Почти три года Украина противостоит врагу в большой войне. Но это не остановило, а даже увеличило наши усилия в борьбе с коррупцией.
Антикоррупционные усилия Украины в эти годы не были напрасными. Это, например, отметила и Европейская комиссия в своем последнем отчете о расширении ЕС относительно Украины как страны-кандидата за 2024 год. Но этих шагов, конечно же, недостаточно, — в дальнейшем нас ждет еще много вызовов и необходимых комплексных изменений.
Впрочем, так или иначе главная задача для нас сейчас — обеспечить устойчивость страны, а значит, в первую очередь разобраться с реформами, которые могут содействовать экономическому росту. От того, насколько успешно мы будем распоряжаться нашими ресурсами и контролировать расходы, зависит, где Украина окажется завтра.
Поэтому Transparency International Ukraine убеждена, что для укрепления нашей страны мы должны работать прежде всего по трем приоритетным направлениям: первые два касаются обновления Счетной палаты (СП) и усовершенствования системы публичных закупок, а третье затрагивает уже антикоррупционную систему, а именно — работу Агентства по розыску и менеджменту активов (АРМА).
В фокусе — контроль над расходами
В прошлом году совместно с партнерами в специальном отчете мы уже объясняли неотложную необходимость для Украины даже в условиях войны и неопределенности находить внутренние возможности для экономического роста. Основу для таких изменений заложили Ukraine Facility Plan и программа МВФ, и хотя некоторые шаги для их реализации Украина уже сделала, остается еще немало задач. В 2025 году, по нашему мнению, государству необходимо сосредоточиться на усовершенствовании работы органов государственного финансового контроля и эффективном и правомерном распределении средств, в частности через процедуры публичных закупок.
Полноценная реформа Счетной палаты на сегодняшний день должна стать приоритетом, потому что именно она является ключевым органом аудита финансов страны. Но ее контроль все еще ограничен.
Государственный контроль публичных финансов должен быть самым важным для государства во время войны, ведь именно таким образом можно предотвратить разворовывание средств. При этом указанная реформа должна охватывать все ключевые органы одновременно, чтобы укрепить систему и повысить доверие международных партнеров.
Собственно, реформа Счетной палаты уже стартовала: 30 октября Верховная Рада поддержала законопроект №10044-д, учитывающий большинство рекомендаций Евросоюза. Но принятие законопроекта — только первый шаг. Важно внедрить все изменения, предусмотренные им, на практике.
Также важно разграничить полномочия между Счетной палатой и Государственной аудиторской службой. Законопроект не охватил этот вопрос, но он требует скорейшего решения, чтобы органы не дублировали функции друг друга.
Другой вопрос — эффективность и контроль над расходами, используемыми для функционирования государства. Именно для этого необходимо усовершенствовать публичные закупки.
От того, как расходуются средства госбюджета, зависит благосостояние украинцев, но его крайне сложно обеспечить во время войны. А поскольку из-за активной обороны стране катастрофически не хватает средств, именно сфера публичных закупок должна обеспечить эффективное расходование ресурсов.
В своем отчете за 2024 год Еврокомиссия отметила сдержанный прогресс Украины в этой сфере. Следующим шагом на этом пути может стать новый профильный закон, и наши эксперты принимают участие в его доработке. Цель законодательных изменений — приблизить украинское законодательство к европейским стандартам с учетом национальных реалий.
Отдельная подсфера, которая должна стать ключевой, — контроль публичных закупок. В первую очередь речь идет о повышении эффективности мониторингов — превентивных мер контроля закупок, осуществляемых Госаудитслужбой. Но подходы к этой работе нужно пересмотреть.
Также во время войны в фокусе останутся закупки восстановления. В частности, необходимо обеспечить их максимальную прозрачность. TI Ukraine призывает обязать заказчиков публиковать документы для сметных расчетов в машиночитаемых форматах, чтобы бизнесу было легче принимать участие в тендерах. А еще мы поддерживаем публикацию актов выполненных работ, ведь они позволяют общественности и органам контроля видеть реальные расходы на восстановительные проекты.
