Едва ли не самый популярный вопрос в Украине — газовый. Его активно обсуждают в парламенте, правительстве, на улице. И все по-разному. Цены на газ в Украине — это не экономика, это давно уже политика. Причем в худшем значении этого слова…
Оппозиция привычно обещает всем дешевый газ, не слишком распространяясь на тему, откуда он возьмется. Зато на подобных декларациях ты сразу становишься «защитником народа», а значит, автоматом получаешь кучу электоральных дивидендов.
Вот все и стараются...
Правда, приходя в Кабмин, экс-оппозиция внезапно обнаруживает, что обеспечивать топливный баланс большой страны предвыборными спичами довольно сложно. В результате каждое украинское правительство сталкивается с необходимостью повышать цену на газ. Но, в отличие от стран Восточной Европы, где либерализацию цен на энергоносители провели еще лет 15 назад и там заработал конкурентный рынок, мы привычно бегаем по граблям.
Покупая на границе тот же газ по цене 330 долл., внутри страны исхитрялись продавать вчетверо дешевле, а разницу покрывать кредитами…
В теплокоммунальной сфере схема выглядела следующим образом. Для нужд населения ежегодно потреблялось порядка 27 млрд. кубометров газа. 17,3—17,8 млрд. из них составлял относительно дешевый газ собственной добычи, который идет на индивидуальное отопление, подогрев воды, приготовление еды.
Вообще-то дешевизна украинского газа весьма относительна и вызвана в основном тем, что в себестоимости его добычи не отражаются гигантские инвестиции, сделанные еще в советское время. Газ из новых скважин обходится куда дороже. Но это — отдельная тема.
Остальные 9 млрд. кубометров — это уже импортный газ, по совершенно иным ценам. Он предназначается в основном для отопления. И вот на него цена годами искусственно занижалась. Все прекрасно понимали, что вечно так продолжаться не может, но политически неприятный момент приближения цен к реальности по возможности оттягивали.
Платой был быстрый рост дефицита «Нафтогаза» и рост долга правительства. С начала 2008-го
по начало текущего года государственный и гарантированный государством долги выросли практически втрое, превысив 300 млрд. грн.
Списать все это на кризис не получится, так как волна кризиса в Украине оказалась разрушительнее, чем у соседей.
Причина тоже очевидна: экономика страны разбалансирована и острее реагирует на шоки. Десятки миллиардов гривен дефицита того же «Нафтогаза», непрерывно давя на курс гривни, становятся фактором угрозы национальной безопасности.
Для удержания курса национальной валюты требуется либо расходовать валютные резервы НБУ, либо брать кредиты за рубежом. Но тут возникала проблема: внешние кредиторы схему продажи газа по цене ниже себестоимости не понимали вообще.
Международный валютный фонд неоднократно заявлял, что деньги будет выдавать только при условии реформ в газовой сфере. И еще два года назад, в октябре 2008-го, правительство Юлии Тимошенко в меморандуме с МВФ четко обязалось «до конца 2011 года сравнять цены на газ внутренний добычи и импортированный газ».
Заодно западным кредиторам пообещали «деполитизировать процесс установления тарифов», наработав для этого соответствующую регуляторную базу. Дотирование цены на импортный газ для теплокоммунэнерго гарантировали поквартально сокращать и к июлю 2010 года — ликвидировать вообще.
Правда, получив тогда позарез необходимый кредит, Юлия Владимировна… предпочла о своих обязательствах не вспоминать.
В общем, реально все ограничилось только некоторым укреплением регуляторной базы, а вот с приведением тарифов к экономически обоснованному уровню не сложилось вовсе.
И совсем грустно получилось с «деполитизацией»: повышать тарифы перед выборами снова не стали, привычно навесив долги на «Нафтогаз Украины».
Ну а страна в прошлом году жила в режиме «нам бы день простоять да ночь продержаться». Казалось, что в Украине не существует других задач, кроме как наскрести денег для очередного платежа РАО «Газпром». На это бросалось буквально все. О какой-либо стратегии речь уже не шла.
В конце концов, невыполнение условий меморандума МВФ откровенно надоело, и оно прекратило кредитование правительства Тимошенко. Теперь эти условия поставили уже перед нынешним правительством (и поставят перед любым другим).
Ничего личного — банкиры просто предлагают определиться: или в Украине такое изобилие ресурсов, что их можно продавать ниже себестоимости, или ей нужны деньги. Что-то одно...
В самой Европе, в том числе и бывших соцстранах, соотношение цен на газ для промышленности и коммунальщиков резко иное. Если у нас коммунальный газ самый дешевый, то там он втрое дороже, чем для промышленности.
Причина? Более высокие расходы на его транспортировку и обслуживание сетей для частных абонентов.
Кстати, сейчас украинский газ — не только самый дешевый в Европе, но даже на треть дешевле, чем розничные цены в... самой России, где мы его покупаем. То есть, теоретически, реэкспорт нашего «коммунального» газа обратно — вполне рентабельное дело.
Расходы на газ в семейном бюджете в среднем в полтора раза меньше, чем расходы на мобильную связь, не говоря уж о расходах на пиво и более крепкие алкогольные напитки.
По расчетам экспертов, повышение стоимости газа для 11,4 млн. украинских семей с потреблением до 2,5 тыс. кубометров в год обойдется в дополнительные 19 грн. в месяц. Под эту категорию подпадают 86,1% украинских абонентов.
При этом для более чем трети семей, использующих газ только в кухонных плитах, увеличение цены вообще уложится в интервал до шести гривен.
Более существенно возрастут расходы лишь при потреблении от 2,5 до 6 тыс. кубометров в год.
Впрочем, по новым правилам, коммунальные счета не могут превышать более 15% бюджета семьи. При наличии в ней пенсионеров, инвалидов или детей до 18 лет общая сумма коммунальных платежей и вовсе не превысит 10% от дохода семьи.
В общем, повышение цен — вещь, несомненно, неприятная, но на катастрофу явно не тянет.
Добавим, что придется раскошелиться владельцам загородных особняков, где расходы вырастут на 400—500 грн. в месяц. Их, правда, немного — порядка 35 тыс. Впрочем, учитывая тягу украинских политиков всех спектров к скромным загородным замкам с подогреваемым бассейном для бегемота, это вполне влиятельная группа противодействия.
Тем не менее приведение цен к реальному уровню или, говоря конкретнее, повышение — безальтернативно. Резервы для удержания цен исчерпаны еще несколько лет назад, а дешевых ресурсов нет и не предвидится.
Другое дело, что реформы в газовой сфере нельзя свести только к росту цен.
Украина занимает не слишком почетное второе место крупнейшего импортера газа в Европе. Разговоры о сокращении потребления газа до уровня хотя бы в 50 млрд. кубометров (это тоже в полтора раза больше, чем потребляет Франция, или в четыре раза больше, чем Польша) идут уже второй десяток лет, а воз и ныне там.
До сих пор основная масса потребителей не имеет даже простейших счетчиков, износ бытовых газовых сетей близок к критическому. На все эти программы нужны средства. И что бы ни говорили политики, реальным источником финансирования таких программ может быть только тариф.
Все это проходили в других странах, просто там этот этап давно в прошлом, а мы все топчемся на старте.
Время, когда газ использовался в схемах по быстрому обогащению на дисконтах и схемах «газ—металл» той же ЕЭСУ, уже прошло. Теперь предстоит разгребать последствия. Причем делать это придется не один год. Почти двадцатилетняя проволочка тоже в дальнейшем скажется.
Любопытно, что теоретически с вопросом о «деполитизации» газовой проблемы согласны все. Под этим подписывалась Юлия Тимошенко, с этим согласен Азаров. Однако пока газовые игры дают политический навар, они будут продолжаться.
Политикам можно декларировать что угодно — для своих особнячков им топлива хватит, это уж точно. В заложниках останется лишь население — ему отсутствие газа очередные политические декларации уж точно не заменят.