Польские фермеры официально продлили протесты и блокаду границы с Украиной до конца апреля текущего года. При этом украинский бизнес уже потерял из-за забастовки на границе с Польшей более 1,5 млрд евро, а Украина — около 8 млрд грн таможенных платежей. И это речь только об убытках от простоя, потерь же от рассыпанных зерновых и испорченных вагонов до сих пор никто не считал. Конечно, государства пытаются реагировать на эти вопиющие случаи. Например, посольство Украины в Польше направило официальную ноту в польские органы власти о поврежденных грузовых железнодорожных вагонах и испорченном украинском рапсе. А в Польше начали открывать уголовные производства по случаям порчи украинских грузов на границе. Но львиная доля забот по доказательству и взысканию убытков с протестующих, которые перешли всякие границы, все равно ложится на плечи бизнеса. И здесь все не так просто, как убеждает нас отечественное Минагрополитики.
Абстрагировавшись от негативных эмоций, которые вызывают такие действия, сугубо с юридической точки зрения, процедура возмещения убытков за поврежденный товар в каждом конкретном случае будет зависеть от договоренностей, достигнутых между участниками правоотношений.
Первое, что необходимо выяснить, — а кому же нанесены убытки?
Риски потери или повреждения товара переходят от продавца к покупателю, но момент перехода этих рисков зависит от договоренностей, достигнутых сторонами соглашения, и выбранных сторонами условий поставки, предусмотренных правилами Incoterms в соответствующей редакции. Например, при условии поставки FCA все риски ложатся на продавца, а при условии поставки FOB, наоборот, все затраты и риски на покупателе. Но в реальности условий поставок значительно больше (некоторые больше подходят для сухопутных перевозок, другие — для морских, отдельные — почти универсальны), как и различных нюансов, в частности риск в ходе перевозок может переходить от продавца к покупателю на разных этапах транспортировки. От массы этих нюансов может зависеть, кто же в конкретном случае является потерпевшей стороной. Впрочем, обычно хоть и в разной степени пострадавшими будут и покупатель, и продавец.
Кроме этого, правоотношения по договору поставки обычно усложняются участием третьего лица — перевозчика, которому, скорее всего, также нанесены убытки. Речь идет о препятствовании в осуществлении хозяйственной деятельности, нарушении сроков и планов доставки, дополнительных затратах на водителя, упущенной выгоде из-за невозможности выполнения контрактов, испорченном транспорте и т.д. Так что, как видим, обычно речь идет не об одном, а о группе лиц, которым были нанесены убытки в процессе порчи экспортных поставок.
Второе — кто же эти убытки будет возмещать?
В итоге возмещать убытки должно лицо, которое их нанесло. Заместитель министра аграрной политики и продовольствия Украины в эфире Национального телемарафона заверил, что в Польше в рамках ряда уголовных производств проводятся расследования по случаям порчи украинских товаров. Не будем преуменьшать действенность польских правоохранительных органов, мы уверены, что виновных установят. Но, учитывая презумпцию невиновности, в любом случае группе пострадавших придется ожидать обвинительного приговора польского суда, прежде чем начинать какие-либо процедуры по возмещению.
Так что на всякий случай упомянем об альтернативных методах получения возмещения вреда пострадавшими покупателем и/или продавцом
Первый — это получение страховой выплаты в случае, если груз был застрахован. В украинском интернет-пространстве встречаются утверждения, что страховые выплаты получить невозможно, поскольку действия польских митингующих являются форс-мажорными обстоятельствами относительно страховщика, но напоминаем, что влияние форс-мажорных обстоятельств освобождает от ответственности за невыполнение обязательств, но не освобождает от выполнения этого обязательства. На самом деле проблемными вопросами для получения страховой выплаты будет то, является ли такой случай страховым и были ли соблюдены страхователем требования по сообщению страховщику о наступлении страхового случая. Скорее всего, ответы на такие вопросы будут даны в судебном порядке.
Второй метод — это получение возмещения от перевозчика в случае, если по договору перевозки на перевозчика возложена обязанность осуществить такое возмещение и если потерпевший докажет, что убытки нанесены именно по вине перевозчика (что в действительности является очень сложным процессом, учитывая необходимость доказать состав правонарушения).
В любом случае у лица, которое возместило вред пострадавшему, есть право регресса, поэтому в итоге возмещать убытки будет лицо, которое их нанесло, когда такое будет установлено приговором суда. То есть мы все равно возвращаемся к скорости и тщательности судебных процессов, которые будут проходить в Польше над митингующими.
Могут ли они вообще запретить экспорт нашего зерна из-за качества?
Действительно, в медиапространстве некоторых европейских стран, в частности в Польше, Словакии, Болгарии, Румынии, Венгрии, время от времени появляется информация о том, что украинское зерно не отвечает стандартам ЕС, некачественное, плесневелое, с болезнями, пестицидами и даже ядовитое.
Кажется, готовый набор аргументов для запрета импорта зерна в эти страны. Но, с юридической точки зрения, все это лишено какого-либо смысла. Как в Украине, так и в странах Евросоюза существуют порядки приема товара по качеству. Если поставленное зерно не отвечает характеристикам, которые стороны согласовали в договоре, то покупатель имеет право отказаться его принимать, не платить за поставку либо требовать вернуть уже уплаченные за него деньги, получить возмещение убытков и штрафные санкции. Кроме того, на поставщика в этом случае лягут затраты на транспортировку такого товара. Поэтому поставка некачественной продукции потенциально имеет больше негативных последствий для украинских поставщиков, чем для европейских покупателей. Так что вполне логично, что украинские аграрии, не будучи уверенными в качестве своей продукции, не брали бы на себя такие риски.
Да и пока очевидно, что протест польских фермеров вызван не качеством перевозимого зерна и не условиями труда польских перевозчиков, а общим недовольством польского фермерства от «Зеленого соглашения» ЕС как такового и открытой границы для украинских поставщиков, на которых требования «Зеленого соглашения» не распространяются. То есть речь идет о конкуренции, которая, по убеждению протестующих, искажена из-за решений европейской власти, а значит, протест имеет сугубо политическую основу.
Мы надеемся, что все же здравый смысл победит — украинская власть, власть ЕС, польское правительство и польские фермеры в конце концов придут к взаимопониманию. И очень надеемся, что виновных в явно противоправных действиях лиц привлекут к ответственности, ведь именно от этого в итоге будет зависеть возможность возместить хоть какие-то потери наших экспортеров и перевозчиков.