FATF: покой нам только снится

Поделиться
Ежегодный отчет о деятельности FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering — Международной группы по разработк...

Ежегодный отчет о деятельности FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering — Международной группы по разработке финансовых мер борьбы с «отмыванием» денег), опубликованный по итогам состоявшегося в начале июля в Париже очередного пленарного заседания, стал своеобразной презентацией новой стратегии этой уважаемой международной организации. Благодаря ряду новшеств, в ближайшие годы методы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма будут становиться все более эффективными. А лазеек в мировой финансовой системе будет меньше. Как впишется в эту новую стратегию наша страна, которая еще полгода будет пребывать под неусыпным мониторингом FATF, лишь в феврале исключившей ее из своего «черного списка»?

Полномочия FATF неуклонно расширяются

Одним из главных итогов пятнадцатого раунда работы FATF (2003—2004 годы) стало единогласное решение ее членов продлить мандат Группы до 2012 года. Предыдущие мандаты, напомним, имели пятилетний срок действия. То, что FATF получила расширенный мандат, свидетельствует о понимании правительствами стран-участниц важности очищения мировой финансовой системы от «преступных» денег. А также о росте доверия с их стороны к уполномоченной на эту борьбу организации. Не говоря уж о готовности нести финансовые затраты на ее функционирование. В течение следующих восьми лет, как и раньше, одной из приоритетных задач деятельности Группы будет наблюдение за имплементацией различными странами новых Сорока рекомендаций FATF (принятых на Берлинском заседании FATF летом минувшего года) и Восьми специальных рекомендаций этой организации по борьбе с финансированием терроризма, разработанных после сентябрьских терактов 2001 года.

Другим важным событием последнего заседания FATF стало утверждение совместно со Всемирным банком и Международным валютным фондом новой общей методологии оценки национальных комплексов мер по борьбе с отмыванием средств и финансированием терроризма. До этого каждый из этих трех уважаемых финансовых институтов использовал собственную методику, из-за чего иногда возникали разночтения, а также возрастал объем взаимных согласований. В частности, вопросы борьбы с отмыванием денег в Украине проверяли не только миссии FATF, но и уполномоченные на это представители МФВ и ВБ. Единство требований к мерам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, несомненно, повысит их эффективность. По словам президента FATF Клаеса Норгрена, уже в этом году Группа начнет проведение нового раунда оценок стран для определения соответствия их национальных систем обновленным в минувшем году Сорока рекомендациям с использованием утвержденной на последнем заседании объединенной методологии.

При этом особое внимание будет уделяться мониторингу тех стран, которые лишь недавно были исключены из «черного списка» FATF. Напомним, что механизм мониторинга предусматривает регулярную подачу этими странами отчетов, а также организацию визитов туда экспертных миссий для проверки соответствия требованиям и стандартам FATF проводящихся в них мероприятий по предотвращению легализации преступных доходов.

— Несомненно, в течение последнего года в Украине достигнут немалый прогресс в создании национальной системы борьбы с отмыванием «грязных» денег, — говорит председатель Государственного департамента финансового мониторинга Министерства финансов Украины Сергей Гуржий. — И прогресс этот необходимо поддерживать и развивать в системном режиме. Тем более что сразу после исключения Украины из «черного списка» представители FATF недвусмысленно заявляли, что будут активно отслеживать состояние отечественного имплементационного процесса своих требований и рекомендаций в нашей стране. Это было подтверждено и на последнем заседании этой организации. Прежде всего, это касается ресурсного обеспечения регулирующих органов, осуществления небанковского мониторинга в финансовой сфере, проведения досудебного следствия и вынесения судебных приговоров за преступления по отмыванию средств и финансированию терроризма. А ведь FATF, реагируя на действия преступников, постоянно разрабатывает новые стандарты борьбы с легализацией и требует от национальных юрисдикций их выполнения. Поэтому, чтобы невыполненные требования не накапливались, Украине необходимо выполнять их такими же темпами.

FATF и международный терроризм

Нельзя не вспомнить и о борьбе с финансированием международного терроризма, на переднем крае которой находится FATF. В частности, на последнем заседании рассматривался вопрос координации борьбы с деятельностью денежных курьеров — людей, контрабандой провозящих через границы наличные деньги. Поскольку в последние годы банки и другие финансовые учреждения существенно усилили внимание к операциям своих клиентов, перевод безналичных средств на счета связанных с террористами организаций стал рискованным. Вот и приходится тем, кто не желает попадать под финансовый мониторинг, возить наличность в обыкновенных чемоданах.

