Министры финансов и главы центральных банков стран мира собирались в Вашингтоне на ежегодное собрание Международного валютного фонда и Всемирного банка, проходившего с 21 по 26 октября 2024 года. Сейчас лидеры финансового мира планеты столкнулись с очень сложной геополитической и экономической ситуацией. Полномасштабная война в Европе и на Ближнем Востоке, торможение роста мировой экономики и международной торговли, ухудшение климатических условий, рост размеров как государственных долгов отдельных стран, так и глобальной долговой нагрузки, фрагментация мировой экономики, необходимость модернизации стратегии и отдельные аспекты политики кредитования МВФ — все эти и другие проблемы и пути их решения были предметом обсуждения и дискуссий этого представительного форума. Все эти проблемы связаны друг с другом и требуют совместных усилий всех стран и эффективных комплексных решений.
Согласование макроэкономических политик основных мировых центров экономического влияния
Большинство мировых экономик, включая США и Канаду, Китай, Англию и Европейский Союз, столкнулись с контрциклическими обстоятельствами, когда рост экономик замедляется, а инфляционные процессы хоть и несколько притормозились, остаются существенными. В частности World Economic Outlook (IMF) констатирует, что, несмотря на стабильный прогноз мирового экономического роста 3,2% в 2024-м и 2025 годах, риски глобального торможения остаются крайне высокими:
— текущая волатильность финансовых рынков может привести к ужесточению финансовых условий, что в свою очередь приведет к ослаблению инвестирования, особенно в развивающихся странах;
— интенсификация протекционистских политик и геополитическое напряжение приводят к торможению мировой торговли, разрывают мировые производственные цепочки и подрывают доверие инвесторов.
Проинфляционные риски также остаются высокими, хотя прогноз Международного валютного фонда по мировой инфляции сейчас имеет понижающий тренд 5,8% в 2024 году и 4,3% в 2025-м.
Исходя из этого, МВФ, Всемирный банк, правительства и центральные банки ведущих экономик должны рассматривать более тесную координацию макроэкономических политик и усиление структурных реформ для обеспечения «мягкой посадки», то есть возможности избежать перехода мировой экономики в состояние рецессии или в более негативном сценарии — в состояние экономического и финансового кризиса.
Предотвращение геоэкономической фрагментации и управление последствиями геополитических конфликтов
МВФ тщательно проанализировал негативное влияние геоэкономической фрагментации в экономических и финансовых отношениях между отдельными странами и группами стран. Очевидно, что это приводит к росту производственных затрат, сокращению торговли и приостановке роста инвестиций в мировой экономике. Особенно болезненный этот процесс для беднейших стран, когда прерывание торговли, в частности товарами питания и первой необходимости, вызывает обнищание десятков миллионов людей в странах Африки, Южной Азии и других бедных странах Глобального Юга. На базе этого анализа МВФ предложил новый подход, направленный на сохранение национальной безопасности всех стран — членов МВФ, усиление устойчивости цепочек поставок и безопасности инвестиций, более широкий обмен данными и политические диалоги между странами — членами МВФ вместо торговых войн. Вместе с тем МВФ и Всемирный банк осудили какие-либо формы насилия и военной агрессии со стороны одних стран по отношению к другим. Это направление самое важное сейчас для Украины. Именно благодаря финансовой поддержке со стороны МВФ, в частности в рамках программы расширенного кредитования (EFF), вместе с помощью других ведущих стран-союзников Украине удается во время войны с РФ обеспечивать макроэкономическую стабильность. Текущая программа EFF с МВФ подошла к рекордному этапу — ее пятому пересмотру. Ни одна предыдущая программа Украины по МВФ не достигала такого результата, а почти все предыдущие программы были прерваны на более ранних этапах и не имели логического завершения.
Надо отдать должное Фонду, который с целью поддержки Украины во время широкомасштабного вторжения РФ изменил определенные собственные подходы в условиях предоставления финансовой помощи и проявил гибкость в сложившихся новых геополитических условиях. Но можно догадываться, что за кулисами официальных мероприятий, на технических встречах с руководством Фонда, членами миссии по Украине и представителями стран-доноров, и при обсуждении условий продолжения программы украинская сторона также должна отвечать на острые вопросы об эффективности использования финансовой помощи и усилении борьбы с коррупцией, а также брать на себя дальнейшие обязательства по улучшению системы государственного управления, эффективности судебной ветви власти и ряду других важных вопросов.
Изменение климата и стимулы для усиления финансирования соответствующих мер
Проблемы изменения климата стали меньше освещаться и дискутироваться публично в связи с началом эпидемии коронавируса, а потом войны РФ против Украины и военными событиями на Ближнем Востоке. Но климатические проблемы никуда не исчезли, а тенденции атмосферного потепления ускорились. Поэтому Всемирный банк и МВФ пообещали оказать аналитическую, техническую помощь, а также финансовую поддержку странам для смягчения последствий изменения климата и на меры по уменьшению выбросов углерода в атмосферу. В частности Всемирный банк пообещал увеличить долю климатических кредитов в собственном портфеле с 35 до 45% в 2025 году. МВФ организовал собственный фонд (RST) , который уже финансируется за счет 23 стран и направлен на поддержку стран с низкими доходами, для смягчения негативного влияния климатических изменений. Но, как обычно, этих средств явно мало, и участники ежегодного собрания должны обсудить дальнейшие пути решения проблем изменения климата.
Пути по уменьшению относительного размера государственного долга и помощь странам с низкими доходами
Глобальный государственный долг продолжает расти значительными темпами. Согласно прогнозу МВФ, он превысит 100 трлн долл. уже в 2024 году и будет увеличиваться в среднесрочной перспективе. По базовому сценарию МВФ прогнозируется, что глобальный государственный долг приблизится к 100% мирового ВВП до конца десятилетия. Такой его рост обусловлен в первую очередь увеличением долга Китая и Соединенных Штатов Америки, учитывая размеры двух крупнейших экономик мира, а также то, что государственный долг у них и сейчас высокий, но, как можно ожидать, будет расти быстрее, чем это прогнозировалось до пандемии.
Поэтому МВФ сосредоточился на трех наборах дополнительных фискальных мер.
Во-первых, необходимо сбалансировать расходы и провести фискальные реформы с целью мобилизации внутренних ресурсов, несмотря на то, что это всегда вызывает политические трудности. Но если такие действия отложить, это нанесет еще больший вред экономикам в будущем. А решение проблемы роста государственного долга поможет избежать более болезненных корректировок позже. Это также создаст бюджетное пространство для приоритетных расходов и преодоления будущих шоков.
Во-вторых, МВФ поддерживает сейчас и продолжит поддерживать учреждения, предоставляющие гранты или займы с низкими процентами странам для преодоления бедности и стимулирования роста.
И, в-третьих, МВФ помогает в программах реструктуризации внешних долгов для стран, оказавшихся в затруднительном финансовом положении, в частности в переговорах с частными владельцами государственных облигаций.
Особо опасным рост государственной долговой нагрузки является для стран с низкими доходами, у которых нет достаточных финансовых подушек безопасности, и в случае негативных шоков они могут погрузиться в долговой кризис.
Финансовые вопросы стратегии МВФ
Фонд завершил 16-й пересмотр квот, одобрив 50-процентное увеличение взносов стран-членов в собственные квоты на равнопропорциональной основе. Тем самым МВФ повысил собственную кредитную состоятельность до почти одного триллиона долларов. Совет директоров Фонда также поручил руководству Фонда пересмотреть формулу квот, которая касается количественного распределения квот/голосов среди стран-членов и должна была бы лучше отображать относительный вес стран-членов в мировой экономике. Кроме того, Фонд планирует пересмотреть и утвердить политику дополнительных комиссий, применяемых к части кредитов, которые превышают размер квоты, а также ряд других технических вопросов, связанных с программами финансовой помощи для стран-членов.
Если основные мировые экономические и финансовые лидеры воспользуются возможностью и найдут пути к большей координации собственных экономических политик, это создаст основу для «мягкой посадки» мировой экономики и поможет в финансировании программ по изменению климата. Также это может быть вкладом и в большую финансовую поддержку Украины в борьбе с российской агрессией.