Скандалы вокруг электронного декларирования поутихли, система якобы заработала, появились даже первые декларации чиновников, заполненные уже по новым правилам. Впрочем, говорить о том, что все проходит без сучка и задоринки, рано. Все-таки не зря ломались копья на старте.
Новые декларации заполняются в виде опросника на сайте Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) и подписываются электронной цифровой подписью. Важное нововведение - в декларации теперь указываются даты приобретения имущества и его стоимость, а также существенно расширен круг объектов декларирования и информация о них.
В частности, к новым объектам декларирования отнесены не только готовые объекты, но и незавершенное строительство. Юридические лица, в которых декларант или члены его семьи являются конечными бенефициарами, также указываются. А еще - нематериальные активы, включая объекты интеллектуальной собственности (торговые марки, патенты, авторские права и проч.). Если в предыдущей версии декларировались только погашения займов, то теперь нужно указывать все выданные и полученные займы, превышающие 68,9 тыс. грн, и уточнять, чем собственно обеспечены эти обязательства.
Если чиновник входит в состав руководящих, ревизионных или наблюдательных органов общественных или профессиональных объединений, благотворительных организаций, это тоже отражается в его декларации.
Помимо уточнения объектов декларирования, система хороша тем, что вся информация аккумулирована на одном ресурсе (сайт НАПК), общественность имеет к ней доступ, возможен поиск по ключевым словам, упрощены мониторинг образа жизни чиновника и сопоставление его с задекларированными показателями. Кроме того, первичный автоматический контроль осуществляется еще на этапе подачи декларации - в некоторых случаях при дефекте в заполнении полей декларация вообще не может быть подана.
"Принципиальное отличие новой системы от старой - это динамический контроль изменений имущественного состояния и возможность мониторинга соответствующего образа жизни и задекларированных данных, - объясняет юрист ЮФ "Ильяшев и партнеры" Галина Мельник. - Естественно, многие чиновники захотят скрыть принадлежащее им имущество, подарить или передать его неблизким родственникам, тетям, бабушкам. Старая форма декларации не предполагала декларирования сделок по передаче такого имущества, новая, наоборот, требует указать не только те объекты, которыми владеет непосредственно декларант, но и те, которыми он имеет право косвенно распоряжаться в силу того, что объекты были переданы дальним родственникам. Неподача таких данных или факты передачи принадлежащего имущества третьим лицам могут стать поводом для расследования антикоррупционных органов. Конечно же, эффективность использования этих возможностей будет зависеть уже от активности антикоррупционеров".
Впрочем, на этом преимущества новой системы заканчиваются. Некоторые новые требования маловыполнимы на практике, например требование декларировать ценное движимое имущество, в т.ч. приобретенное до начала работы системы электронного декларирования. А отдельные требования неоправданно обременительны. Например требование подавать в течение года уведомления о получении дохода/приобретении имущества на сумму свыше 50 минимальных зарплат (68,9 тыс. грн). Такие сделки в любом случае будут отражены в декларации за этот год, а подача отдельных уведомлений увеличивает административную нагрузку на их обработку, что не всегда оправдано.
При этом подать уточненную декларацию можно только в течение семи дней от даты подачи исходного варианта, а последующая подача уточнений возможна только по запросу в НАПК. Невозможно подать уточнения к уведомлению о существенном изменении имущественного состояния в течение отчетного года.
В некоторых случаях объем декларируемой информации - согласно форме декларации, размещенной на сайте НАПК, и разъяснениям НАПК о порядке заполнения декларации - не соответствуют Закону "О предупреждении коррупции" (далее - Закон).
Сведения, которые указываются в е-декларации по утвержденной НАПК форме, но не предусмотрены Законом:
- дата рождения декларанта и членов его семьи;
- денежные активы, доходы, финансовые обязательства членов семьи декларанта;
- факт изменения ФИО в отчетном периоде;
- площадь и регистрационный номер объекта незавершенного строительства;
- стоимость корпоративных прав;
- идентификационный номер;
- электронный адрес, телефон, факс, почтовый адрес юридического лица, бенефициаром которого является декларант/члены его семьи;
- местонахождение финансового учреждения, в котором хранятся денежные активы;
- страна, в которой декларант понес расходы.
Сведения, которые Закон требует указывать, но в е-декларации их нет:
- факт нахождения объекта незавершенного строительства на земельном участке декларанта/членов его семьи;
- номинал корпоративных прав (доля в уставном капитале в денежном эквиваленте);
- стоимость имущества, переданного в обеспечение финансовых обязательств декларанта.
"Эти юридические нестыковки наверняка будут использоваться чиновниками при юридических спорах и открывают для декларантов возможность уйти от ответственности за подачу недостоверной информации благодаря тому, что в новой форме декларации были допущены эти юридические противоречия", - отмечает Галина Мельник.
При этом очевидны методологические недоработки в структуре декларации как на уровне Закона "О предупреждении коррупции", так и на уровне разъяснений НАПК к порядку заполнения декларации. Например, некоторые показатели отражаются одновременно в нескольких разделах декларации, и из-за отсутствия детальной индивидуализации объектов это может привести к путанице и некорректным выводам о том, что имеют место два разных объекта декларирования, тогда как на самом деле это один и тот же объект.
Одним из ключевых моментов, по словам юриста, является вопрос о том, по состоянию на какую дату декларируются имущество, активы и другие объекты. Четко не указано, следует ли декларировать показатели, актуальные по состоянию на конец отчетного периода, или же все объекты декларирования, возникшие в отчетном периоде, независимо от их наличия на конец отчетного периода. Закон об этом умалчивает, что обеспечивает НАПК широкое поле для маневра, хотя столь важный аспект стоило бы отразить именно на уровне Закона.
Примечательно, что в разных актах НАПК содержатся разные взгляды на этот вопрос. Например, в решении НАПК от 10 июня 2016 г. №3 (утверждающем форму е-декларации) говорится о том, что сведения в декларации указываются с учетом их актуальности на последнюю дату отчетного периода. А вот в разъяснениях к порядку заполнения е-декларации (решение НАПК от 11 августа 2016 г.) содержится требование отражать в декларации факты, которые имели место в течение отчетного периода, но на последний его день уже неактуальны (например работа по совместительству).
Юристы сходятся во мнении, что для того чтобы система реально заработала, необходимо вносить огромное количество уточнений и изменений. Учитывая, что число чиновников в стране огромно, только на первом этапе декларации должны подать 47 тыс. декларантов. Если изменения не принять, не сделать процесс простым и прозрачным, реально мониторить соответствие образа жизни чиновников их доходам будет невозможно, ведь это потребует значительного времени и человеческого ресурса. При этом и штат НАПК, и сроки давности наступления ответственности за подачу недостоверных данных - ограниченные величины.