«Как международный орган с расширенным членством и узкопрофильным мандатом, мы можем помочь остановить этот поток незаконных средств», — заявил на последнем заседании Клаес Норгрен. Так что, возможно, в скором времени меры по имплементации соответствующих решений FATF придется принимать отечественным пограничникам и таможенной службе.

В ближайшей перспективе усилия FATF по вытеснению террористов из мировой финансовой системы сконцентрируются на так называемом неофициальном финансовом секторе. Кроме вышеупомянутых курьеров наличности, рекомендации по финансовому мониторингу распространятся на неприбыльные организации, например, на различные фонды. Будет уделено дополнительное внимание и альтернативным системам перевода средств, в частности, через Интернет. Ведь движение средств по различным виртуальным платежным системам сегодня контролируется разве что владельцами соответствующих веб-сайтов, но никак не финучреждениями.

На последнем заседании FATF была представлена и пояснительная записка к специальной рекомендации, определяющей обязательство стран ввести уголовную ответственность за финансирование терроризма. Она регламентирует, например, правовые процессы замораживания и конфискации средств и других активов организаций, в отношении которых доказана связь с терроризмом. А именно — создание необходимого юридического органа, определение правоохранительных органов и судов, отвечающих за замораживание средств, обеспечение координации с другими компетентными органами, в частности — разведки и безопасности, тесное взаимодействие с соответствующими международными организациями. FATF также обязала все страны определить правонарушения по финансированию терроризма как предикатные при отмывании денег.

— Выявление операций, связанных с финансированием терроризма, является одной из основных задач и отечественного Государственного департамента финансового мониторинга, — говорит Сергей Гуржий. — Для этого он автоматически контролирует операции лиц и организаций, которые входят в различные международные и национальные списки, как имеющие отношение к террористической деятельности. Всего же за год работы Госфинмониторинга в правоохранительные органы было передано 69 обобщенных материалов, по 27 из них были возбуждены уголовные дела. Судебной практики по ним пока нет. Однако даже в западных странах, где системы борьбы с отмыванием «грязных денег» работают уже по десять лет, расследование подобных дел часто длится годами, так что у Украины в этом отношении пока все впереди.

Украина и FATF

Стратегической целью FATF является создание Глобальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. На последнем пленарном заседании были определены три основных направления ее достижения. Это — развитие эффективного сотрудничества с международными организациями (о согласовании методологий со Всемирным банком и МВФ уже говорилось), создание региональных организаций типа FATF и расширение самой FATF за счет вступления в нее новых членов. Естественно, для Украины, сегодня максимально заинтересованной в международном сотрудничестве в борьбе с отмыванием «грязных денег», членство в FATF является крайне желанным.

Напомним: в течение последних трех лет членами Группы стали такие страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика, ЮАР, Россия; общее их количество достигло 33. Продолжается обсуждение возможности вступления в FATF Индии и Китая.

Правда, сегодня FATF считает приоритетным расширение своего состава лишь за счет ограниченного числа стратегически важных для нее стран, которые могли бы играть существенную роль в своих регионах в процессе внедрения рекомендаций Группы. Такими, безусловно, являются Россия и Китай. Напрямую Украина под этот критерий не подпадает.

— Однако это не означает, что у нас нет перспектив по вступлению в FATF, — считает руководитель Госфинмониторинга Сергей Гуржий. — Ведь среди стран Восточной и Центральной Европы нет ни одной, которая являлась бы членом Группы. Поэтому Украина как раз и могла бы претендовать на роль регионального лидера в борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, а значит и члена FATF. Действительно, в Украине система противодействия отмыванию «грязных денег» построена в соответствии с современными международными стандартами. Работники Госфинмониторинга уже сегодня оказывают методическую и консультационную помощь своим коллегам из стран СНГ и Восточной Европы в становлении и развитии их национальных систем противодействия. И уже заслужили признание экспертов международных финансовых институтов. Стоит также напомнить, что сразу по исключении Украины из «черного списка FATF» правительство обратилось в секретариат Группы с просьбой предоставить нашей стране статус наблюдателя при FATF, что является необходимым условием для будущего в нее вступления. В этом направлении и будет развиваться дальнейшее взаимодействие Украины и FATF.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме