Еврофасттрек. Почему ЕС должен быстро затащить Украину к себе

ZN.UA Опрос читателей
Поделиться
Еврофасттрек. Почему ЕС должен быстро затащить Украину к себе © depositphotos/Pictograph

Украина стоит на пороге значительных изменений в войне: победа Дональда Трампа на выборах в США и сложная ситуация на фронте порождают серьезные ожидания по прекращению боевых действий и перемирию, а возможно, и мирному соглашению. Но любое перемирие, установленное вдоль линии столкновения, если оно будет сопровождаться утратой перспектив евроатлантического будущего, будет иметь серьезные негативные политические последствия для страны. Единственным действенным компенсатором в такой ситуации может стать лишь ускоренная, бустерная, интеграция Украины в Европейский Союз. ЕС вместе с ключевыми евроатлантическими союзниками — США и Великобританией, не имеет права повторить ошибку 2013 года и потерять Украину.

Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США несет Украине новые неопределенности и риски, вместе с тем открывая возможность остановить самую кровопролитную войну в Европе после Второй мировой. Этот момент требует взвешенного и стратегического мышления, чтобы обеспечить не только прекращение войны, но и создание фундамента для продолжительного мира и стабильности в регионе.

Для Украины завершение войны является жизненной необходимостью. Более миллиона мобилизованных украинцев хотят вернуться к мирной жизни, восстановить свои дома и воссоединиться с семьями. Война заставила миллионы людей покинуть свои жилища и нанесла разрушительный удар по экономике и инфраструктуре страны.

Однако простое перемирие, даже с некоторыми гарантиями безопасности, — это риск, что в украинском обществе его воспримут как поражение, особенно те, кто больше всего пострадал от нападения России. Военные и семьи погибших могут рассматривать это как предательство национальных интересов. Даже многомиллиардные программы восстановления, которые будут начаты в случае прекращения огня (а их объем до сих пор остается открытым вопросом), не компенсируют чувства опустошенности и проигрыша.

Эти настроения окажут весомое влияние на политическую ситуацию в стране: реваншистские взгляды и политическая нестабильность могут всерьез подорвать хрупкое восстановление Украины, постоянно погружая ее в состояние политической турбулентности. Чтобы избежать таких последствий, украинцы должны получить что-то символично значительное, но в то же время критически важное для национального духа. Это должно стать своеобразной компенсацией за огромные человеческие потери, нанесенные войной, а также за территориальные потери, которые могут быть зафиксированы в результате переговорного процесса.

Мир должен сопровождаться трансформационным шагом вперед. Для Украины таким шагом может быть только одно — ускоренный и успешный путь к членству в ЕС. Ключевым тут является слово «ускоренный».

Членство в ЕС станет для Украины настоящим цивилизационным прорывом, который будет предполагать не только экономические выгоды, но и полную интеграцию в ценности и институты европейского цивилизационного пространства. Оно станет предохранителем от политического регресса и будет способствовать гармонизации Украины со странами, успешно преодолевшими тень авторитаризма. Процесс интеграции укрепит преданность Украины демократическим принципам, верховенству права и рыночным реформам.

Украина уже достигла значительного прогресса на пути к евроинтеграции. С момента подписания Соглашения об ассоциации и Зоны свободной торговли (ЗСТ) с ЕС в 2014 году страна имплементировала около 70% европейского законодательства, что является весомым достижением. В 2022 году наша страна получила статус кандидата на членство в ЕС. С началом войны и решением ЕС предоставить Украине полный «фритрейд» в виде автономных торговых преференций страна уже третий год подряд функционирует как полноценный участник общего европейского рынка.

Теперь решающими являются обеспечение политической воли внутри страны и мобилизация международной поддержки, чтобы ускорить финальные этапы интеграции.

Для этого европейские лидеры должны принять, наверное, политически самое смелое за время существования ЕС и чрезвычайно важное решение — обеспечить вступление Украины в ЕС в рекордные сроки, на протяжении одного-двух лет. Такая ускоренная, бустерная, интеграция (назовем ее Eurofasttrack) может казаться утопической, но на самом деле пространство для маневра есть. Процесс интеграции Украины может быть реализован с некоторыми условиями: выполнение отдельных обязательств в разных направлениях и отраслях может быть отложено, но страна при этом станет полноправным членом ЕС.

Подобное решение, хотя и в значительно меньших масштабах и, конечно, при других геополитических условиях, в свое время приняли в Брюсселе. Болгария и Румыния присоединились к ЕС в 2007 году после переговоров, начавшихся в 2000-м. Их вступление продолжалось более шести лет и произошло на условиях так называемого conditionality membership. Путь в ЕС сопровождался рядом ограничений: в частности, обе страны не были включены в Шенгенскую зону из-за невыполнения всех критериев по обеспечению безопасности границ и борьбе с коррупцией, и только с 1 января 2025 года они станут полноправными ее участниками.

Несмотря на эти ограничения, Болгария и Румыния стали полноценными членами ЕС, сохраняя свою принадлежность к европейской орбите. Это позволило им получить значительную финансовую поддержку, доступ к единому европейскому рынку и интеграцию в политические процессы ЕС. Анализ политического развития этих стран после вступления в ЕС свидетельствует о том, что в основном власть удерживали проевропейские партии. В Болгарии основными политическими игроками оставались силы, поддерживавшие интеграцию в ЕС, хотя пророссийские партии периодически получали заметную поддержку избирателей. В Румынии большинство парламентских выборов выигрывали проевропейские силы, которые продвигали реформаторский курс и укрепляли связи с ЕС.

