Экономика военного времени или экономика кризиса?

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Экономика военного времени или экономика кризиса? © depositphotos/dimjul
Мы не сможем жить, как раньше, пора это признать

Девальвация национальной валюты в 80%, потребительская инфляция — 57%, госдолг, вдвое превышающий имеющиеся валютные резервы. Денег нет, особенно на импортные товары. Что-нибудь можно купить, только отстояв несколько часов очереди. И смысл стоять есть, потому что уже через несколько дней либо товара не будет, либо его цена будет вдвое выше. Так сейчас живут ланкийцы. Так будут жить украинцы уже зимой, если правительство продолжит не замечать войну.

Члены правительства и офис президента увлеклись планами восстановления и упрямо не замечают действительности. А она угнетающая. Проблемы в государственных финансах растут как снежный ком, а никаких решений, кроме напечатать еще денег, так и не нашли.

Печать денег всячески приветствуется и не пугает правительство. Мы уже рассказывали о законопроектах, которые должны были вести мораторий на отопительные тарифы, а на самом деле просто за наш счет планируют закрыть долги облгазов. Во втором чтении в один из них (№7429) пробралась поправка к заключительным положениям Бюджетного кодекса, который обязывает Нацбанк «доход по государственным ценным бумагам, приобретенным... в период действия военного положения в Украине», перечислять «…в Государственный бюджет в полном объеме на протяжении 10 дней». То есть мало нам было того, что Нацбанк уже напечатал просто невероятное количество гривни. Теперь его хотят официально благословить на дальнейшую эмиссию, да еще и проценты за выкупленные у Минфина гособлигации сразу забирать. А Минфин может даже и их доходность повысить, если появится возможность всю ее забрать в бюджет. Собственно, об этом и говорит упомянутая нами поправка. Она 1381-я из 1450 в законопроект на шесть страниц. Кстати, как она попала туда и, тем более, как и кем была одобрена, — тайна, потому что в комитетах ее как-то не заметили. Кстати, а какое она вообще имеет отношение к мораторию на отопительные тарифы? Так вот. Как бы вас ни омывало теплыми волнами патриотизма, принципиально в государстве не изменилось ничего.

Выплаты по нашим внешним долгам отсрочены на два года. Наш бюджетный дефицит в июне уже превысил 140 млрд грн. Ожидания, что заграница нам поможет, напрасны. За мартиюнь мы должны были получить «западного» финансирования 22 млрд долл., а получили только 10 с копейками. Причем официальные отчеты о поступлении нередко вообще не отвечают реальным финансовым вливанием. Все хотят хороших новостей больше, чем хороших результатов.

Чтобы понять, насколько взвешенно и ответственно правительство планирует государственные расходы, расскажу вам историю, в которой все персонажи вымышлены (на самом деле нет). Приходит как-то один министр финансов к одному главе центробанка и просит об эмиссии в 50 миллиардов на покрытие дефицита. У него всякие там аргументы, расчеты, патриотические лозунги, как тут отказать, если надо, то надо. А следом идет глава Пенсионного фонда и говорит: ой, нас в расчетах забыли, а нам надо еще 20 миллиардов. Срочно и уже «на вчера». Ну бывает, забыли. Какие-то там 20 миллиардов. Разве это деньги?!

И так месяц за месяцем все, чего нам не хватает, допечатывает НБУ. Украина продолжает исправно погашать все долги. Делает вид, что готовится к зиме. Правительство не только маниакально продолжает реализовать огромную кучу сомнительных довоенных «стимулирующих» программ, но и запускает новые. Действительно, почему бы не раздать еще денег на стартапы, на сады, на льготные кредиты. Да, нынешний экономический блок правительства не лучшие менеджеры, но и работают они…

Государство, очевидно, живет с размахом, который давно не может себе позволить. Однако же и ориентируется оно на общество, значительная часть которого уже предпочла бы войну не замечать. Потому что война войной, но все хотят оклады в полном объеме, а к ним надбавки и премии, и налоги при этом платить по сниженным ставкам, и льготы иметь, и пособия, и госгарантии. Правительство медлит с переходом к экономике военного времени, потому что это безусловно потребует непопулярных, а иногда и жестких решений, которые точно не найдут поддержки в массах. Понятно, что о желанном восстановлении говорить комфортнее. Вот только неприятный разговор с украинцами неизбежен, просто он состоится либо сейчас, когда ситуацию еще можно и контролировать, и исправить, либо зимой, когда в стране будет бурлить кризис. К сожалению, власть выбирает второй вариант, надеясь, что как-то оно будет.

В правительстве даже думать не хотят о секвестре госбюджета, хотя необходимость в нем очевидна.Оптимизация госаппарата, сокращение льгот и пособий или хотя бы экономия на миллионных премиях — табу. А от мысли о повышении налогов всем в правительстве становится плохо.

Странно, почему им не становится плохо от перспектив, что в ноябре-декабре в Украине действительно может быть «шриланкийская» инфляция в 75%, если мы не остановим нынешние темпы эмиссий. Странно, что они не обеспокоены перспективой, что если НБУ, как и обещал, отпустит курс, то он будет точно выше 45 грн за доллар. Странно, что их не пугает перспектива, что наши валютные резервы могут сократиться к концу года вдвое. Что, конечно же, вызовет у импортеров панику и выбросит нас на новый инфляционный круг, на котором нынешние 21,5% будут неплохим показателем.

Первый этап, когда нужно было помогать и поддерживать (и с которым правительство на самом деле хорошо справилось), прошел. Давно нужно затягивать пояса и экономить. Повышение налогов на импорт, акцизов, в частности на горючее, рентных платежей — это необходимость. У активизации продаж внутренних облигаций, как и у повышения прогнозируемости и объемов международной помощи нет альтернатив.

Среди приоритетных расходов должны остаться только расходы обороны и «социалка». Стимулирование предпринимательской деятельности, поддержка госкомпаний, коммунальных предприятий, местных бюджетов, как и налоговые и таможенные льготы для участников индустриальных парков, подождут до победы.

Теоретически мы могли бы улучшить ситуацию в госфинансах, начав новую программу сотрудничества с МВФ. Наши источники говорят, что это действительно (даже несмотря на войну) возможно, даже озвучивают ориентировочную сумму финансирования — 15 млрд долл. Эти деньги, конечно, не станут решением всех проблем, но точно помогут не скатиться в действительно ужасный экономический кризис. Но чтобы их получить, надо, во-первых, навести порядок в госфинансах (не забыв о пенсиях), во-вторых, выполнить или хотя бы начать выполнять все предварительно обещанное, начиная с антикоррупционных и судебных вопросов. И делать все это быстро, потому что в августе МВФ отдыхает, а уже в сентябре нам не помешали бы дополнительные средства.

Что же мы видим вместо того? Армию желающих освоить средства на восстановление страны и ни одного желающего решать текущие проблемы государства. У нас на глазах группа «визионеров-реформаторов» ведет страну в глубочайший кризис со времен независимости. Уверенно и настойчиво.

Простой вопрос: а какие же тогда планы возрождения, восстановления и перезагрузки нарабатывают эти люди? Если их профнепригодность очевидна уже сегодня, почему мы доверяем им в вопросах будущего? Каким оно будет? Таким же безобразным, как нынешняя политика. Но мы точно заслуживаем лучшего.

Больше статей Юлии Самаевой читайте по ссылке.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме