Учет вместо рисков. Что меняет кампания добровольного декларирования оружия

ZN.UA Совместный проект Инфографика Опрос читателей
Поделиться

25 ноября 2024 года в Украине началась кампания по декларированию оружия. Этот шаг стал логическим следствием продолжительной войны, увеличившей количество огнестрельного оружия в обществе, что в результате привело к росту угроз в сфере безопасности. Почему именно сейчас встал вопрос о декларировании и зачем оно необходимо, объясняем.

Зачем декларировать оружие?

Полномасштабное вторжение России привело к возникновению беспрецедентной ситуации в стране. Однозначного ответа на вопрос, сколько сейчас незарегистрированного оружия у гражданского населения, по понятным причинам, нет. Но правоохранители по вторичным признакам оценивают, что нынешняя ситуация коренным образом отличается от 2021 года. Если растут объемы изъятого незарегистрированного оружия, количество зафиксированных попыток его продажи на черном рынке, выявленных тайников с оружием, то возникает логичное предположение, что и у населения число незарегистрированного оружия должно увеличиваться.

С одной стороны, в начале вторжения гражданские получили огнестрельное оружие для защиты государства от оккупантов, что, безусловно, было правильным шагом. С другой — жители прифронтовых и деоккупированных территорий нередко находят оружие, брошенное военными, и оставляют его у себя для защиты. Мотивы понятны. Но не менее очевидны общественные риски этого явления. Поэтому первым шагом к их преодолению является учет оружия у населения, а соответственно, контроль над ним со стороны правоохранителей.

Собственно, закон, запустивший кампанию по декларированию оружия, имеет четко определенные стратегические цели.

Первая — усовершенствовать процедуру учета огнестрельного оружия. Это позволит иметь точное представление о его количестве и минимизировать риски неконтролируемого использования оружия, ведь это непосредственно влияет на фактическую безопасность людей.

Вторая — обеспечить надежную правовую базу для гражданских лиц, получивших оружие в условиях военного времени, и обезопасить их от ответственности за владение незарегистрированным оружием. А это уже о правовой безопасности людей.

Механизм декларирования: шаг за шагом

В первую очередь важно понимать следующее: за владение незарегистрированным оружием предусмотрена уголовная ответственность — от трех до семи лет лишения свободы.

Предложенный механизм декларирования на сегодняшний день является лучшей защитой для тех лиц, во владении которых оказалось незарегистрированное оружие. Украина — это первая страна, которая внедрила подобный механизм.

 

Для прохождения процедуры декларирования необходимо обратиться в ближайшее подразделение полиции и соблюдать инструкции его работников.

Уже сейчас практический опыт показывает, что вся процедура декларирования занимает не более одного часа, а сам процесс декларирования максимально простой. Он не требует от декларанта ничего, кроме написания заявления с коротким объяснением того, где и когда это оружие было найдено. Затем полицейские оружие сфотографируют, проверят по учетам (через маркировку) и возвратят декларанту.

Такие условия действуют до завершения действия военного положения. А через 90 дней после его отмены оружие необходимо сдать либо же его можно переделать и оставить себе.

Конечно, после декларирования работники полиции знакомят граждан с правилами ношения, хранения и транспортировка оружия, а также с порядком применения гражданскими лицами огнестрельного оружия при участии в отпоре вооруженной агрессии против Украины. В дальнейшем, при необходимости, представители Нацполиции могут проверить, соблюдают ли владельцы оружия эти правила, например, по условиям хранения.

С начала кампании в отделения полиции обратились более 1800 граждан, задекларировавших свыше 2000 единиц огнестрельного оружия и почти 300 тыс. боеприпасов к нему. В лидерах, ожидаемо, близкие к фронту регионы: Запорожская область, Харьковщина, Днепропетровщина, не отстают и Одесчина с Киевщиной и столица.

Очевидно, данных за такой короткий промежуток для детального анализа недостаточно. Вполне вероятно, что рост осведомленности населения с процедурой и доверие к предложенному механизму могут изменить существующие показатели.

Важно, что законодательство устанавливает четкие ограничения по типам оружия, которые могут быть задекларированы. Вне рамок декларирования остаются: крупнокалиберное огнестрельное оружие, пулеметы, гранатометы, минометы, огнеметы, переносные ЗРК и другие, военная техника, оружие с удаленной или измененной маркировкой, орудия преступлений, а также оружие, закрепленное за военнослужащими и правоохранителями. Такое оружие, согласно закону, надо добровольно сдать по вполне понятным причинам.

