Проблема солидарной системы обостряется: общая численность застрахованных лиц в декабре 2022 года составляла 10,8 миллиона, а пенсии выплачивались 10,69 миллиона лиц. К тому же средний размер выплат из-за последней индексации пенсий на 19,7% для 10,5 миллиона лиц вырос до 5219,69 грн. Что делать?
Печальная статистика
Не радует и то, что доля работников, получавших зарплату ниже минимальной, повысилась: около двух миллионов украинцев зарабатывали меньше или на уровне минималки. По сравнению с декабрем 2021 года количество лиц, у которых уровень заработной платы стал ниже минимального, увеличилось на более чем 497 тысяч. Почти два миллиона работников получали до 10 тыс. грн в месяц.
Правда, средняя зарплата, с которой уплачены страховые взносы для начисления пенсии, за прошлый год выросла на 2,9% и составила 13 376,21 грн (в 2021 году — 12 993,56 грн). Но этот позитив значительно нивелирует тот факт, что количество лиц, в течение года плативших страховые взносы, уменьшилось на 1,2 миллиона (с 9,81 до 8,63 миллиона).
Такие же неустойчивые чаши весов и по плательщикам единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование из числа юридических лиц. В течение 2022 года их количество увеличилось на 14,7 тысячи. Но и уволенных было на 429,2 тысячи больше, чем трудоустроенных. Все это печальные, но достоверные данные, обнародованные Пенсионным фондом.
Проблема системы
О ней все знают, и она обострилась еще раньше. Причем не только в Украине, но и в мире. При солидарной системе деньги, которые государство выплачивает пенсионерам, зарабатывает молодежь. Ее внедрил в конце ХIХ века немецкий канцлер Отто Бисмарк, и она работала прекрасно до тех пор, пока граждане не доживали до глубокой старости, заводили много детей и находили возможность их трудоустроить, чтобы таким образом обеспечить необходимый уровень пенсионных отчислений. Однако сегодня продолжительность жизни европейцев намного увеличилась, а детей они рожают значительно меньше.
Довольно часто проблему пытаются решить путем повышения пенсионного возраста. Он растет поэтапно, часто параллельно с увеличением страхового стажа.
И хотя законодательство в каждой из стран свое, объяснение типичное для всех: продолжительность продуктивной жизни людей повышается благодаря достижениям науки и медицины. То есть происходит старение населения: увеличение количества пожилых людей, которые живут дольше, но уже не в состоянии зарабатывать, и это приводит к усилению давления на трудоспособную часть общества.
В большинстве европейских стран пенсионный возраст приближается к 65 годам и даже больше. Самый низкий он в таких странах ЕС: во Франции, Греции, Италии, Люксембурге и Словении — 62 года как для мужчин, так и для женщин. А вот в Испании на пенсию выходят в 65, в Великобритании — в 66, в Германии и Италии — в 67 лет.
Французский опыт
Пенсионную реформу президент Эмманюэль Макрон пытается провести еще с 2020 года, но каждый раз наталкивается на непреодолимые препятствия (сначала протесты «желтых жилетов», потом — COVID-19, сейчас — многотысячные и далеко не мирные манифестации).
И хотя нынешний вариант реформы значительно мягче (поэтапное повышение к 2030 году пенсионного возраста не до 67, а только до 64 лет), это пугает французов. Далеко не все они будут иметь возможность выйти на пенсию в 64 года. Ведь будет повышаться и минимальный трудовой стаж, позволяющий претендовать на пенсию: с 2027 года он составит 43 года.
По словам Макрона, в то время, когда он начинал трудовую деятельность, в стране было 10 миллионов пенсионеров, тогда как сейчас их уже 17 миллионов, а к 2030 году количество пенсионеров превысит 20 миллионов. Это станет непосильным бременем для экономики и непомерно увеличит налоговую нагрузку на работающих. Как следствие, уровень жизни среднего французского пенсионера все больше будет превышать уровень жизни среднего работника, обеспечивающего его благосостояние.
Несправедливость очевидна, но есть сомнения, что французскому президенту удастся провести пенсионную реформу. В прошлом году его партия потеряла большинство в Национальной ассамблее, а отсутствие парламентского большинства и зависимость от голосов оппозиции могут сорвать реализацию планов.
В помощь
Жизнь на пенсии в Украине и Европе невозможно сравнивать. Если у нас с выходом на заслуженный отдых человек почти сразу же начинает испытывать материальные трудности, то там он получает массу свободного времени и возможность реализовать отложенные в молодости мечты.
