«Безнадега. Точка. Врут»

04 апреля, 2008, 14:01 Распечатать Выпуск № 13, 4 апреля-11 апреля 2008г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Антиинфляционная политика предыдущего правительства была действительно безграмотной, если существовала вообще...

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Заветный перечень антиинфляционных мероприятий-2008, на который премьер-министр Юлия Тимошенко возлагала такие надежды в борьбе с ростом цен, был представлен на суд широких масс лишь в самом конце марта. Хотя о начале «разработки и выполнения четкого плана антиинфляционных мер с указанием сроков и ответственных лиц за его выполнение» глава Кабмина сообщила еще в начале января. «Ответственная власть выплату компенсаций должна подкрепить комплексом антиинфляционных мероприятий», — заявляла тогда премьер, попутно заверяя, что «в этом году таких инфляционных шоков, которые были в прошлом году, категорически не будет», поскольку прошлогодняя инфляция (16,6%) была лишь следствием «безграмотной политики».

Ну что тут скажешь… Антиинфляционная политика предыдущего правительства была действительно безграмотной, если существовала вообще. Поэтому когда в начале года Юлия Тимошенко убежденно говорила, что «между правительством и Национальным банком в ближайшее время будут зафиксированы все необходимые шаги», так хотелось поверить в чудо…

Увы, предложения Минэкономики, подготовленные еще в феврале и затем принятые правительством за основу, явно разочаровали. Все как всегда: либо слишком общие и явно невыполнимые (поэтому без четких сроков), либо уже неоднократно доказавшие свою неэффективность меры административного характера.

Не выдержав обрушившейся в его адрес критики, «перечень на 16 страницах из 53 мероприятий» отправился на доработку. Появление же на свет итогового документа произошло настолько незаметно, что приметило сей факт лишь одно деловое издание. В то же время правительственный портал и веб-сайт Минэкономики, пиарящие каждый чих своего руководства, ни новости, ни даже объявления по этому поводу не опубликовали.

Сначала антиинфляционный план и вовсе едва не затерялся в разделе «Прогнозы», и лишь впоследствии для него нашлась специальная ячейка в разделе «Макроэкономическая политика Украины».

Справедливости ради следует отметить, что окончательный вариант документа все-таки отличается в положительную сторону от многократно раскритикованной первоначальной версии. Кроме общих фраз и деклараций, среди расширившегося до 57 позиций перечня все-таки можно найти некоторые достаточно конкретные пункты.

В частности, подписанные министром финансов Виктором Пинзеником обязательства, первое из которых — сократить уровень дефицита бюджета до 1,2—1,5% ВВП. По информации «ЗН», этот пункт, по которому шли наиболее ожесточенные споры, является результатом компромисса, достигнутого в ходе консультаций между правительством и Нацбанком. Монетарное ведомство предлагало ограничить дефицит цифрой до 1% ВВП.

Втрое обязательство — удерживать бюджетные расходы не более запланированного уровня, а именно 26,1% ВВП, а в случае получения внеплановых поступлений направлять их только на уменьшение дефицита бюджета. И здесь, кстати, правительство не согласилось с предложением Нацбанка ограничить свои расходы конкретной суммой (речь шла о 232 млрд. грн.). Ведь номинальный ВВП, благодаря нынешней инфляции, может оказаться значительно выше заложенных в бюджете 890 млрд. и даже обновленного прогнозного уровня в 921 млрд. грн.

Простое сопоставление последней цифры с зафиксированным Госкомстатом итоговым показателем 2007 года (709 млрд.) показывает, что с поправкой на прогнозируемый правительством реальный прирост экономики (6,8%) закладываемый Кабмином в расчеты показатель дефлятора ВВП составляет 21,6%. Это и будет наиболее близкий к реальности прогноз роста цен на производимую отечественной экономикой продукцию. Он, кстати, практически полностью совпадает с опубликованным в среду прогнозом миссии МВФ, закончившей 1 апреля свою работу в Киеве. Эксперты фонда предсказали уровень среднегодовой инфляции в Украине — 20—22%. Видимо, план антиинфляционных мероприятий, с которым функционеров МВФ наверняка ознакомили, не произвел на них достаточного впечатления.

Тем временем официальный индекс роста потребительских цен по итогам года (декабрь к декабрю), как прогнозирует все тот же МВФ, достигнет примерно 17%. Предпосылка для некоторого замедления инфляции — надежды на хороший урожай, а значит, продуктовые цены к осени, по теории, могут не только замедлить свой рост, но и даже начать снижаться.

Кроме того, глава Кабмина уже заявляла о намерении за счет снижения пошлин стимулировать импорт (цены на который не учитываются при расчете дефлятора, но влияют на индекс потребительских цен).

Тем временем в медиапространстве вдруг появилось «сообщение» «источника в Министерстве экономики Украины», что инфляция в Украине в марте превысит 2%, а показатель за первый квартал 2008 года, таким образом, «приблизится к 8%».

Что на деле противопоставляет таким слухам правительство? Оно уже начало реализовывать некоторые пункты антиинфляционного плана. В частности, в прошлом месяце Минэкономики предложило ввести ограничения на предельный уровень рентабельности производства продуктов питания — 12%, а для торговых надбавок — 15%. А 3 апреля Кабмин подписал с крупнейшими ритейлерами и товаропроизводителями Меморандум о 10-процентном ограничении торговой наценки на социально значимые продукты. Наценка будет ограничена на 32 вида продукции, перечень которых определяет Минэкономики, в частности на масло, мясо и др.

Таким образом, нынешний премьер в очередной раз продемонстрировала свое умение убеждать и договариваться. А вот с умением и готовностью осуществлять действительно жизненно важные для страны структурные реформы (кроме отказа от посредников в схемах поставок газа в Украину) дела обстоят, видимо, значительно хуже.

А что же оппозиция, в которой, напомним, фактически находятся президент с его секретариатом? Обидно, но и она не сделала никаких выводов из прошлых ошибок. Общество слышит лишь очень слабо аргументированные агитационные страшилки, которые идут стране и экономике лишь во вред, еще больше разжигая инфляционные настроения в обществе.

Есть ли содержательная и выполнимая альтернативная программа реформ у регионалов? Вроде бы да, и где-то спрятан разработанный дорогущими западными экспертами проект. Но кто его видел, насколько он выполним?

Однако вернемся к антиинфляционному плану, который содержит и другие правильные пункты:

— при подготовке Бюджетной декларации на 2009-й и последующие годы осуществлять политику повышения социальных стандартов в соответствии с ростом производительности труда;

— использовать средства от приватизации госпредприятий, полученные свыше запланированных объемов в 2008 году, для финансирования инвестиционных проектов последующих лет.

Но эффект от подобных мер начнет проявляться никак не раньше следующего года, вполне резонно замечают эксперты. И задаются вопросом: «А как же в таком случае быть с обещанием вернуть обесцененные сбережения?» Или выполнять эти пункты антиинфляционной программы на самом деле никто не собирается и именно поэтому их принятие никто не афишировал?

Отдельного внимания заслуживают перспективы «совместной разработки и реализации плана перехода к режиму, базирующемуся на ценовой стабильности», а также постепенного перехода в среднесрочном периоде к плавающему обменному курсу с одновременным усилением действенности процентной политики.

Само по себе это намерение не ново. Новизна заключается в определении сроков перехода — 2008—2011 годы.

Между тем, согласно опубликованной 3 апреля с.г. информации, интервенции по выкупу Нацбанком валюты в прошлом месяце составили 355 млн. долл., а золотовалютные резервы достигли очередного исторического максимума — 33,23 млрд. долл. Откуда, если на протяжении прошлого месяца НБУ практически не принимал видимого участия в валютных торгах на межбанке?

Все просто: не участвуя в долларовых торгах, Нацбанк при каждой удобной возможности активно запасается евро. Правда, остаются вопросы к прозрачности этого процесса, но то — совсем другая история.

В итоге снова возросла эмиссионная активность НБУ: денежная база в прошлом месяце увеличилась на 2,1 млрд. грн. (1,6%). Тревожнее всего, что снова начал расти и объем наличных в обращении. За январь он увеличился на 2,7% (почти 3 млрд. грн.).

С начала года денежная масса (агрегат М3) увеличилась уже на 5,1% (20,1 млрд. грн.), тогда как за аналогичный период «прошлого года безграмотной политики» показатели были куда скромнее — прибавка на 4,4%, или 11,5 млрд. грн. Это значит, что Нацбанк может оказаться вынужденным закручивать кредитно-денежные гайки и дальше. Несмотря на то, что темпы наращивания денежной массы пока укладываются в предельные показатели, заложенные в Основах денежно-кредитной политики на нынешний год, — 30—35%.

Кроется здесь и еще один неприятный момент. Некоторые отечественные и иностранные эксперты прогнозируют возможное значительное увеличение после вступления в ВТО наплыва в Украину так называемых горячих денег. Спекулятивный капитал может хлынуть в страну в поисках альтернативных традиционным источников вложений на мировых рынках, которые потеряли былую привлекательность. В таких условиях вероятны не только новые рецидивы с колебаниями валютного курса за пределы устоявшегося в общественном сознании и даже обозначенного Основами денежно-кредитной политики коридора (4,95—5,25 грн./долл.), но и более масштабная полноценная ревальвация гривни.

Что будет в результате с прямыми инвестициями и внутренними производителями — вопрос, не требующий ответа. Не следует ли предусмотреть упреждающие меры, чтобы потом снова не пенять на «происки врагов»?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК