Повышение налогов. Кто заплатит больше всего и есть ли этому альтернативы?

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Повышение налогов. Кто заплатит больше всего и есть ли этому альтернативы? © depositphotos/alfexe

Верховная Рада Украины на своем заседании приняла за основу законопроект №11416-д о повышении налогов. За него проголосовал 241 народный депутат.

Законопроект приняли в День святой Софии, матери Веры, Надежды и Любови. С учетом того, что повышение налогов затронет каждого работающего украинца, всем нам остается только верить, что эти налоги будут собраны с экономики, надеяться на то, что они будут прозрачно и эффективно потрачены, и… любить депутатов за такие «мудрые» решения.

Перейдем к самому законопроекту, которым, в частности, предполагается:

  • повысить ставку военного сбора с доходов физических лиц с 1,5 до 5%. Это, в частности, доходы в виде заработной платы и проценты по депозитам в банках, то есть самые распространенные доходы населения в стране;
  • установить военный сбор в размере 1% от дохода для плательщиков единого налога третьей группы;
  • установить военный сбор для физических лиц-предпринимателей — плательщиков единого налога первой, второй и четвертой групп на уровне 10% размера минимальной заработной платы в месяц;
  • установить ставку налога на прибыль для банков за 2024 год в размере 50%;
  • установить базовую ставку налога на прибыль предприятий для целей налогообложения прибыли небанковских финансовых учреждений (кроме страховщиков) на уровне 25%;
  • ввести новый механизм авансового взноса налога на прибыль для предприятий, осуществляющих розничную торговлю горючим (так называемые авансовые взносы за каждую АЗК топливными трейдерами).

Не обошлось и без фискального эвфемизма или камуфляжа негативной темы увеличения фискальной нагрузки на доходы населения. В частности, в пояснительной записке к законопроекту было указано следующее:

«Кроме того, предлагается предусмотреть поручение Кабинету министров Украины по разработке законопроекта о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины о зачислении поступлений от военного сбора в специальный фонд Государственного бюджета Украины с целью их направления на потребности финансового обеспечения сектора безопасности и обороны».

Последнюю новеллу надо немного объяснить. Обычно военный сбор — это такий себе квазиналог на доходы, он ничем не отличается по своей сути от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Последний сейчас составляет 18%, а военный сбор до принятия этого закона — 1,5%. Конечно, можно было просто ввести НДФЛ в размере 19,5%. Так было бы проще для всех налогоплательщиков, но именно название «военный» и служит эвфемизмом, смягчающим в коллективном сознании токсичность темы дополнительных налогов.

Вместе с тем суммы военного сбора, которые платят налогоплательщики, попадают в общий бюджетный котел, а точнее, на казначейский счет, где эти платежи растворяются в потоке других налогов и сборов. Следовательно, сугубо формально до сих пор нет целевого принципа использования военного сбора на потребности ВСУ.

Теоретически эти средства могут быть скопом направлены и на дороги, и на новое авто для министра. Парадокс, но со времени введения этого сбора ни правительство, ни депутаты так и не смогли внести в Бюджетный кодекс необходимые изменения, согласно которым военный сбор шел бы именно на армию, а не в карман чиновников.

Не сделали этого и сейчас, даже на фоне увеличения военного сбора более чем в три раза, с 1,5 до 5%. Но даже сами депутаты поняли, что всю эту историю надо прикрыть каким-то фиговым листом, что они успешно и сделали, дав «поручение правительству разработать необходимые изменения о создании соответствующего целевого бюджетного фонда для аккумулирования средств в виде военного сбора».

Сколько теперь понадобится времени правительству, чтобы в рамках законодательной инициативы разработать законопроект на листе А4? Вполне вероятно, что быстрее может закончиться война, и тогда военный сбор заменят «сбором на восстановление», и снова без целевого принципа и специального аккумулирующего фонда.

Но вернемся к принятым изменениям. В целом перечисленные выше налоговые новации можно разделить на две основные группы.

Первая — это налоги на труд в виде военного сбора, выросшего с 1,5 до 5%.

Вторая — это налоги на предпринимательство. ФЛП третьей группы получили дополнительный процент к ставке налогообложения своих доходов. Теперь это 5% единого сбора и 1% военного сбора. Всего — 6%.

ФЛП первой и второй групп заплатят военный сбор в размере 10% от минимальной зарплаты, или 800 грн. Приведет ли это к тенизации предпринимательской деятельности, вскоре увидим.

К наиболее удачным новациям следует отнести увеличенный налог на сверхприбыли банков. Хотя за этот налог, самый адекватный из всех, развернулась настоящая битва между лоббистами интересов банков (НБУ и Минфином) и некоторыми депутатами, прекрасно понимающими, что облагать новым налогом доходы уборщицы в супермаркете и при этом не облагать дополнительным налогом исторически рекордные сверхприбыли банковского сектора (прогноз в 100 млрд грн по итогам 2024 года) — это вопиющая несправедливость, которая вполне может демотивировать население платить какие-либо налоги со своих не таких уж и «жирных» доходов.

Простыми словами, если из заработной платы простого украинца можно удержать 18% налога на доходы, 5% военного сбора и еще насчитать на фонд оплаты труда 22% ЕСВ, то почему банки, получившие рекордные сверхприбыли в 2024 году, не могут уплатить разово 50% с них?

Тем более что это своеобразный налог на доходы, «принесенные ветром». За два с половиной года НБУ с помощью государственных ресурсов выплатил банкам по своим депозитным сертификатам 220 млрд грн. Это чистая дотация, выплаченная государством в пользу банковских структур по ставке, которая в первый год войны достигала по трехмесячным сертификатам НБУ 25% годовых. Причем 60% этих доходов перечислены коммерческим банкам, которые в структуре банковской системы занимают 40%.

По сути, такая накачка банков процентными доходами является скрытой дотацией неэффективного менеджмента и топливом для сжигания проблемных активов в виде безвозвратных кредитов (причем значительная часть этих кредитов была инсайдерской, хотя официально ее так не классифицировали). Сейчас банки массово формируют резервы под безнадежную задолженность за счет процентных доходов.

Кстати, налог на доходы, «принесенные ветром», его еще называют windfall tax или налог на сверхприбыль, применили в Британии лейбористы правительства Тони Блэра в 1997 году.

Понятно, что во время войны в Украине количество бизнесов с «надутыми доходами» сократилось. Но они есть. Это банки, игорный бизнес, зерновое трейдерство в портах, производство алкоголя, сигарет, частный энергетический бизнес.

Пока что windfall tax ввели только для банков, благодаря чему бюджет получит дополнительно до 30 млрд грн. Их можно будет израсходовать на сектор обороны.

Еще больше средств может принести упорядочение сбора налогов на таможне и системная перезагрузка налогообложения экспортных операций.

Украина — экспортная сырьевая экономика, при этом экспортные пошлины приносят в бюджет в среднем до 500 млн грн, что является абсолютным фискальным мизером. Фактически это остатки пошлины на семена подсолнечника и металлолом.

Если бы в Украине существовал национальный резервный фонд, в котором бы аккумулировались сырьевые пошлины от экспорта, то применение средней ставки на экспорт сырья и полуфабрикатов в 5% принесло бы государству более 30 млрд долл. (за период с 2010 года). В реальности эти средства осели в карманах нескольких ФПГ. Именно за счет получения сырьевых доходов крупный бизнес накануне войны вывел из страны почти 20 млрд долл., притом что резервы НБУ тогда сократились до 25 млрд долл.

Даже сейчас применение пошлины на экспорт сырья в размере 3% может принести в бюджет до 40 млрд грн в год. И эти средства уплатят не производители сырья, а трейдеры, которые монополизировали доступ к портам и получают за счет этого сверхприбыли.

Еще один источник — постепенная отмена льготной нулевой ставки НДС при экспорте сырье.

Это возмещение в 2023 году почти вернулось на довоенный уровень и составило 131,6 млрд грн (в первый год войны — 84,38 млрд грн). Значительная часть этих средств пошла торговым посредникам, а не производителям, часть — фирмам-скруткам.

Например, до войны аграрные предприятия в Украине обеспечивали 17% экспорта, а получали лишь немногим более 2% возмещения НДС, а предприятия торговли, которые занимали 0,1% экспорта, получали почти 28−30% бюджетного возмещения.

То есть до 20% возмещения НДС можно отнести к серым и теневым схемам, а это до 30 млрд грн на год.

Это происходит, в частности, за счет «монтажа» в единую бизнес-модель крупных торговых сетей и экспорта аграрного сырья. Значительное количество владельцев крупных торговых сетей в Украине занимаются еще и агарным бизнесом.

Это открывает уникальные возможности по «перелистыванию» НДС: импортируя продукцию для своих торговых сетей, этот бизнес платит государству НДС на стоимость импортной продукции. Потом часть продукции продает за наличный расчет или по «серым» чекам. Для легализации продажи продукцию продают на фирмы-скрутки, на которые сбрасывают и образовавшийся налоговый кредит. Потом этот налоговый кредит перебрасывают на собственные компании, занимающиеся аграрным экспортом, которые и получают НДС от государства.

Режим льготной ставки при экспорте аграрного сырья уже давно у нас не поддерживает ни фермеров, ни единоличников. Потому что ни у тех, ни у других нет большого «входного НДС» для формирования налогового кредита (только на сумму покупки удобрений и топлива). Более того, как правило, такие сельскохозяйственные производители находятся на едином налоге и не платят НДС.

Зато зерно и другое аграрное сырье у них скупают торговые посредники, которые формируют фиктивный налоговый кредит за счет того, что реальное зерно они покупают у фермеров за наличный расчет, а «юридическое» зерно на бумаге — у фирм-скруток, которые перебрасывают им свой налоговый кредит. Благодаря чему и получается возмещение НДС у государства на миллиарды гривен.

Так что уже даже перезагрузка модели налогообложения сырьевого экспорта может принести в бюджет до 80 млрд грн в год.

Однако депутаты пошли другим путем — общипывать гуся, у которого уже ни пера нет, ни подпушка.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме