Партия Владимира Зеленского "Слуга народа" выбрала своей идеологией либертарианство, основным принципом которого является свобода.
Свобода выбора и суждений, свобода от государственного контроля и ограничений, свобода от воинской повинности и обязательного школьного образования, свобода от обязательной уплаты налогов. Свобода опьяняющая и часто деструктивная. Естественно, в современном обществе либертарианские организации по-разному трактуют суть этой идеологии, поддерживая далеко не все его постулаты, есть даже либертарианские консерваторы, пытающиеся сохранить консервативный курс развития, не ущемив при этом свободы граждан. Либертарианство близко украинцам по духу, но пока рано гадать, готовы ли мы к такой резкой смене курса, и впору задуматься, а готова ли в действительности новая власть воплощать либертарианские идеи и в какой мере.
О том, какие это могли бы быть идеи и шаги, ZN.UA побеседовало с Ярославом Романчуком - главным либертарианцем постсоветского пространства, руководителем научно-исследовательского "Центра Мизеса". В своем интервью самый, пожалуй, известный белорусский экономист дает ряд советов "команде мечты" Владимира Зеленского на 2019–2024 годы, исходя из опыта экономических, политических и социальных преобразований на постсоветском пространстве и возможности реализации идей либертарианства на практике.
- Ярослав Чеславович, наблюдая за последней украинской избирательной кампанией, что вы увидели?
- Украина показала нам президентские выборы под девизом "Вернуть достоинство и голос людям". Настоящие выборы, как приговор украинскому Левиафану. Его воплощением и движущей силой был Петр Порошенко. Он был главой мощной номенклатурно-силовой машины изъятия экономической власти у людей. Суть старой системы - олигархат, захват органов госуправления мощными кланами с всеохватывающей коррупцией, жесткий торговый протекционизм, слияние распорядителей и потребителей чужого.
Украина до "команды Зе" - это имитация социальной ориентации, экономика в парадигме "распил-откат-занос" и критически низкий уровень качества услуг государства по защите жизни и собственности людей. Это восстание людей против государственной системы путем развития "серых" схем, неформальных систем принуждения к исполнению договоренностей и оптимизации налогов за счет офшоров и кэша.
- И что здесь может изменить смена президента?
- Я думаю, Украина и ее народ сейчас получили очередной шанс. Шанс порвать с олигархическим прошлым, советским наследием и разорительным разделом страны на своих/чужих. Президент Владимир Зеленский - это протест не только против Петра Порошенко, но против политики всех предыдущих президентов, против навязываемых ими социально-экономических изменений в рамках модели государства всеобщего интервенционизма.
В 2007 году госрасходы Украины составляли 62,5 миллиарда долларов США, в 2018-м - 54,6 миллиарда, то есть на 7,9 миллиарда долларов меньше. ВВП Украины в 2007-м оказался на 18 миллиардов долларов больше, чем в 2018 году. При этом размер государства был неизменно 45–50% ВВП. Жесткий торговый протекционизм, "дырявое" налоговое и валютное законодательство (одним - все дать, у других - все забрать), критически низкое качество услуг государства по защите жизни и собственности граждан, разрушающий экономику конфликт интересов в органах госуправления, блокировка рынка земли, превращение правоохранительных и судебных органов в участников экономики "распил-откат-занос". Вот почему Украина сегодня беднее Украины образца 2007 года.
Владимир Зеленский - это очередной шанс/мандат для украинских элит от украинского народа. За последние 25–30 лет Украина испробовала большое количество инструментов, методов и механизмов проведения экономической политики. При всем многообразии их объединяет одно: общая система/модель экономики - "Левиафан", или всеобщий государственный интервенционизм. В простонародье эту модель можно назвать "грязным" социализмом (потому что с элементами рыночной экономики), государственным олигархатом, моделью третьего пути, имитацией социально ориентированной экономики. Это синонимы одной и той же модели, в которой главным распорядителем львиной доли активов и ресурсов является связка "олигархи + VIP-номенклатурно-силовые кланы". Это модель номенклатурно-олигархического правления, где 1% манипуляторов дурит мозги, разрушает бюджеты 99% остального населения.
В истории Украины не было только одной модели экономики, не была реализована только одна теоретическая система, была массово игнорирована только одна политэкономия - капитализм, либерализм и свободный рынок. Напомним, что капитализм - это система децентрализованного принятия экономических решений потребителями, инвесторами и предпринимателями в рамках их частной собственности в системе открытой конкуренции и международного разделения труда.
Если Владимир Зеленский освободится от желающих управлять им олигархов и выполнит поручение избирателей, реализует повестку дня Оранжевой революции и Революции достоинства, то он поставит Украину на путь быстрого (6–9% в год), долгосрочного (минимум 20 лет) и инклюзивного (дающего возможности для всех) экономического роста и развития. Но все это только в том случае, если он начнет реализовывать в Украине системные реформы по созданию институтов классического капитализма - народной, свободной экономики.
- Какие вы видите теоретические и практические предпосылки для этого?
- Требования к новой экономической политике "команды Зе", с одной стороны, диктует настоящая экономическая наука (базирующаяся на идеях австрийской экономической школы Менгера, Мизеса, Хайека, Кирцнера), с другой - реальная экономическая история (феномен экономического чуда азиатских тигров, Ирландии, в свое время - Швеции, США и Новой Зеландии), а с третьей - здравый смысл: свобода лучше несвободы, частное управляется лучше, эффективнее государственного, а малое государство (госрасходы до 25% ВВП, госсобственность - максимум 15% всех активов и ресурсов) лучше для страны, чем "Левиафан". Как ни крути, народная экономика - лучший фундамент независимости, чем номенклатурная, а открытая конкуренция моральнее, чем олигархат.
У меня есть десяток дружеских советов и рекомендаций "команде Зе" по созданию единой, новой, европейской процветающей Украины. Во-первых, нужна "смирительная рубашка" для правительства. Принятие Экономической конституции (конституционного закона), которая установит рамки для правительства:
- госрасходы до 2024 года - максимум 30% ВВП, с 2024-го - максимум 25% ВВП;
- запрет дефицита бюджета с 2024 года, предельный дефицит до 2024-го - 2% ВВП;
- инфляция до 3% в год;
- предельный размер госдолга с 2024 года - 20% ВВП.
Во-вторых, стоит задуматься о переходе к мультивалютности. Легализация в Украине наряду с гривней следующих платежных средств: доллара, евро, польского злотого, швейцарского франка. Легализация эмиссии денег частными коммерческими организациями под классический золотой стандарт (возвращение деньгам материальной/товарной основы). Снятие ограничений на использование электронных расписок/записей в качестве платежных средств в расчетах между частными коммерческими субъектами. Не лишними будут и снятие ограничений на перемещение денег/активов через границу и полная либерализация финансового счета платежного баланса.
В-третьих, стране необходим переход на инновационную, простую, универсальную налоговую систему, но не "5:10", конечно же. Всего три "плоских" налога: налог с розничных продаж товаров и услуг (плоская шкала, единая ставка определяется в рамках 15–20% от розничной цены товара/услуги); плоский подоходный налог с физических лиц - 10% любого дохода; акцизы (алкоголь, табачные изделия, топливно-энергетические товары - европейские ставки) платят производители. До 2024 года переход на единую универсальную ставку таможенной пошлины на импорт товаров в пределах 3–5% от заявленной стоимости. После 2024 года - снижение пошлины до 2% или полная ее отмена. Запрет на введение налогов и обязательных неналоговых платежей.
В-четвертых, с 2020 года необходимо начать переход на сбалансированный государственный бюджет. Его доходная часть (кроме налогов и пошлины на импорт) должна состоять из поступлений от приватизации, дивидендов от акций госпредприятий. Бюджетная политика должна проводиться по принципу: "все доходы государства идут на выполнение всех его обязательств". И очень желательно прекратить имитацию страхового характера нынешней пенсионной системы, перейдя к выплате пенсий из всех бюджетных доходов.