Вместе с тем реформами СП и публичных закупок оптимизация расходов и эффективность контроля над расходами не ограничиваются. Для качественного восстановления страны и плодотворного наполнения бюджета важно также сбалансировать свободу экономической деятельности и уменьшить влияние теневой экономики на реальный сектор. Именно этими задачами обусловлена потребность реформировать Бюро экономической безопасности, которое может как сдерживать, так и стимулировать легальную деятельность предприятий. А повышение эффективности и прозрачности Государственной налоговой и Государственной таможенной служб, ответственных за наполнение бюджета, является ключевым для роста внутренних финансовых ресурсов даже в условиях действия военного положения.
Верховная Рада уже сделала законодательные шаги на пути осуществления части этих реформ, так что теперь дело за воплощением их в жизнь. С учетом того, что имплементация изменений — это не менее важный шаг, их реализация должна находиться в фокусе дополнительного контроля для общественности и международных партнеров.
Что следует изменить в антикоррупционной экосистеме?
Многие реформы можно проводить для достижения экономической стабильности государства, но без реального верховенства права и обеспечения справедливости мы так и не добьемся ощутимых результатов. Органы правосудия, правоохранительные органы, антикоррупционная экосистема — эти институты могут стать прочным фундаментом, гарантирующим защиту прав, свободу экономической деятельности и ответственность за нарушения.
Антикоррупционная экосистема уже сформирована и активно работает, хоть и не без вызовов, с которыми надо работать. Но есть звено, с которым регулярно видим проблемы, — это АРМА. Мы считаем реформу этого агентства третьим приоритетом на следующий год.
АРМА было создано по примеру европейских офисов по возврату и менеджменту активов. Оно должно было стать компактным, высококвалифицированным органом с большими полномочиями и высоким уровнем независимости. Но нынешнее агентство совершенно не соответствует этим критериям.
По мнению экспертов TI Ukraine, прежде всего надо изменить правила отбора главы агентства, — это единственный антикоррупционный орган, в котором конкурс на руководителя не соответствует существующим лучшим практикам. Также необходимо обеспечить адекватные правила внешнего независимого аудита АРМА, поскольку в этом вопросе ведомство тоже отстает от других относительно новых органов.
Кроме этого, надо обеспечить эффективное управление арестованными активами в уголовных, в том числе коррупционных, делах. Это, в частности, включает полноценное планирование перед передачей актива в АРМА, понятное регулирование отбора управляющих, возможность менеджмента корпоративных прав.
Другие элементы антикоррупционной экосистемы в целом работают, хотя, конечно, остается значительное поле для развития. В целом большинство новостей о подозрениях в коррупции часто свидетельствуют как раз об эффективной работе антикоррупционной системы, а не о росте взяточничества в стране. И на это же указывает увеличение количества таких расследований и приговоров Высшего антикоррупционного суда, — на 18 декабря 2024 года суд вынес уже 234 приговора. Итак, фундамент заложен, система работает и в дальнейшем надо ее только усиливать.
***
Каждый из перечисленных нами шагов требует дополнительных ресурсов и в первую очередь даже не финансовых, а кадровых.
Здесь, кстати, стоит напомнить, что парламент хоть и не без неожиданностей, но принимает решения о необходимых реформах, но всегда остаются вопросы на уровне имплементации. И тут уже часто не хватает ресурса, и прежде всего людей, которые могли бы качественно обновлять и изменять устаревшие и неэффективные институты. Причем это касается не только тех, кто возглавит эти органы, но и людей, находящихся рядом, которые и будут внедрять изменения.
Мы уже немало сделали, а в дальнейшем нас ждет еще больше задач и вызовов, которые выполнять и преодолевать во время войны намного сложнее. Но Украина и украинцы показали свою способность делать и достигать. И 2025-й вполне может стать еще одной ступенькой для реального улучшения страны.