На протяжении развития цивилизации стремления каждого человека направлены на рост благосостояния и качества его жизни и жизни его близких, удовлетворение материальных и духовных потребностей. Во многом в современных обществах некоторые функции такого обеспечения передаются государству и тем людям и учреждениям, которые принимают решения по экономической и социальной политике.
Макроэкономическая наука еще изначально сформулировала зависимость роста благосостояния от двух основных макроэкономических параметров: экономического роста и инфляции. Экономический рост ассоциируется с соответствующим увеличением доходов всего населения, а низкая инфляция означает, что эти доходы со временем не теряют много в покупательной способности. В современных условиях все большее внимание начали уделять и другим не менее важным параметрам и факторам, влияющим на улучшение качества жизни людей.
Более равномерное распределение доходов в обществе позволяет большему количеству людей получать выгоды от экономического роста. Экономисты ввели новый термин «инклюзивный рост», когда национальные доходы распределяются более равномерно и справедливо среди общества и дают возможность большим слоям населения ощущать плоды этот роста. Конечно, это уже зависит не только от количественных параметров в макроэкономических моделях, но и от качества государственных институтов, руководящих экономикой и перераспределяющих доходы в государстве. Это зависит также от качества законов и обязательности их выполнения, низкого уровня коррупции в системе управления государственными финансами и в обществе в целом. А еще от того, является ли общепринятой парадигмой то, что государственные интересы всегда выше частных или групповых интересов тех, кто является властью и принимает решения. Это также зависит от совершенства механизма контроля общества над решениями власти. Страны в современном мире в значительной степени отличаются по показателю распределения доходов. В частности, скандинавские страны (Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания и Исландия) имеют относительно низкий показатель неравномерности дохода между зажиточными и малообеспеченными по сравнению даже с другими развитыми странами. Тогда как на другом полюсе находится ряд государств, где 1% населения владеет свыше половиной или больше национального богатства этих стран.
В современном мире все больше факторов, отличных от сугубо денежных, определяют благосостояние.Это и состояние окружающей среды, в частности качество питьевой воды и воздуха, и уровень социальной защиты, и доступ к медицинским услугам и образованию, а также их качество. На первый план выходят также факторы непосредственной безопасности для жизни в определенной стране или месте проживания. А еще приобретают больший вес вопросы расового, гендерного равенства и еще многие другие факторы. Все эти факторы значительно взаимосвязаны и могут быть даже в некоторой степени измерены как по количеству, так и по качеству. Скажем, зажиточный человек в Лагосе или Сан-Паулу может иметь больший относительный денежный доход, чем житель Вены или Ванкувера. Но при других равных он будет тратить значительную часть собственного дохода на меры безопасности, чистую еду и воду, а также на медицинское обслуживание, и вообще жить в среднем будет меньше, чем сравнимый субъект в другом, более приятном месте проживания.
Индекс качества жизни (quality of life index), методология которого предложена Economist Intelligence Unit, основывается на оценке жизни в странах и охватывает около 80 стран мира (см. рис.).
Этот индекс учитывает как монетарное благосостояние (ВВП на душу населения, цены, паритет покупательной способности), так и уровень здоровья, политической стабильности и безопасности, климата и состояния окружающей среды, безработицы, равенства распределения доходов и некоторых других параметров.
Еще одним подходом, методология которого субъективна, но весьма точно отражает качество жизни между разными странами, является индекс счастья (happiness index), публикуемый в соответствующем отчете (см. табл.).
В частности, в отчете есть ежегодное ранжирование стран по индексу счастья. Методология индекса базируется на опросах респондентов в разных странах о качестве факторов жизни: экономических, социальных, природных, факторах безопасности и т.д. Этот индекс коррелирует с индексом качества жизни, но учитывает не оценки специалистов, а точку зрения опрашиваемых и их восприятие благосостояния и собственного счастья. Финляндия в 2021 году являлась лидером по индексу счастья, а у остальных скандинавских стран высокиепоказатели по каждому из ранжирований.
Но если по индексу качества жизни в лидерах находятся преимущественно очень богатые страны, то поиндексу счастья в верхней части есть и некоторые страны со средними доходами, такие как Коста-Рика, Словения и Чехия. Но население этих стран дает высокую оценку своему удовольствию от жизни.
Украина, имея хорошие природные и климатическые условия, большое количество природных ресурсов и неплохие стартовые экономические позиции, со времени обретения независимости находилась на нижних ступенях в разных рейтингах стран как по уровню доходов на душу населения, так и по индексу качества жизни или индексу счастья. Это является отражением того, что мы за 30 лет после обретения независимости так и не смогли использовать то, что нам дала природа, а также построить общество, где преобладающее число граждан чувствовали бы себя счастливыми.
Война перевернула страницу, когда можно было сравнивать более объективно качество жизни в нашей стране с другими странами на разных континентах. Кажется, что сейчас неуместно даже анализировать эти индексы, когда в Украине идет полномасштабная война, десятки тысяч уже погибли в боях и под обстрелами современных фашистских орд с востока, миллионы людей покинули свои дома, а почти половина экономики разрушена. Но уже многие из нас спрашивают себя: что будет после войны? Куда и как Украина будет двигаться в дальнейшем? Как быстро она сможет восстановить экономику и вернуть миллионы людей домой? Потому что человеческийкапитал бесценен, и без него невозможно восстанавливать страну. В конце концов, какую страну мы должныотстроить? Для того ли сейчас погибают лучшие из лучших, чтобы после победы мы снова начали восстанавливать то же самое общество, качество жизни в котором и эксперты, и сами украинцы до войне оценивали очень низко?
Уже сейчас общество должно анализировать, какие факторы являются определяющими для того, чтобы преобладающая часть граждан страны после войны чувствовали, что имеют перспективы в Украине для себя и своих детей и в экономическом, и в социальном аспектах. Чувствовали, что государство уделяет достаточно внимания всем слоям населения. Что национальный доход распределяется справедливо и без коррупционной составляющей. Государство эффективно выполняет свои конституционные обязательства по защите граждан, а богатство страны действительно принадлежит народу, а не кучке «олигархов», которые де-факто руководят политикой и экономикой. И, наконец, чтобы в опросах по индексу счастья Украина быстро поднималась вверх, а не плелась в хвосте вместе с Либерией и Мозамбиком.
Что для этого надо делать? Главный рецепт успешных и счастливых стран — это не количество баррелей нефти или кубометров газа или не прекрасное географическое положение, хотя и это не лишнее при разумном управлении, как это есть в Норвегии, Швейцарии или Канаде. Главным фактором успеха качества жизни людей в любой стране являются качественные государственные институты и эффективная система государственного управления. В нашей ситуации необходимо добавить и направленность на развитие высокотехнологических отраслей с акцентом на военное обеспечение наших Вооруженных сил. Это единственно возможное стратегическое направление развития экономики и государственного управления, которое будет гарантировать существование независимой и сильной Украины. А развитие такой социально-экономической модели не менее важно и не менее трудно, чем победа над агрессором.
Больше статей Александра Петрика читайте по ссылке.