Единое таможенное окно: не останавливаться на достигнутом

25 ноября, 2016, 23:00 Распечатать Выпуск №45, 26 ноября-2 декабря

Таможенная система ассоциируется у нас прежде всего с таможенными органами, хотя довольно значительной составляющей в международной торговле являются другие контролирующие службы и органы власти. С учетом этого одним из первых шагов таможенной реформы было поручение правительства о внедрении информационного обмена по принципу единого окна для осуществления таможенных процедур.

© kmu.gov.ua

Таможенная система ассоциируется у нас прежде всего с таможенными органами, хотя довольно значительной составляющей в международной торговле являются другие контролирующие службы и органы власти. Да, таможенные органы координируют деятельность этих контролирующих служб, но на практике такие ведомства независимы. Более того, до недавнего времени их взаимодействие с собственно таможней было слабым и сугубо формальным.

С учетом этого одним из первых шагов таможенной реформы было поручение правительства о внедрении информационного обмена по принципу единого окна для осуществления таможенных процедур. Министерство финансов в относительно короткие сроки разработало необходимые формальности для запуска единого окна, а Государственная фискальная служба (ГФС) сформировала абсолютно новое специальное программное обеспечение, необходимое для внедрения системы. И уже с 1 августа 2016 г. единое окно на таможне заработало.

Последней формальностью было утверждение Минфином перечня документов, которые надо подать контролирующему органу для завершения соответствующего вида госконтроля, перечня из 192 мест таможенного оформления товаров, в которых будет применяться система единого окна, а также из 47 пунктов пропуска с автоматизированным контролем над перемещением радиоактивных веществ и ядерных материалов. Недавно Минфин расширил последний перечень до 206 мест таможенного оформления товаров и
54 пунктов пропуска через государственную границу Украины, в которых функционируют автоматизированные комплексы контроля над радиоактивными веществами.

Система предусматривает создание единой электронной базы данных, что позволяет различным службам контроля и таможенным постам в автоматическом режиме обмениваться информацией о грузе, проходящем через границу Украины. В частности, разработанный Минфином проект предполагает осуществление всех видов контроля (таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического и других) с помощью электронного обмена данными. Таким образом, вместо печатей и штампов госорганов на бумажных документах проставляются электронные отметки в общей базе данных.

Создание единого окна помогает упростить таможенные процедуры и сократить время на их проведение, минимизирует влияние человеческого фактора при принятии решений таможенниками и контролирующими органами, что позволит значительно снизить коррупционные риски и возможности для превышения служебных полномочий.

Единое окно начало путь к значительному упрощению и ускорению прохождения таможенных формальностей.

Что у нас уже есть

Во-первых, осмотр товаров проводится одновременно всеми контролирующими органами. Во-вторых, уменьшаются затраты для бизнеса, ведь прохождение контроля предполагает сокращение контакта между бизнесом и контролирующими ведомствами. В-третьих, теперь у контролирующих органов есть только четыре часа на принятие решения о проведении соответствующего вида контроля. Если решения в течение четырех часов нет, применяется принцип "молчаливого согласия". То есть система автоматически считает, что соответствующий контроль пройден. Таким образом, его прохождение становится более быстрым, а значит, и более дешевым.

Сейчас в системе единого окна оформляется около 11% таможенных деклараций. Отдельные таможни уже в ноябре достигли большей доли оформления через систему единого окна — свыше 39%. В частности Черновицкая таможня — 46%, Луганская — 43, Донецкая — 41, Черкасская — 39% от всех таможенных деклараций.

Понятно, что в бизнес-среде единое окно становится все более популярным. Впрочем, после его внедрения стали очевидными проблемы, которые раньше для государства были менее заметными. Поскольку процедуры взаимодействия с контролирующими органами стали открытыми и доступными для публичного анализа, уменьшились возможности для негласных договоренностей (часто позволяющие при предыдущей системе ускорить процедуры), что начало мешать старым схемам, по которым работала часть предпринимателей.

То есть в отдельных случаях бизнес почувствовал более придирчивое внимание к себе. Также было выявлено ощутимое несовершенство процедур контролирующих ведомств, которые иногда продолжали ориентироваться на бумажный документооборот. Именно с налаживанием работы контролирующих служб и связано дальнейшее развитие системы единого окна. Такая работа движется в двух направлениях — улучшения нетарифного регулирования и модернизации процедур контролирующих ведомств. Но это уже перспективы следующего года.

Чего ждем?

Нетарифное регулирование. Важной проблемой в международной торговле для Украины является несовершенное регулирование значительного количества товаров. Требования о необходимых документах для каждого вида товара часто регулируются устаревшими нормативными актами, а порой вводятся письмами, вообще не имеющими нормативной силы. Часто такие требования формулируются опосредованно, из отдельных нормативных документов, и вследствие этого трактуются различными исполнителями по-разному, по их усмотрению.

Благодаря внедрению единого окна Министерство финансов и ГФС уже получили перечень документов для проведения контроля, но до сих пор неупорядоченным остается установление единого четкого перечня для разрешительных документов.

Сейчас у ГФС и таможенных брокеров есть информационные системы, позволяющие получить справку о товаре, но публичной информации на сайте государственного органа по этому поводу нет. В Евросоюзе для этих целей сформирована справочная система TARIС. С использованием европейского опыта в Украине также будет открыт собственный публичный источник информации, необходимой для нетарифного регулирования.

Важны не только доступность и прозрачность требований и информации относительно различных видов контроля. Не менее важно и повышение качества самого нетарифного регулирования. Поэтому правительство планирует создать специальную рабочую группу, которая должна будет провести полный аудит нетарифного регулирования в Украине, чтобы осознать существующее положение дел и долю злоупотреблений в таможенных процессах.

Это касается как видов контроля, так и перечня необходимых документов относительно каждой группы товаров. К этой работе планируется привлечь международных специалистов и сравнить украинские реалии с опытом стран ЕС. Целью является гармонизация соответствующей практики с практикой стран ЕС. В перспективе мы сможем провести значительную дерегуляцию таможенных процедур, а гармонизация процессов с другими странами поспособствует упрощению торговли с ними.

В этом контексте следует поднять вопросы отсутствия для таможенных инспекторов и бизнеса четкого понимания перечня учреждений и специалистов, справки которых можно или нужно принимать во внимание при формулировании вывода о характеристиках товара. Например, не единичны случаи, когда для определения, подпадает ли товар под ту или иную категорию, используются справки от негосударственных организаций. При этом последние в действительности не имеют никакого отношения к такому виду товара, следовательно, их выводы сомнительны, что провоцирует излишнее недоразумение при таможенном оформлении.

Как следствие, таможенные инспекторы и бизнес часто не понимают, как действовать в случаях, когда существуют сомнения в том, что товар соответствует заявленным характеристикам. Только в этом году неправильно принятые решения в подобных случаях стоили отдельным таможенным инспекторам работы, для бизнеса такие "непредусмотренные" расходы также выливаются в немалую сумму, а затягивание процедур усложняет текущую деятельность фирм.

С учетом этого реформа нетарифного регулирования крайне необходима. Она должна установить четкие перечни или критерии для тех учреждений и организаций, которые правомочны предоставлять выводы о характеристиках товаров. Такой шаг облегчит работу многим предпринимателям и таможенникам, ведь правильный вывод о товаре позволяет принять решение о том, подлежит он определенным ограничениям и контролю или нет.

Усовершенствование процедур. Еще одной преградой для развития системы единого окна является отсутствие надлежащих процедур деятельности для контролирующих органов. Система единого окна позволила бизнесу иметь одно место для подачи документов, но контролирующие органы и в дальнейшем осуществляют контроль по старым принципам. То есть полной проверке могут подлежать любые товарные декларации. Причем независимо от того, о каких товарах идет речь: относительно которых нарушения фиксируются часто или которые обычно оформляются прозрачно и без промедлений.

Но у контролирующих ведомств нет необходимых ресурсов для такого количества проверок. Да и в мире не так много стран, которые могут позволить себе роскошь проверять всех подряд. Именно для этого и применяется рискоориентированный подход, когда "нерисковые" товары, или товары из "нерисковых" стран проверяются не так часто, а основное внимание уделяют товарам с высокими степенями риска. В действительности таможенные органы уже используют в своей деятельности рискоориентированный подход, и на основе их опыта будет развиваться система управления рисками для остальных контролирующих ведомств.

Таким образом, контролирующим органам нужно внедрить систему риск-менеджмента и избирательного контроля, что отвечает мировым практикам. Собственно, для процедур контроля надо установить временные рамки и определить систему оценки результатов работы каждого работника. В отдельных случаях для выдачи или контроля документов, отбора образцов для лабораторного анализа и других действий может быть расширено участие таможенных инспекторов, что уменьшит количество случаев, в которых бизнес должен контактировать с другими контролирующими службами.

Куда идем?

Значительный вес будет иметь механизм определения эффективности новой системы. Всегда получается лучше всего оценить то, что можно подсчитать. Одним из инструментов подсчета является рейтинг Всемирного банка, в котором по показателю международной торговли Украина занимает общее 115-е место. Время на экспорт (пограничный и таможенный контроль) по методологии ВБ составляет для Украины 26 часов, в то время как средний в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) — 12 часов. Время на оформление документов в Украине достигает 96 часов (в ОЭСР — 3 часа). Время на импорт (пограничный и таможенный контроль) в Украине — 72 часа (ОЭСР — 9 часов), время на оформление документов для импорта — 168 часов (ОЭСР — 4 часа).

Эти показатели, конечно, как правило, зависят и от особенностей методик подсчета самого Всемирного банка, но в большей степени они все же отображают существующее положение дел на украинской таможне.

Конечно, достичь ускорения связанных с международной торговлей процедур можно, отказавшись от контроля в целом, но такой шаг приведет к несравненно большему вреду для экономики, чем медленные процедуры. Часто перемещаемые через границу товары могут представлять опасность — от испорченных продуктов питания до свиной чумы. Нельзя отменять и контроль при экспорте, ведь если в странах назначения будут выявлены некачественные украинские товары, то Украину могут признать страной с высокой степенью риска с соответствующими последствиями для всего украинского экспорта.

Поэтому цель таможенной реформы в этом направлении очевидна — улучшение процедур и обеспечение эффективного регулирования, что позволит упростить бюрократию без утраты эффективности контроля.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Лев Баязитов Лев Баязитов 26 листопада, 17:25 Спало на думку, що намагатися змістовно коментувати таку статтю - це все одно, що намагатися коментувати якийсь офіційний прес-реліз, виглядаючи чотирилапим персонажем з відомої приказки "собака гавкає, а караван йде..." Тому просто побажаю творцям цієї реформи досягнення поставленої, очевидної (очевидно - тільки для них) мети. В цьому контексті для мене була доволі цікавою думка Філіпа Бургель-Верне (http://cfts.org.ua/articles/ukraina_dolzhna_opredelitsya_s_prioritetami_transportnoy_politiki__intervyu_s_filippom_burgel_verne_1132), коли він коментував запитання "... Самой популярной жалобой является "они не слышат нас!". Можно ли согласовать интересы обеих сторон?": Для меня мобилизация стейкхолдеров также является интересом органов государственной власти. Их обязанность заключается в том, чтобы принимать обоснованные решения и объяснять, как и почему они были приняты, тем более, когда они трудно принимаются. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №18, 18 мая-24 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно