Граждане, у которых наступил срок поверки счетчиков воды, тепла и газа, должны это сделать в течение трех месяцев после окончания отопительного периода. Так решили в Кабмине. Даром, что соответствующее постановление Кабмина № 440 вступило в силу 4 июня, а тепло отключили более чем за два месяца до того. То есть надо было бежать, спотыкаясь, чтобы успеть пройти процедуру меньше чем за месяц? Очевидно да, потому что согласно Методике распределения между потребителями объемов использованных в жилом доме коммунальных услуг, тем, кто не пройдет поверку, начисления будут проводить по нормативам потребления, которые в несколько раз выше, чем показатели счетчика. Но процесс буксует, и понятно, почему.
Поверка неповеренного
Однако же после начала полномасштабной войны поверку приборов учета прекратили на все время действия военного положения. Оно разве уже закончилось? Наверное, кто-то считает, что да, ведь исключение сделали лишь для граждан, проживающих на временно оккупированных территориях.
Для них продолжают действовать нормы об остановке поверки счетчиков на период военного и чрезвычайного положения и на протяжении трех месяцев после его прекращения или отмены. А вот для граждан, проживающих в зонах возможных или активных боевых действий, сроки поверки откладываются на шесть месяцев со дня завершения или прекращения боевых действий. То есть им надо следить за перечнем таких территорий (его утверждает Минреинтеграции).
Об украинцах, которые эвакуировались и находятся за сотни, а то и тысячи километров от дома, просто забыли или ничего не хотят знать. И если эвакуированные владельцы уцелевших домов стараются платить за фактически неиспользованные коммунальные услуги, то им еще навешивают и дополнительные затраты на поверку.
Например, «Киевводоканал» уже взялся поверять счетчики воды и плачется, что за месяц удалось провести лишь 30 тыс. процедур. И все равно, что многие эмигранты далеко не всегда могут найти кого-то, кто заказал бы поверку, принял специалистов, съездил за актом и отвез его в водоканал.
Да и это только одна сторона дела, другая — материальная. Водоканал предлагает свои услуги по поверке, причем более дорогие, чем у конкурентов. А это ни много ни мало — по 400 грн за каждый прибор. Если же еще и съездить за актами поверки и доставить их в водоканал, то сумма возрастет, как и потраченное время.
Правда, есть и альтернативные варианты поверки фирмами-конкурентами. Там тарифы ниже, но могут быть проблемы другого толка: акты этих компаний неохотно принимает водоканал, а иногда и совсем отказывается. К тому же можно попасть на мошенников. Поэтому нужно быть внимательными при выборе оказывающих услугу и проверять наличие у них лицензии.
Иначе будет, как у жителей Ирпеня, у которых якобы легальная компания накануне войны поверила счетчики. Но сейчас найти ее невозможно, а местный водоканал утверждает, что актов поверки у него нет, и требует пройти недешевую процедуру повторно. Где взять деньги жильцам дома, который пострадал во время боевых действий и который пришлось восстанавливать, никого не беспокоит.
Как и неурядицы с самой оплатой. Потому что даже тем, у кого счетчики поверены, хлопот хватает. Потребителям, чьи квартиры пусты и фиксируют нулевое потребление, колл-центры все равно штампуют квитанции с цифрами, далекими от реальных. Недоразумения догоняют друг друга.
Абонентская плата
Случается, что количество потребленной воды не соответствует количеству отведенной. А с абонентским обслуживанием — путаница с бородой. Она началась еще в конце 2021-го — начале 2022 года, когда в платежках появились строчки с начислениями за так называемое абонентское обслуживание (отдельно по тепловой энергии и воде).
И вроде бы здесь нет никакой крамолы: нововведения продиктованы изменениями в законы о предоставлении жилищно-коммунальных услуг и коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения, которыми предусмотрена новая структура платы за тепло и горячую воду, а также в связи с тем, что действующими стали публичные договора присоединения. К тому же с ноября 2021 года изменили подход к распределению объемов услуг, потребленных в здании, из-за применения другой методики.
Чтобы понять, в чем загвоздка, нужно напомнить, что такое плата за абонентское обслуживание. Это плата жильцов за заключение договора о предоставлении коммунальных услуг, за распределение объемов тепла и воды между потребителями, за начисление и взыскание средств за комуслуги, а также за обслуживание и замену домовых счетчиков тепла и горячей воды (в случае их наличия в здании).
Здесь стоит обратить внимание на фразу, что платить надо «за потребленные коммунальные услуги». Но даже в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения или непотребления воды люди ежемесячно получают платежки с конкретной суммой начислений, которые надо оплатить.
На все жалобы потребителей в коммунальных структурах готов один ответ. Дескать, даже несмотря на отсутствие тепла или воды либо фактическое непотребление, плата за абонентское обслуживание все равно проводится. Она же является общеобязательным платежом, который потребитель перечисляет исполнителю коммунальной услуги по индивидуальному договору, рассчитанному на 12 месяцев.
Однако опять же «при предоставлении услуги». Поэтому понять толкование поставщика сложно, а точнее, невозможно. Как и то, что стоимость услуги не возросла, ведь предоставляющий ее якобы лишь расшифровал, из чего состоит плата согласно новым требованиям.
И что это именно так, многие сомневаются, учитывая то, сколько платил раньше и сейчас и почему начисления за абонплату неодинаковы для всех потребителей. Дело в том, что хоть ее граничный размер и привязан к прожиточному минимуму, конечная сумма зависит от поставщика, заключенного с ним договора, а также от приборов, установленных в доме и конкретной квартире (в частности, от наличия счетчиков тепла и горячей воды).
Так что утешаться можно разве тем, что на абонплату распространяются субсидии. А вот заявления о том, что никакого индивидуального договора человек не заключал, не помогут. В ответ услышите: это произошло из-за публичного договора присоединения (механизм публичной оферты).
Что касается содержания и ремонта внутридомовых систем, то потребители должны заключить с предприятием теплокоммунэнерго (или другим) отдельный индивидуальный договор на обслуживание этих систем. Плата за такие услуги будет договорной.
Если потребитель заключает коллективный договор, то абонентская плата его не касается. В таком случае предприятие доставляет ему тепловую энергию лишь к дому, а дальше потребитель должен сам побеспокоиться о ее распределении в свое жилье. Этим может заняться ОСМД или управляющая компания по решению не менее 50% владельцев жилой площади.
Кроме того, в графе за тепловую энергию выделили такие составляющие как функционирование систем отопления и горячего водоснабжения (ФСО и ФСГ). Их выделяют из общего объема тепловой энергии, потребленного домом, согласно методике распределения между потребителями объемов комуслуг. Как объясняют тепловики, ФСО и ФСГ — это энергия, которая тратится во время функционирования внутридомовых систем отопления и горячего водоснабжения (если они есть в доме).
Ненастоящие долги и должники
Есть проблемы и в отношениях потребителей с поставщиками электроэнергии. Хотя здесь, казалось бы, услуга одна и никаких недоразумений не должно быть. К тому же к счетчикам открытый доступ, и работники компании периодически снимают показатели. Однако счета все равно часто берут с потолка.
Например, в квартире никто не живет, все электроприборы отключены, а электрокомпания штампует платежки почти с двумя сотнями гривен задолженности ежемесячно. Возможно, поставщик электроэнергии ставит цель довести сумму долга до такой, чтобы можно было обращаться в суд. Или же ищет основания отключить свет и тогда потребовать значительную сумму за подключение.
При этом сама компания задолжала НЭК «Укрэнерго» за услуги по диспетчеризации. Конечно, руководство компаний жалуется на недополученную выручку. А что о недополучении доходов потребителями? К тому же речь идет не о нежелании платить за потребленную электроэнергию, а о придуманных киловаттах, незафиксированных счетчиками.