Таким образом, членство в ЕС стало для обеих стран стабилизирующим фактором даже при наличии внутренних политических вызовов и помогло им оставаться частью большой Европы.

За последние несколько месяцев я провел десятки встреч с европейскими политиками и чиновниками и не увидел значительного сопротивления идее еврофасттрека. Наоборот, все стороны понимают, что именно сейчас закладывается фундамент, который может обеспечить стабильность Украины в рамках будущего мирного соглашения. Это осознание является мощным сигналом для международного сообщества: поддержка Украины должна оставаться безусловным приоритетом

Во время моего разговора две недели назад с президентом Польши Анджеем Дудой на ежегодной встрече руководителей европейских организаций работодателей Business Europe, наблюдателем которой является Федерация работодателей Украины, я подчеркнул, что Европейский Союз и его ключевые лидеры — Франция, Германия, Италия и Польша — не должны повторить ошибку, которую, по моему мнению, допустили в 2011–2013 годах.

В 2011 году ЕС и Украина согласовали текст Соглашения об ассоциации. Но Брюссель на протяжении полутора лет откладывал его подписание, выдвигая политическое условие для тогдашнего президента Украины Виктора Януковича — освободить лидера оппозиции Юлию Тимошенко из заключения. В результате он ее так и не освободил, а когда ЕС уже был готов подписывать соглашение на саммите в Вильнюсе в ноябре 2013 года, Россия использовала эту паузу для экономического и политического давления на Украину и переиграла Старую Европу. Мы хорошо помним, что происходило затем.

Конечно, прямо сравнивать ту ситуацию с нынешней не совсем корректно. Однако уроки 2013 года ярко демонстрируют, насколько даже задержка в несколько месяцев может иметь решающее влияние на ход событий. Это подчеркивает необходимость для западных союзников Украины действовать решительно, стратегически и без промедления. И здесь крайне важно не свалиться в бесконечное затягивание переговорного процесса на годы и заигрывание с электоратом. Некоторые страны, такие как Польша или Франция, могут предъявлять дополнительные требования или настаивать на преференциях, например в сельскохозяйственном секторе, ставя интересы своих фермеров на одну доску с успехом евроинтеграции Украины.

Однако при всем уважении к тем же европейским фермерам это не просто вопрос национального интереса отдельных стран, а один из ключевых геополитических вызовов современности, от решения которого зависит стабильность всего континента. Западные партнеры должны осознавать, что быстрая и успешная интеграция Украины в ЕС является стратегически важным шагом для обеспечения долгосрочной безопасности и процветания Европы.

Еврофасттрек — это не просто политический выбор, а стратегическая необходимость. Для украинцев он символизирует надежду и ощущение справедливости за жертвы, принесенные со времени Революции Достоинства. Это станет логическим завершением многолетней борьбы за европейскую мечту, которая всегда была значительно более масштабной, чем стремление к членству в НАТО.

Для Европы и США это уникальный шанс закрепить Украину в западном демократическом пространстве, значительно снизить риск будущих конфликтов и обеспечить долгосрочную стабильность в Восточной Европе. Кроме того, это позволит избежать идеологического разворота, подобного тому, который сейчас наблюдается в Грузии и даже частично в Молдове. Еврофасттрек — это не только об Украине, это об укреплении всего европейского проекта.

У Соединенных Штатов под руководством новой администрации есть уникальная возможность стать ключевым двигателем успешной интеграции Украины в ЕС. Используя свое влияние и прочные связи с европейскими государствами, которые могут создавать барьеры для еврофасттрека, такими как Венгрия, Словакия и даже Польша, Вашингтон в состоянии способствовать устранению бюрократических и политических преград, угрожающих затянуть этот важный процесс. Кроме того, позиция США в переговорах с Кремлем будет играть решающую роль в снижении потенциального сопротивления России интеграции Украины в ЕС.

Более того, вступление Украины в ЕС может стать стабилизирующим фактором в отношениях с Россией. В отличие от расширения НАТО, которое Москва рассматривает как экзистенциональную угрозу, интеграция Украины в ЕС вызывает значительно меньшее сопротивление.

Дополнительным подтверждением этого является отсутствие в российской риторике категорическоого возражения против вступления Украины в ЕС. Даже до начала войны, а также во время боевых действий Кремль избежал открытых жестких заявлений о неприемлемости европейской интеграции Украины и комментировал евроинтеграцию только в контексте расширения НАТО. Это свидетельствует о том, что вступление Украины в ЕС не является для России настолько критичным, как ее военно-стратегическое преимущество в регионе.

Чтобы реализовать это видение, бустерная интеграция Украины в ЕС должна стать центральным элементом внешней политики ключевых союзников — США и Великобритании. Для этого потребуется многогранный подход, включающий дипломатическую поддержку, экономическую помощь и стратегическую коммуникацию. Важно четко донести как до украинского общества, так и до международного сообщества убедительный нарратив о преимуществах членства Украины в ЕС. Эту интеграцию следует представить не только как экономическую или политическую цель, ноа как фундаментальный элемент мира, стабильности и безопасности в регионе.

Времени для промедления нет. Украина должна решительно выносить вопрос еврофасттрека в повестку дня международного сообщества, в частности на ближайшем саммите ЕС в Брюсселе 19 декабря. Этот вопрос необходимо представить как ключевой фактор безопасности и определяющее условие будущего страны. Евроинтеграцию стоит воспринимать не только как стратегическое стремление, но и как неотложную необходимость, которая обеспечит стабильность и развитие Украины и станет важным шагом к усилению безопасности и единства всей Европы.

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме