократные публичные заявления И.Акимовой и С.Тигипко дают основания полагать, что президентская администрация постарается обеспечить принятие варианта, близкого к министерскому.
Что же предлагает Минэкономики?
Прежде всего, найдено приемлемое решение проблемы с обжалованием торгов, которое было причиной февральского скандала. Право обжаловать оставлено только за участниками торгов. Рассматривать жалобы будет постоянно действующая административная коллегия Антимонопольного комитета из трех государственных уполномоченных комитета. Никаких депутатов и общественных деятелей с сомнительным тендерным прошлым. Кроме того, жалобы можно будет подавать в суд.
А вот следующие нормы явно вызваны желанием пресечь тендерное рейдерство. Жалобщик будет обязан уплачивать 5% от цены своего предложения или ожидаемой стоимости закупки в качестве взноса за рассмотрение жалобы. В случае ее удовлетворения эта сумма будет ему возвращена. В иных случаях она остается в бюджете.
Следует ли вводить такую антирейдерскую норму? Ведь ее можно расценить и как попытку ограничить право участников на защиту своих законных интересов.
Кстати, по данным «ЗН», некоторые рабочие варианты законопроекта предусматривали, что в случае удовлетворения жалобы участника уже сам заказчик обязан был выплатить в бюджет эти проценты в качестве некоего штрафа.
Министерский проект вводит достаточно широкий режим открытости и прозрачности. Базовая информация о проведении и результатах закупок (включая закупки у одного участника) подлежит обязательной публикации в официальном печатном издании и на государственном веб-портале. При этом подразумевается, что заказчики обязаны будут самостоятельно размещать информацию на веб-портале. Издание и веб-портал будут находиться в ведении уполномоченного органа по госзакупкам.
Обязательное обнародование более детальной информации (конкурсная документация, протокол раскрытия тендерных предложений и т.п.) предусмотрено на веб-сайтах заказчиков или главного распорядителя бюджетных средств высшего уровня.
В принципе, такой подход соответствует практике европейских стран, когда центральный веб-портал содержит ключевые данные, а веб-сайты заказчиков - всю остальную информацию.
Правда, возникает вопрос, смогут ли уполномоченный орган и заказчики на практике выполнить эти требования. Не секрет, что сайты многих органов власти существуют для галочки. Для многих мелких заказчиков проблемой может быть и доступ в Интернет.
К тому же, согласно переходным положениям, закон вступает в силу через три месяца. Маловероятно, чтобы за такой короткий срок уполномоченный орган создал новый веб-портал и наладил его эффективное взаимодействие с несколькими десятками тысяч заказчиков по всей стране.
Наконец, проект предоставляет журналистам право не только присутствовать при раскрытии конкурсных предложений, но и производить аудио- и видеосъемку происходящего. А заказчиков обязывают обеспечить им беспрепятственный доступ.
Сенсацией является резкое снижение порога, с которого обязательно проведение закупочных процедур, - это сто не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т.е. 1700 грн. Проект расширяет круг предприятий, которые подпадают под действие режима госзакупок. В случае его принятия он коснется компаний, в которых государство или государственные предприятия имеют более 10% акций (сейчас - больше половины).
Абсолютно новым для украинского опыта является и введение взноса за участие в процедурах государственных закупок. Он тоже равняется ста минимумам (если объем закупки не превышает 170 тыс., то это 1%). Предполагается, что эти взносы станут основным источником финансирования работы уполномоченного органа, веб-портала и т.д.
Однако едва ли не самыми спорными и неожиданными являются нормы об уполномоченном органе, «базовой цене», такой процедуре закупок, как «свободный выбор», и порядке согласования закупок у одного участника.
Проект предусматривает, что ключевые регулирующие функции будет иметь Агентство по вопросам госзакупок. Однако его статус вызывает сомнения. В проекте лишь сказано, что агентство «создается согласно закону, принадлежит к сфере управления Минэкономики, является юрлицом, имеет свой баланс, счета в Госказначействе, печать и бланки». Его руководителя назначает министр экономики. Структура финансируется за счет госбюджета (и закупочных взносов). Все!
Это центральный орган исполнительной власти со специальным статусом? Госпредприятие, создаваемое Минэкономики? Его работники будут государственными служащими? Показательно, что, по данным «ЗН», в одном из вариантов проекта вообще речь шла о «государственной неприбыльной организации».
С 2004 года разнообразные тендерные палаты и межведомственные комиссии с размытым статусом и ответственностью уже привили стойкое неприятие к подобным «упущениям».
Правда, стоит отметить, что окончательное утверждение различных форм и документов в сфере госзакупок отдано Кабинету министров (разрабатывает агентство, согласовывает с министерством). Что должно служить предохранителем от появления очередных частных патентов «на кусочек закона».
Хотя открытые торги декларируются основной процедурой закупки, новая процедура под названием «свободный выбор» может стать едва ли не самой популярной. Она проводится заказчиками «путем свободного выбора, по своему усмотрению, участника закупки». Органы власти могут ее применять, если сумма закупки не превышает 500 тыс. грн. Для предприятий такой потолок отсутствует.
Второе важное условие для ее применения: цена предмета закупки не должна превышать «базовую цену» на 15%. Если это условие нарушается, и это нарушение доказывается контролирующими органами, виноватое должностное лицо заказчика обязано выплатить из собственного кармана на счет заказчика разницу между фактически оплаченной ценой товара и базовой ценой, увеличенной на 15%.
Стоит отметить, что заказчики обязаны обнародовать объявление о проведении «свободного выбора» и его результатах на веб-портале и в СМИ, учрежденном органом власти.
Что же такое «базовая цена»? Ее будет определять Госкомстат ежемесячно. У знакомых с ценовой схемой «тендерных отцов» сразу возникает подозрение о том, что речь идет о ее возрождении. Впрочем, в проекте подчеркивается, что «базовые цены» будут доступны «в официальных изданиях Госкомстата».
Однако, как и в случае с введением в строй веб-портала, встает вопрос о способности Госкомстата наладить подобный мониторинг за три месяца. Ведь номенклатура госзакупок огромна.
Кроме того, вводится такое понятие как «декларация о цене товаров, работ и услуг». Это информация самого участника о его ценах на предмет закупки за последний год. Он будет обязан предоставлять ее при любом виде закупок. Однако ее использование в процессе оценки конкурсных предложений остается неясным. Она не является критерием оценки (как та же «базовая цена»).
Примечательно, что «базовая цена» используется и при закупках у одного участника (наиболее коррупционно опасных). Цена предложения не должна превышать базовую более чем на 15%.
Интереснее другое. Функции согласования (разрешения) подобных закупок разнесены между разными органами власти, в зависимости от объема закупок. Разрешения на закупки до 10 млн. грн. будут давать региональные власти (главные распорядители госсредств, главные управления ОГА...), до 50 млн. - агентство. А вот суммы свыше 50 млн. будут согласовываться с Кабмином.
Подобный подход можно объяснить оптимизацией организационных процессов. А можно назвать и «децентрализацией коррупционных откатов»...
...Если не брать во внимание неясный статус агентства, то следует отметить, что таким инструментам, как «свободный выбор», «базовая цена», публикация тендерной информации на сайтах разного уровня и децентрализация согласования закрытых закупок, можно найти аналоги в европейской и общемировой практике.
Однако их эффективное применение в украинских условиях снова упирается в наличие политической воли у высшего руководства страны. Очевидно, что если Агентством будут руководить кадры из обоймы «тендерных отцов», то даже самый идеальный закон не спасет от выстраивания общенациональных коррупционных схем. А ведь их ставленники по-прежнему пребывают во главе Госпотребстандарта, Нацагентства по вопросам аккредитации, а также на руководящих должностях Госкомфинуслуг. Несмотря на целый вал критических публикаций в ведущих изданиях страны...