Напомним, что в Украине пенсионный возраст непосредственно зависит от стажа работы. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, надо накопить не менее 30 лет страхового стажа. Те, кто у кого его будет меньше, смогут пойти на пенсию в 63 года, но при наличии не менее 20 лет стажа. Если же человек отработал от 15 до 20 лет, то будет получать выплаты от государства в 65 лет. А те, у кого меньше 15 лет стажа, после достижения 65 лет вместо пенсии будут получать социальную помощь.
В среднем наше население выходит на пенсию со страховым стажем около 32 лет. К тому же величина страхового стажа будет расти каждые 12 месяцев вплоть до 2028 года. Правда, стаж можно докупить, но обойдется это недешево.
Что касается размера выплат, то пенсии в Украине привязаны к прожиточному минимуму, составляющему в 2023 году 2093 грн. Поскольку в этом году он не будет повышаться, то и пенсии будут заморожены (в последний раз их повысили, проиндексировав в марте). Но и эта сумма в два с половиной раза меньше фактического размера прожиточного минимума.
Так что необходимость искать помощь солидарной системе у нас более актуальна, чем где-либо. Ведь даже несмотря на то, что продолжается тенденция к снижению количества пенсионеров (по данным Пенсионного фонда, за последний год — на 153 тысячи меньше), потребность в деньгах на выплату пенсий растет. Так, если в прошлом году в январе требовалось 44,5 млрд грн, то уже в декабре понадобилось 51,4 млрд грн. И это притом, что более 73% пенсионеров получали пенсию до 5 тыс. грн, почти 40% (четыре миллиона человек) — до 3 тыс. грн. А еще были те, кому полагалось по 2 тыс. грн в месяц, хотя их количество существенно уменьшилось.
Взносы на личные пенсионные счета
Таким образом, несмотря на войну, в Украине уже начали внедрять накопительную систему. Как известно, она будет базироваться на том, что часть взносов украинцы начнут откладывать на личные пенсионные счета, а другую часть продолжат платить в общий Пенсионный фонд.
В конце прошлого года парламент принял закон №2734, который предусматривает упрощенный механизм добровольного участия граждан в общеобязательном государственном пенсионном страховании. Фактически это разрешение платить пенсионные страховые взносы в свою пользу и на счета других людей без бумажной волокиты и посещения госучреждений.
Речь идет о цифровом инструменте, который уже работает и позволяет застрахованным и незастрахованным лицам старше 16 лет платить деперсонализированные или персонализированные взносы в Пенсионный фонд на будущую пенсию для себя и других. Подавляющее большинство из первой сотни добровольцев сделало их в свою пользу. Чуть больше трети платежей осуществлены в размере минимального страхового взноса — 1474 грн.
Разработчики системы утверждают, что добровольное страхование и благотворительные пожертвования в солидарной системе важны для людей, которые еще не пенсионеры. В частности для тех, кто временно выехал, получает доходы за рубежом, но планирует вернуться и иметь достойную пенсию в Украине.
Работников, которые хотят увеличить размер своей будущей пенсии, это также может заинтересовать. Ведь добровольные взносы влияют на размер зарплаты, с которой рассчитывается пенсионная выплата (она зависит не только от стажа, но и от размера зарплаты).
Сообщение об уплате взносов будет поступать в личный кабинет застрахованного лица, в пользу которого уплачены взносы, на вебпортале электронных услуг ПФУ. Суммы уплаченных страховых взносов зачисляют за месяц, в котором поступили средства. Этот месяц будет зачислен в страховой стаж и за него будет учтена зарплата — для незастрахованных лиц, а для застрахованных — увеличена зарплата для начисления пенсии.
Фактически каждые 100 грн добровольно уплаченного взноса увеличивают месячную зарплату, которую учтут при назначении пенсии, почти на 455 грн. Если с учетом добровольно уплаченных страховых взносов и фактически заплаченного работодателем за застрахованное лицо единого взноса зарплата за соответствующий месяц превысит максимальную величину, с которой платятся страховые взносы, часть страховых взносов пойдет в счет следующего месяца.
P.S. Пока готовилась статья, стало известно: в ВР внесен проект закона об обязательном накоплении пенсии. Документ предлагает установить обязательное участие в системе всех категорий работающих лиц до 55 лет и обязательную уплату работодателями пенсионных взносов в пользу таких наемных работников.
Работодатели должны будут платить в 2023 году 1%, в 2024-м — 1,5, в 2025-м — 2% от размера зарплаты работников, а государство — софинансировать взносы за счет средств госбюджета. Такие же условия государственного софинансирования предлагаются самозанятым и ФЛП, участие которых добровольное.