Марине 54 года, ее зарплата «на руки» — 25 тыс. грн, а месячный единый соцвзнос (ЕСВ) — 6832 грн. Марина становится участником обязательного накопительного уровня. В первый год на «накопление» пойдет 820 грн, во второй — 1230 грн, дальше — по 1640 грн ежегодно. До пенсии Марине — 10 лет, за которые ее «голые» накопительные взносы составят 15 167 грн. Еще столько же ей даст Госбюджет — уже 30 335 грн. Инвестиционный доход Марины при нынешних ставках ОВГЗ составит еще около 36 тыс. грн. Так что за 10 лет Марина накопит немногим более 66 тыс. грн, или примерно две с половиной зарплаты. На пенсии Марина вполне может прожить еще 20 лет, и ее солидарная пенсия составит примерно 12 300 грн в месяц, в то время как ежемесячная доплата с накопительного уровня — 275 грн.
Это краткий обзор выгод, которые получат украинцы от внедрения обязательных накопительных пенсий. Далее — обзор их возможных потерь и выгод отдельных частных компаний от этой же аферы.
Парламент взял за основу законопроект № 9212, которым предусмотрено, что уже с 1 января 2024 года все работающие украинцы до 55 лет, как и Марина, будут принудительно отчислять на накопительный уровень часть своего ЕСВ, а государство за бюджетный счет будет удваивать эти суммы. Это и будет формировать желанный, но столь несвоевременный второй уровень нашей пенсионной системы.
Сразу возникает много вопросов к законотворцам.
Во-первых, согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», участниками обязательной накопительной системы являются лица, которым на дату ее внедрения исполнилось не более 35 лет. И это имеет хоть какой-то смысл, ведь если бы нашей Марине до пенсии оставалось вдвое больше, то и накопления ее были бы, по крайней мере, не такими смешными. Но в «накопительный» отряд решили зачислить всех по максимуму. Это и понятно, люди младше 35 лет — в дефиците, много с них не сострижешь. Уже в 2021 году на 100 родившихся в Украине приходилось 260 умерших, население стремительно «старело». Вряд ли эта статистика улучшится после войны и последней миграционной волны — обе забирают именно молодое население.
Так что, во-вторых, а из каких, собственно, данных мы исходим, трансформируя нашу пенсионную систему? «Константы» Дубилета? Ожиданий, что в государство из-за рубежа вернутся хотя бы 50% уехавших? Надежд на традиционный послевоенный всплеск рождаемости? Тех, кто платит ЕСВ, по данным ПФУ, на январь 2023 года было 11 миллионов, пенсионеров — столько же. Если мы годами говорим, что солидарная пенсионная система мертва, потому что не может один работающий содержать одного пенсионера, то, может, следует объяснить, что мы улучшим, если дополнительно уменьшим взнос этого одного работающего? Или принуждением к участию в накопительном уровне мы как-то решим проблему с теневой занятостью или «конвертами»? Сейчас 23% работающих официально получают минимальную, а то и еще меньшую зарплату и, соответственно, платят минимальный ЕСВ. Вряд ли эти люди реально живут на 6700 грн, вероятнее всего, дополнительно они получают «конверт» и не переживают, поскольку уже не верят ни в какую солидарность.
В-третьих, законотворцы очень странно объясняют, а что же будет с Пенсионным фондом и Госбюджетом после запуска второго уровня, ведь очевидно — все, что недополучит ПФУ после откусывания части ЕСВ, будет покрывать Госбюджет. И тот же бюджет будет отягощен доплатами к накопительной системе. Как-то маловато предоставленных «ориентировочных расчетов», что в первый год дополнительно понадобится 15,4 млрд грн для латания дыры ПФУ и еще 15,4 млрд грн — для доплат. В первый год от ЕСВ будут забирать на второй уровень всего 1%. А что будет во второй год, когда это уже будет 1,5%? А в третий, когда будет 2%? С какой стати игнорируется не только законодательная норма о том, что внедрение второго уровня требует бездефицитности ПФУ, но и положения Бюджетного кодекса, требующие от законотворцев и финансовых обоснований, и предложений, какими расходами мы должны пожертвовать или где возьмем дополнительные деньги, если изменения в законодательство увеличивают затраты бюджета? В прошлом году из 607 млрд грн, которые израсходовал ПФУ, треть (207 млрд грн) были средствами Госбюджета. То есть уже сейчас не только уплаченный Мариной ЕСВ идет на пенсию, но и часть других ее налогов. А могли бы идти на поликлинику для мамы Марины или школу для ее дочери. С внедрением накопительных пенсий «налоговая» доля в финансировании ПФУ будет лишь возрастать, так как его дефицит будет увеличиваться после того, как часть поступлений от ЕСВ пойдет на второй уровень. А до тех пор второй уровень будет требовать еще и прямого софинансирования из того же Госбюджета, то есть из других налогов Марины.
Пока речь идет лишь о государстве и его деньгах, даже нерациональность перекладывания миллиардов гривен из одного кармана в другой можно стерпеть. Но нет, непосредственными участниками накопительной аферы будут частные компании — именно они станут аккумулировать средства второго уровня, инвестировать их (на 80% в ОВГЗ), вести счета, осуществлять персонифицированный учет и, конечно же, зарабатывать проценты на этом. Мы доверим огромные суммы — так, в прошлом году отчисления ЕСВ составляли около 400 млрд грн — частным компаниям по управлению активами (КУА). Знаете, кто их регулятор? Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку — нелегитимный и неэффективный госорган, мы недавно о нем писали. Комиссия даже со своими текущими обязанностями не способна справиться, так что о каком-либо дополнительном контроле можно забыть.
Какую ответственность будут нести хранители пенсии Марины? Субсидиарную — так гласит законопроект. Читай — никакую. Поскольку Гражданский кодекс прямо гласит: в случае чего требования нужно предъявлять основному должнику. В законопроекте вы таковых не найдете. Если накопления Марины исчезнут, она даже не будет иметь права судиться с теми, кто эти деньги держал. В законопроекте также нет никакой конкретики или малейших гарантий сохранения пенсионных денег, например, в случае, если инвестиции не были удачными. От банального инфляционного обесценивания тоже нет никаких предохранителей. Действительно, зачем они в стране с двузначной инфляцией?
Может, в законопроекте есть хотя бы положения, которые не позволят использовать пенсионные накопления Марины для покрытия дефицита Госбюджета, дефицита солидарного уровня или же в любых других не инвестиционных целях? Нет. Там даже нет запрета для КУА и других участников работать в офшорных зонах или, например, в РФ и РБ. Так что даже если ваши кровные не пойдут на латание бюджетных дыр, они вполне могут в один прекрасный момент оказаться где-то на Виргинских островах.
Предположим, что обойдется без таких драм, хотя опыт подсказывает противоположное. Что же мы получим в результате? Удивлю вас — солидарную систему в профиль. Ту, которая мертва, поскольку работающих на всех пенсионеров не хватает. Судите сами: в первые годы со второго уровня выплаты осуществлять не будут, ведь выход на пенсию обусловливает не возраст, а стаж, который еще надо заработать. Так что когда придет время первых выплат, условная Марина получит их из накопленных в первые годы денег, дальнейшие же будут финансироваться за счет текущих взносов. Юрий Ганущак подробно объяснял, как будет работать эта финансовая пирамида. Другого варианта и быть не может, если в стране отсутствуют различные высокодоходные финансовые инструменты, которые бы позволили деньгам не только не обесцениться под влиянием инфляции, но и приумножиться. Внедрение обязательного накопительного уровня в нашем случае должны были бы начинать с создания эффективного финансового рынка, и никак иначе. Поскольку что же мы собираемся накопить, вкладывая 80% средств в ОВГЗ с доходностью 19% при инфляции в 21,3%? Минус два процента?