Оборонная политика США «по Бушу-младшему»
Предвыборная платформа Джорджа Буша-младшего в оборонной сфере была наиболее твердой и ясной — кандидат от республиканцев обещал своим согражданам возрождение американской военной мощи. По его мнению, вооруженные силы США в настоящее время перегружены нехарактерными для них задачами, недостаточно финансируются и нуждаются в перевооружении. Такой подход обеспечил Бушу практически абсолютную поддержку американских военных. Однако предвыборные обещания — это одно, а политические реалии — совсем другое. С приближением дня своей инаугурации новый президент все больше и больше вникает в общую картину происходящих сегодня в мире событий и понимает, что воплотить в жизнь задуманные им реформы в оборонной области будет чрезвычайно сложно, а может быть, и невозможно.
Каждые четыре года Министерство обороны США готовит масштабный доклад под названием «военное обозрение на предстоящий четырехлетний период», в котором излагает основные приоритеты в сфере военного строительства страны на ближайшую «четырехлетку». Такой временной период выбран не случайно — он совпадает со сроком президентских полномочий очередного хозяина Белого дома, а значит, и всей его администрации, давая ей возможность воплотить в жизнь задуманное аккурат за время исполнения своих полномочий. Такой доклад готовится и в настоящее время — Буш проводит интенсивные консультации с представителями Пентагона. Для президента «Военное обозрение...» является лучшей формой планирования оборонного курса своей команды, однако чем больше он вникает в проблемы реформирования этой сферы, тем больше убеждается в том, что все его главные предложения в области обороны полны противоречий, заблуждений, а то и вовсе элементарнейших ошибок.
Столкнувшись с наличием многочисленных обязательств США за границей, а также с разделенным по партийному признаку практически пополам законодательным органом у себя дома, президент может в конце концов просто отказаться от воплощения в жизнь большинства своих оборонных инициатив. И не потому, что он изменил свои взгляды, а потому, что существуют объективные обстоятельства, более сильные, чем его субъективные желания.
В ходе своей президентской кампании Джордж Буш постоянно критиковал подход администрации Билла Клинтона к военному строительству в целом. Вооруженные силы США, насчитывавшие в начале 1990-х годов 1,4 миллиона человек, были сокращены к началу нового тысячелетия почти на треть. В то же время американские военные контингенты разворачивались за рубежом в последнее десятилетие в три раза чаще, чем это происходило в годы «холодной войны». Этот «эффект паутины», по мнению Буша и его советников, мог поставить в будущем под угрозу нынешнее военное превосходство Соединенных Штатов в мире за счет перегрузки вооруженных сил новыми и несвойственными им задачами.
Поэтому команда Буша предлагала немедленно пересмотреть все взятые в свое время Вашингтоном военные обязательства за границей в сторону их резкого уменьшения. По словам номинанта на должность госсекретаря в новой администрации Колина Пауэлла, в 2001 году эта задача будет для него приоритетом номер один.
Однако существенных изменений в составе вооруженных сил США, развернутых за границей, ожидать в этом году все же не стоит. Причиной всему — развитие ситуации в тех «горячих точках» мира, где присутствуют американские военные. Вспомним, что Буш и его советники выступали за то, чтобы в первую очередь американцы были отозваны из Балканского региона. Однако вывод
9-тысячного контингента Соединенных Штатов из Боснии и Герцеговины (или существенное уменьшение его численности) неизбежно подорвет единство блока НАТО. То самое единство, которому и так нанесла уже непоправимый вред внутренняя «подковерная» борьба, связанная с намерением ЕС создать свои собственные (неподконтрольные натовскому командованию) войска быстрого реагирования численностью в 60 тысяч человек.
То же касается и Косово. Обстановка в крае сегодня далека от нормальной, а в будущем может еще больше накалиться, учитывая рост сепаратистских настроений у местных албанцев. Наблюдающаяся в последнее время эскалация конфликта между албанскими незаконными воинскими формированиями и югославской армией и последний случай нападения албанских партизан на американо-российский патруль как минимум серьезно осложняют процесс вывода подразделений США из Косово в ближайшее время. И американцы вынуждены будут оставить там свои войска, учитывая важность для Вашингтона не только общей стабильности на Балканах, но и сохранения у власти в Белграде прозападного правительства Воислава Коштуницы. В ходе своего рождественского посещения американских военных на Балканах действующий министр обороны Уильям Коэн заявил, что, по его мнению, возвращения американцев на родину отсюда не произойдет, несмотря на смену власти в Вашингтоне.
Ситуация в других «горячих точках», в том числе на Корейском полуострове и в Персидском заливе, выглядит аналогично. Робкие попытки установления контактов между Сеулом и Пхеньяном вряд ли заставят американцев уменьшить численность своего 37-тысячного контингента, развернутого здесь со времен Корейской войны 1950—53 годов. Министры Буша наверняка будут относиться более осторожно, чем ее предшественники, к содержанию и мотивам мирных инициатив Северной Кореи, страны, которую американское руководство использует в качестве рекламного щита для демонстрации своим гражданам и всему остальному миру угрозы ракетного нападения. Кроме того, если Вашингтон ужесточит при новом президенте свой подход к Китаю (о чем также неоднократно заявлял республиканский кандидат), США вынуждены будут держать в Южной Корее значительное количество своих войск в качестве потенциального «стабилизатора» ситуации в регионе.
В Персидском заливе к традиционной неуступчивости Ирака добавилась в последние годы и новая угроза — нападение террористов на американские военные корабли, базы и другую инфраструктуру. В этих условиях вывод американских сил из региона был бы равносилен капитуляции Вашингтона перед возрастающей мощью мусульманских государств-париев. То, что этого не произойдет, подтверждает неожиданное резкое изменение позиции Колина Пауэлла в отношении ооновских санкций против Ирака. Еще совсем недавно будущий госсекретарь США был одним из активнейших критиков режима этих санкций, однако сейчас он заявляет, что пересмотрел свою позицию и уверен в том, что они должны оставаться в силе и в будущем.
И в самом, пожалуй, животрепещущем на сегодняшний день вопросе военной сферы — создании системы обороны от баллистических ракет — Буш также сталкивается с чрезвычайно серьезными сложностями как политического, так и финансового характера. И это относится к самому первому и самому простому этапу воплощения в жизнь идеи ПРО — развертыванию ограниченного «щита» наземного базирования. Что уж говорить о создании элементов противоракетной обороны морского и космического базирования и разработке сверхскоростных перехватчиков ракет противника на их фазе выхода в космос.
На международном фронте серьезное противодействие национальной ПРО продолжают оказывать европейские союзники США. В последние недели прошлого года Москва и Пекин добились серьезных успехов в мобилизации противников американских планов борьбы с баллистическими ракетами и создании широкой международной оппозиции американской программе национальной противоракетной обороны. Последним их сторонником в этом вопросе стал северный сосед США и их традиционный партнер — Канада. В ходе визита в Оттаву российского президента Владимира Путина канадское правительство отметило в совместном с россиянами заявлении, что Договор по противоракетной обороне 1972 года должен быть сохранен. Наблюдателями это немедленно было расценено как явное выступление против дальнейших шагов по развертыванию Вашингтоном системы ПРО.
Китай, со своей стороны, продолжает теснить американцев на своем фронте. Он активно выступает против намерений Соединенных Штатов развернуть противоракетную систему морского базирования возле Тайваня, видя в ней угрозу для своего немногочисленного и сравнительно слабого ракетно-ядерного потенциала. И Москва, и Пекин рассматривают даже ограниченные элементы американской ПРО как фактор, способный дестабилизировать или уничтожить сложившийся на сегодня в мире баланс ядерного сдерживания. Их совместные усилия в этом направлении заставили Билла Клинтона отложить начало развертывания первых элементов «звездных войн» и оставить решение этой проблемы в наследство своему преемнику.
Начав воплощать в жизнь свой грандиозный план по сокращению базы налогообложения, Буш окажется в весьма затруднительном положении, изыскивая дополнительные средства на нужды Пентагона. Обещания нового президента осуществить так называемый «технологический прыжок» и обеспечить американскую армию техникой нового поколения, которая соответствовала бы вызовам новой эпохи, также могут остаться невыполненными. Ведь большинство крупных военных программ, находящихся сейчас на стадии разработок, — новый авианосец, эсминец, многоцелевая подводная лодка и три новых истребителя — «высасывают» львиную долю той части оборонного бюджета, которая выделяется на модернизацию техники. При этом средств на другие программы практически не остается. Да и находящаяся на вооружении техника в своем большинстве является сравнительно новой, она далеко не выработала свой ресурс и должна была находиться в строю еще как минимум несколько десятилетий.
Президент, конечно, мог бы попробовать «урезать» некоторые программы закупок техники и направить высвободившиеся средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, дожидаясь, пока ученые произведут технологическую революцию в сфере вооружений. Однако добиться политической поддержки такого плана Бушу будет очень и очень непросто. Не секрет, что в Конгрессе США существует множество лоббистских групп, отстаивающих интересы крупных производителей военной техники, которые вряд ли захотят сидеть долгое время «на голодном пайке», без крупных контрактов с Пентагоном.
Взять, к примеру, 300 млрд. долларов, выделяемые на разработку новых истребителей — самолета-невидимки F-22 компании Lockheed Martin, штурмовика F/A-18E/F корпорации Boeing и общего ударного истребителя (ОУИ). Каждый из этих трех самолетов имеет своих заказчиков. Поэтому из этих программ под сокращение может попасть разве что ОУИ, который был предназначен в первую очередь для корпуса морской пехоты. Морские пехотинцы могут, в принципе, обойтись и без нового самолета, имея возможность выбрать достойную ему альтернативу.
Что же касается других главных программ закупок, то здесь кандидаты на «усечение» даже не просматриваются, за исключением разве что самоходной гаубицы United Defense Crusader, которая морально устарела еще до полевых испытаний. Однако средства, высвободившиеся в результате урезания этой программы, погоды явно не сделают.
Да и по другим военным вопросам в Конгрессе Бушу трудно будет найти достаточное число союзников. При президенте Клинтоне демократы в своем большинстве поддерживали ограниченную систему ПРО, надеясь, что это позволит избежать им обвинений в снижении обороноспособности государства за счет сокращения численности вооруженных сил. Сейчас же большинство из них снова станут традиционными противниками новых «звездных войн». В свою очередь, неспособность Буша воплотить в жизнь свои противоракетные обещания вызовет разочарование новым президентом у его наиболее консервативных и воинствующих сторонников.
С самого начала своей президентской кампании Джордж Буш-младший занял весьма жесткую позицию по оборонным вопросам и пронес ее неизменной через все месяцы своей нелегкой борьбы. Однако после прихода нового президента к власти отношение его «пентагоновской» команды к перспективам воплощения в жизнь этих предвыборных идей может измениться. Военные эксперты Буша очень скоро обнаружат, что на словах их достичь гораздо легче, чем на деле.