Примерная структура бюджета Украины может быть следующей:
- оборона (армия) - 5% ВВП;
- полиция, структуры внутренней безопасности - 2% ВВП;
- суды, прокуратура, специальные службы - 1% ВВП;
- органы исполнительной, законодательной власти (национальный, местный уровень) - 3% ВВП;
- образование - 3% ВВП;
- здравоохранение - 3% ВВП;
- пенсии и базовая социальная поддержка - 12% ВВП;
- поддержка базовой инфраструктуры - 1% ВВП.
Итого: примерно 30% ВВП (±1–2 процентных пункта ВВП) на период 2020–2024 годов.
Также необходимо введение полноценного права частной собственности на землю, ее приватизация и создание инфраструктуры рынка земли. Определение закрытого перечня объектов, находящихся исключительно в собственности государства. Проведение приватизации остальных государственных активов; введение обязательных стандартов международного корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства. Передача владельческого контроля над активами, находящимися в собственности государства, отдельной структуре (национальному агентству или казначейской компании).
Не обойтись и без налоговой либерализации. Например, возможно освобождение от уплаты подоходного налога физических лиц, чьи совокупные доходы (зарплата, пособия, дивиденды и так далее) не превышают в эквиваленте 300 долларов. Освобождение от всех налогов и платежей доходов самозанятых, физических лиц-предпринимателей с доходом до 2000 долларов в эквиваленте.
Кроме того, актуально принятие новой структуры правительства: ликвидация министерства экономического развития и торговли, министерства информационной политики, министерства культуры, министерства молодежи и спорта, министерства по делам ветеранов, министерства экологии, снижение статуса отраслевых министерств до агентства. Новая структура правительства должна соответствовать новым функциям государства: министерство обороны, министерство внутренней безопасности, министерство контроля над деньгами налогоплательщиков (финансы, налоги, таможня), министерство юстиции, министерство иностранных дел, министерство инфраструктурной политики, министерство социальной политики.
И, конечно, важна зачистка регуляторного поля (регулирования коммерческой деятельности) по принципу законодательной гильотины. Например, к 1 июля 2020 года чиновники обязаны представить обоснование для сохранения разных регуляторных инструментов (лицензий, разрешений, квот, процедур, проверок и так далее). И в соответствии с определенными критериями нужно принять решение о необходимости дальнейшего применения этих инструментов. Критерии для их сохранения могут быть следующими:
- повышение уровня экономической свободы;
- снижение регуляторного бремени и транзакционных издержек;
- укрепление института частной собственности;
- повышение страновой и корпоративной конкурентоспособности;
- ликвидация/минимизация коррупционных рисков;
- минимизация реальных угроз жизни и собственности граждан.
Все регуляторные инструменты, не соответствующие перечисленным критериям, должны автоматически утратить юридическую силу.
- Что описанные меры могут дать всего за пять лет? Ведь это не длительный срок преобразований, а не более чем шоковая терапия…
- Конечно, важна комплексная реализация всей программы, только в таком случае она позволит добиться нужных показателей. Но, по моим оценкам, за пять лет реализации этих реформ ВВП Украины в 2024 году вырастет минимум до 250 миллиардов долларов (в 2018-м - 124,6 миллиарда), а ВВП на душу населения - минимум до 6000 долларов (в 2018-м - менее 3000 долларов). Но расти будет не только ВВП, средняя зарплата в 2024 году вырастет почти вдвое и составит не менее 600 долларов (в 2018-м было около 370 долларов), существенно улучшится бизнес-климат, и страна станет привлекать внешние инвестиции. Озвученные шаги, например, позволят Украине в Индексе экономической свободы к 2024 году подняться на 22-е место с 147-го, в Международном рейтинге защиты прав собственности - на 30-е с 110-го, в Индексе глобальной конкурентоспособности - на 30-е место с нынешнего 83-го, а в легендарном Doing Business - на 17-е с 71-го.
Если Украина реализует предложенный план, она гарантированно восстановит свою территориальную целостность, потому что только экономически сильная страна может диктовать правила игры на мировой арене, повернет вспять демографические тенденции, поскольку сможет вернуть в страну мигрантов, а главное, станет европейским лидером по темпам роста и развития. Это будет ее уникальный вклад в демократизацию и либерализацию всего постсоветского пространства.