Запасы голубого топлива в украинских подземных газохранилищах (ПХГ) по состоянию на начало зимы 2021 года были почти на 35% меньше, чем показатель прошлого года. На фоне тотального подорожания газа, дефицита угля и угроз со стороны России возникает много вопросов, прежде всего следующий: хватит ли Украине существующих объемов газа и для отопления, и для промышленности, и как существующий дефицит повлияет на экономику?
Украина вошла в зимний сезон 2021/2022 с довольно скромными запасами газа в хранилищах на уровне 16 млрд кубометров. В прошлом году сезон отбора продолжался более полугода — с 20 октября по 29 апреля. За это время Украина потребила свыше 13 млрд кубометров топлива из собственных газохранилищ. То есть запасов у нас не очень много. С темпами отбора ситуация также не оптимистичная: сейчас они почти на 10% превышают темпы прошлого года, с начала отопительного сезона мы уже успели использовать около 2,67 млрд кубометров голубого топлива. Так, национальный оператор ПХГ «Укртрансгаз» объясняет увеличение отбора в ноябре реэкспортом газа, принадлежащего иностранным брокерам (сейчас они хранят 1,1 млрд кубометров в режиме «таможенный склад»). Но для системы не так важно, чей именно газ хранится в хранилищах, как его общие объемы, — чем они ниже, тем меньше возможностей отбора из хранилищ. В условиях довольно сложной ситуации на мировом рынке газа это создает дополнительные вызовы для Украины.
Вторая половина октября и начало ноября были горячей порой на европейском газовом рынке. Сегодня Европа постепенно отказывается от работы исключительно по долгосрочным контрактам с поставщиками и переводит торговлю газом на биржу. Длительное время эксперты отмечали положительный экономический эффект такого шага. Вместо цен, зафиксированных на 5–10 лет вперед, сейчас покупатели и продавцы газа могут в режиме реального времени устанавливать равновесие и покупать необходимые объемы топлива.
В феврале 2021 года голубое топливо торговали по 199 долл. за тысячу кубометров на нидерландском хабе. Но в середине октября цена на фьючерсы в Нидерландах достигала уже 1960 долл. Сегодня планка стоимости газа держится в пределах от 800 до 900 долл.
Причина такого ажиотажа — прогнозируемая потенциальная нехватка газа для зимнего сезона в Европе. При общем уровне потребления 600 млрд кубометров речь идет о возможном дефиците 15 млрд. Обычно такие объемы можно было бы легко докупить. Но наличие давления со стороны России, «конкуренция» за топливо с азиатскими странами, которые активно восстанавливаются после «ковидного» спада, нестабильность некоторых возобновляемых источников и отказ Москвы увеличивать поставки сверх законтрактованных объемов — все эти факторы послужили причиной турбулентности на рынке. Для Украины такая ситуация создает множество потенциальных рисков.
Во-первых, сейчас именно Европа выступает поставщиком импортного газа для Украины, включая реверсные схемы. В 2020 году Украина закупала больше всего газа в Швейцарии, Словакии, Германии и Великобритании, а общий импорт составлял 7,3 млрд кубометров.
Очевидно, что сейчас Европа находится в ситуации, когда вряд ли станет помогать Украине, если сама будет на грани дефицита. Объемы газа, в которых может нуждаться Украина в случае холодной зимы, хотя и меньше европейского дефицита, но все равно понадобятся Европе для обеспечения собственных потребностей.
Во-вторых, проблемой является возможный удар по промышленности. Так, правительство уверяет, что украинцам точно хватит газа для отопления: в целом предприятия теплокоммунэнерго потребляют около 7,5 млрд кубометров ежегодно, из них почти 4,5 млрд идет на нужды населения. Даже в условиях холодной зимы не вызывает сомнений, что в домах людей, больницах и других социальных учреждениях будет тепло.
Впрочем, основной удар может принять на себя промышленность, для которой физически не хватит газа, и предприятия будут вынуждены простаивать до окончания отопительного сезона. В частности, большая потребность в газе у производителей азотных удобрений.
В дальнейшем это может вызвать каскадный эффект, — из-за роста стоимости селитры и других компонентов, а также смещения сроков внесения удобрений аграрии рискуют получить меньший урожай. Кроме индивидуальных проблем на уровне фермеров и агрохолдингов, такой сценарий спровоцирует макроэкономическую нестабильность. Ведь именно аграрии выступают одним из главных источников валютных поступлений в Украину. Если урожай будет системно ниже средневзвешенных показателей нескольких прошлых лет, курс гривни может значительно отличаться даже от пессимистического сценария Минфина.
В-третьих, неочевидным является направление работы Нацбанка в условиях этого кризиса. С одной стороны, Украина уже несколько лет пытается запустить кредитование, постоянно удешевляя заемный ресурс, и на протяжении 2020 года учетная ставка НБУ снизилась с 10 до 6%. С другой — растущая инфляция развернула этот тренд, и на сегодняшний день центральный банк установил учетную ставку на уровне 8,5%, то есть снова займы стали дороже.
Нехватка газа сама по себе будет серьезным фактором нестабильности на валютном рынке и обусловит рост цен производителей. Это заставит НБУ продолжить повышать учетную ставку, чтобы справиться с инфляцией. И тут Нацбанку есть где разгуляться: для сравнения, в начале 2019 года базовая ставка была на уровне 18%, а в середине 2015-го несколько месяцев вообще держалась на отметке 30%.
С одной стороны, повышение учетной ставки уменьшит свободный гривневый ресурс, который в условиях турбулентности можно было бы конвертировать в доллар, создавая дополнительное давление на гривню. С другой — этот шаг приведет к радикальному сокращению темпов восстановления экономики. Если сейчас ЕБРР прогнозирует рост украинского ВВП в 2022 году на уровне 3,5%, то в случае повышения учетной ставки темп развития экономики может оказаться намного ниже даже этого скромного прогноза.
Это запустит еще один эффект — вывод нерезидентами средств за границу, чтобы инвестировать заработанные деньги в более перспективные локации. Такой сценарий не только противоречит долгосрочным интересам Украины, но и станет дополнительным фактором просадки гривни.
При этом если НБУ решит держать учетную ставку в коридоре до 9%, то на фоне повышения стоимости энергетических ресурсов и перекладывания увеличенных цен топлива на стоимость конечных товаров это может стать причиной значительного роста инфляции. Наконец, она также ударит по производителям, ведь приведет к сокращению спроса на продукцию, цена которой растет быстрее доходов большинства населения.
Фактически взаимосвязанность многих экономических процессов может привести к тому, что минимальное изменение только одного параметра — уровня обеспечения государства газом в холодный сезон, может радикально сломать тренд восстановления экономики. А доступные НБУ инструменты потенциально не в состоянии решить проблему, потому что их использование вызовет появление других негативных тенденций.
На этом фоне главной задачей государства в краткосрочной перспективе является обеспечение запасов газа на уровне, достаточном для прохождения неблагоприятной зимы даже в условиях давления со стороны России или других внешних проблем. Если провалить выполнение этой задачи, то попытки компенсировать энергетический кризис монетарными инструментами НБУ только усугубят проблему, запустив рецессию.
В среднесрочной перспективе необходимы инвестиции в энергетическую независимость Украины. Развитие газовых месторождений, а также реально эффективных «зеленых» источников энергии может помочь уравновесить внутреннее потребление и производство энергии. Например, Польша, у которой ВВП вчетверо больше, чем в Украине, потребляет в 1,5 раза меньше природного газа.
На уровне государства для этого должны быть как кнут в виде конкретных требований энергоэффективности для предприятий и жилого фонда, разработки прозрачных механизмов сертификации и контроля, так и пряник — льготные кредитные ресурсы для энергетической модернизации сооружений и производств.
Зима 2021/2022 несет риски для Украины и Европы, — сегодня мы балансируем на грани между потребностью в природном газе и собственными запасами, доступными для потребления. В случае сильных морозов или провокаций со стороны России, основного поставщика для европейского рынка, энергетический баланс легко сместится в сторону дефицита. Гарантия обеспечения потребностей населения и промышленности остается единственным инструментом, который может предотвратить начало полномасштабного не только энергетического, но и экономического кризиса в Украине. А потребность в достижении энергетической независимости на сегодняшний день является едва ли не единственным возможным сценарием спасения для нашей страны.