Мы упорно ищем внешних инвесторов и видим спасение только в их капиталах, оставляя без внимания внутренние источники инвестиций, а зря. В развитых странах и развитие финансовых систем, и распространенность инструментов, и значительная часть источников для финансирования реального сектора — средства граждан. Именно их сбережения существенно стимулируют и банковскую активность, и рынок капиталов, и развитие альтернативных инвестиционных возможностей. Поэтому без развития этого направления не стоит надеяться и на стремительный экономический рост.
На самом деле после 2015 года темпы роста реального ВВП Украины не превышали 4% в год.
За весь межкризисный период 2016–2021 годов украинская экономика по уровню реального ВВП так и не вышла на показатели 2013-го — ВВП в 2021 году составлял только 94% от ВВП 2013 года. Стагнация в промышленности была основной причиной слабых темпов роста реального ВВП. Средние темпы прироста промышленного производства в 2016–2021 годах составляли всего 0,8% в год (см. рис. 1).
Одна из ключевых причин низких темпов роста в межвоенный период — жесткая монетарная и фискальная политика. Государственный бюджет преимущественно сводился с первичным профицитом, а реальная ключевая процентная ставка в отдельные периоды достигала 10% годовых. Но ни снижение уровня инфляции, ни снижение уровня дефицита государственного бюджета так и не стали стимулом для широкого привлечения внутренних и внешних инвестиций. Почему? Потому что конкуренция безжалостна.
Украина является одной из самых слабых экономик в своем регионе. На протяжении 2016–2021 годов наш реальный ВВП рос значительно медленнее, чем в соседних странах (см. рис. 2). По состоянию на начало 2022 года ВВП Украины по паритету покупательной способности (ППС) в расчете на душу населения был вдвое ниже среднего уровня стран Восточной Европы с формирующимися рынками — 13 тыс. долл. против 27 тыс. долл. соответственно. С началом полномасштабного вторжения РФ этот разрыв уровня доходов стал уже трехкратным, по оценке МВФ.
Преобладающая часть доходов украинцев тратится на потребление. Это не очень утешительный тренд с учетом того, что накопленные средства граждан — тоже источник инвестиций. Собственно, в развитых странах эти средства являются мощным стимулом для развития как финансовой системы как такой, так и различных ее инструментов.
Начиная с 2016 года почти 87% денежных доходов украинцев тратились на приобретение товаров и услуг (см. рис. 3). В структуре потребительских расходов около 50% приходятся на продукты питания и напитки, 14 — на жилищно-коммунальные платежи, 6% — на расходы на медицину. То есть расходы первой необходимости (питание, медицина и проживание) составляют более 70% (!) потребительских расходов населения. Для сравнения, в странах ЕС указанные виды расходов составляют только 40% расходов затрат, а расходы на продукты питания — всего 17%.
Валовые сбережения экономики остаются низкими, поскольку доминантная часть заработанного дохода тратится на потребление. В 2021 году на прирост валовых национальных сбережений было направлено только 12,5% ВВП, что критически мало для обеспечения активного инвестиционного развития экономики. По данным МВФ, в 2021-м средний уровень сбережений в странах мира с формирующимися рынками составлял 34% ВВП, в том числе в регионе Европы — 26% ВВП.
Основная причина падения уровня национальных сбережений, в том числе и сбережений граждан, — критическая ситуация с уровнем доходов населения. Собственно, формирование сбережений домашних хозяйств начало стремительно ухудшаться с 2014 года. Норма сбережений населения за последние десять лет упала ниже 5%, в 2021-м составляла 2,9%, что в пять раз (!) меньше уровня стран ЕС (см. рис. 4). Сектор домашних хозяйств Украины характеризуется самым низким в Европе уровнем покупательной способности и склонности к сбережениям. Это угнетает как совокупный спрос экономики, так и возможности банковской системы выступать эффективным финансовым посредником.
В действительности именно этот низкий уровень внутренних сбережений — основная причина инвестиционной стагнации экономики. За последние 15 лет уровень валового накопления основного капитала сократился с 25% ВВП до 12% ВВП, что существенно ниже уровня стран с формирующимися рынками в 25–30% ВВП (см. рис. 5). В 2022 году реальные инвестиции упали на 34% по сравнению с 2021-м.
Мы только мечтаем о западных инвесторах и их миллионах, но до сих пор основным источником инвестиций украинских предприятий стабильно являются их собственные средства: в среднем за 2017–2021 годы — 70%. Займы банков составляют всего 5% среди источников инвестиций, средства иностранных инвесторов — 3, государственные средства — 15%. Ограниченность внешних ресурсов финансирования тормозит инвестиционное развитие предприятий, сдерживает экономическое восстановление страны.
Подобная ситуация стала логичным следствием снижения уровня сбережений в экономике, падения уровня финансового посредничества банков и сужения инвестиционной активности государства.
***
Накануне военного вторжения РФ экономика Украины находилась в затяжной стагнации. Причинами этой стагнации были как внешние факторы (агрессивная политика РФ, ковид-кризис 2020–2021 годов), так и чрезмерно рестрикционная государственная макроэкономическая политика. В результате уровень внутренних сбережений и уровень инвестирования упали до исторически рекордных показателей.
Превращение национальных сбережений в весомый источник экономического развития станет возможным при условии действенного разворота экономической политики (монетарной, фискальной, структурной) на цели восстановления страны. Изменения нужно фокусировать на мерах интенсификации инвестиций и повышения эффективности использования существующих финансовых, трудовых и производственных ресурсов. Страна нуждается в:
— усилении фискальных стимулов для инвестиционной бизнес-деятельности;
— адекватной экономическим условиям монетарной политике;
— усилении финансового посредничества со стороны банковской системы;
— действенной системе гарантий и страхования рисков;
— интенсификации привлечения средств международных организаций и корпоративных инвесторов в долгосрочные инвестиционные проекты послевоенного восстановления и создания рабочих мест.
Повышение производительности экономики и конкурентоспособности реального сектора будет формировать предпосылки для накопления внутренних сбережений и их эффективного перераспределения на цели дальнейшего инвестиционного развития страны.