Временность владения оружием является принципиальной особенностью нового закона. Гражданские лица могут использовать задекларированное оружие только во время военного положения и только для отпора вооруженной агрессии РФ. После его прекращения у граждан есть 90 дней (раньше было всего 10 дней) для возврата оружия в органы полиции для проверки и, при желании, прохождения полной процедуры по оформлению права собственности на него.

Механизм обретения права собственности на найденное оружие

Впрочем, новое законодательство предусматривает, что в случае, если задекларированное оружие будет переделано в образцы, которыми сейчас разрешено владеть гражданским, то его можно будет оставить.

Но имейте в виду — процесс получения права собственности на найденное оружие сложнее, чем декларирование. Кроме собственно процедур получения разрешения на владение, регистрации, периода проверки как оружия, так и лица, нашедшего его, существует много других процедур.

Во-первых, далеко не все найденное оружие можно технически переделать под разрешенные гражданским образцы (травматическое или охотничье оружие соответствующих калибров). Например, такое боевое огнестрельное оружие, как автоматические винтовки, можно переделать таким образом, чтобы им могли владеть гражданские, при условии внесения конструктивных изменений, что ощутимо изменит его характеристики. Поэтому переделке будет предшествовать разрешение, полученное в полиции, с четко указанными границами будущих изменений.

Во-вторых, оружие должны переделывать исключительно лицензированные специалисты, что влияет на стоимость, которая полностью ложится на плечи потенциального владельца оружия. По оценкам, услуги таких профессионалов могут стоить от нескольких тысяч гривен.

В-третьих, переделке, как и дальнейшей легализации, будет подлежать исключительно оружие с имеющейся и неизмененной маркировкой, которое не было средством или орудием уголовного правонарушения и не принадлежит ВСУ, правоохранительным органам или ведомственной военизированной охране. На самом деле, если задуматься, то оружия, которое бы подпадало под все эти критерии, не так уж и много. Вероятнее всего, именно этот путь к получению права на владение оружием не будет самым коротким.

К счастью, этот путь не единственный. Кроме того, что действующее законодательство уже предусматривает право на владение определенными видами оружия для совершеннолетних граждан, готовится основательное обновление существующей нормативной базы — законопроект «О праве на гражданское огнестрельное оружие» сейчас на пути ко второму чтению в парламенте. В случае его принятия вопрос владения оружием будет, наконец, урегулирован на законодательном уровне. А сам закон ощутимо расширит права гражданских на владение оружием, правда, с некоторой отсрочкой во времени, требующимся для подготовки необходимой инфраструктуры для владельцев оружия.

***

На днях в столице прошла Конференция, посвященная предотвращению и борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Ее участники (среди которых, кроме представителей МВД Украины, были также представители ОБСЕ, Минюста, ОГП, Нацполиции и ВРУ) вспоминали, что в прошлом году все правоохранительные органы Украины, задействованные в борьбе с организованной преступностью, провели анализ ключевых вызовов по методологии Европола. По результатам этого анализа противодействие незаконному обороту оружия было определено одним из основных приоритетов для правоохранителей.

Конечно, ежедневная деятельность, прежде всего оперативных подразделений Нацполиции и пограничников, приносит результаты, и значительное количество оружия изымается при выявлении тайников и путем оперативных закупок. К сожалению, пока продолжается война, эта работа так или иначе будет напоминать уборку снега в метель.

Это понимают и наши соседи, встревоженные возможными негативными последствиями нашей «метели» для ЕС. В прошлом году в Украину пришло совместное письмо Высокого представителя ЕС по вопросам иностранных дел и политики безопасности Жозепа Борреля и еврокомиссара по внутренним делам Илвы Йоханссон с одиннадцатью шагами, которые предлагалось осуществить правоохранительным органам Украины для противодействия незаконному обороту оружия в государстве.

Собственно, добровольное декларирование оружия — часть совместного плана, разработанного в ответ на предложения европейских партнеров. Шаг к построению цивилизованной прозрачной системы декларирования и оборота оружия, которая и станет залогом дальнейших качественных изменений в этой части общественных отношений.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме