Замороженные конфликты: игры с нулевой суммой

Поделиться
Замороженные конфликты: игры с нулевой суммой
Переговоры по урегулированию замороженных конфликтов - это игры с "нулевой суммой", поскольку победа одной стороны означает поражение другой. Проигрыша же не хочет никто.

Возглавив в 2013 г. ОБСЕ, Киев определил одним из своих приоритетов урегулирование замороженных конфликтов - в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Грузии. Неудивительно: один из них - приднестровский - у самых наших границ, а это угрожает безопасности страны. Поэтому не случайно Приднестровье одним из первых было включено в график визитов главы украинского внешнеполитического ведомства Леонида Кожары в качестве действующего председателя ОБСЕ. В конце июня, после затянувшейся отсрочки, украинский министр должен отправиться в южнокавказское турне и посетить Азербайджан, Армению и Грузию. (Впрочем, эта поездка вновь может быть отложена на неопределенное время. По информации ZN.UA, президент Армении Серж Саргсян в ближайшие дни уходит в отпуск. Леонид Кожара может отказаться от визита в Ереван и Баку, если не будут организованы встречи с главами государств.)

"Мы не намерены останавливаться на том, что было сделано до этого дня", - заметил спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ Андрей Дещица во время четвертого заседания стратегического дискуссионного клуба "Роль Украины в решении затяжных конфликтов", организованного Институтом мировой политики при поддержке правительства Норвегии и Офиса связи НАТО. На практике все получается несколько иначе. Согласимся с мнением директора Центра ближневосточных исследований Игоря Семиволоса, что "в Киеве больше ориентированы на процесс, а не на результат".

Начиная с 90-х годов прошлого века, эксперты и политики неоднократно предлагали различные планы решения проблемы сепаратистских регионов. Все было тщетно. Ведь для решения любого конфликта необходима политическая воля его участников, их готовность к компромиссу. А этого как раз и нет: за более чем двадцатилетнюю историю существования Приднестровья, Нагорного Карабаха, Абхазии и Южной Осетии появились стороны, заинтересованные в сохранении статус-кво. И это не только политики и бизнесмены из сепаратистских регионов.

Один из основных игроков - Российская Федерация, обладающая "монополией на решение конфликтов" и зачастую диктующая свои условия. Москва, как заметил заместитель директора программы России и Евразии Фонда Карнеги Мэтью Рожански, "играет не в те ворота". Что ж, в Приднестровье и Нагорном Карабахе, Абхазии и Южной Осетии РФ уже давно из посредника де-факто превратилась в участника конфликтов. Старший аналитик Jamestown Foundation Владимир Сокор даже считает, что Приднестровье - это, скорее, российско-молдавский конфликт, а не внутренний конфликт Молдовы.

Ситуацию усугубляет то, что Соединенные Штаты фактически самоустранились от участия в урегулировании конфликтов. В частности, приднестровского. Для Вашингтона он не представляет особого интереса, о чем прямо сказал Мэтью Рожански: "Американским представителям очень трудно летать через океан и решать такие вопросы в регионах, где американцы никогда не были и ничего об этих регионах не знают". С тем, что Соединенные Штаты мало что могут сделать в урегулировании приднестровского конфликта, согласен и Владимир Сокор.

"Чтобы предпринять какие-то конкретные меры, необходимо учитывать все обстоятельства переговорного процесса", - заметил во время заседания дискуссионного клуба Андрей Дещица, признавший, что сегодня нет условий для решения конфликтов. Быть может, по причине бесперспективности уладить их в ближайшем будущем нынешнее высшее украинское политическое руководство и не выступает с инициативами по урегулированию приднестровского конфликта. В отличие от администрации Виктора Ющенко, предложившей в 2005 г., в частности, план по его решению через демократизацию сепаратистского региона.

Сегодня Киев ограничивается лишь формальным участием в урегулировании "замороженных" конфликтов, стремясь поддержать стабильность на этих территориях. Например, спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ практически еженедельно встречается с представителями конфликтующих сторон. Но готов ли Киев выйти за эти рамки?

Относительно южноосетинского и абхазского конфликтов украинская дипломатия полагает, что главное - продолжать женевские переговоры. Что же касается Нагорного Карабаха, то украинская позиция во время председательствования нашей страны в ОБСЕ состоит в том, чтобы "не нарушать баланс". Киев также предлагает встретиться президентам Азербайджана и Армении. При этом, как констатирует Андрей Дещица, уровень угрозы "взрыва" ситуации в НКР остается достаточно высокий, на этот раз - из-за планируемого открытия авиасообщения между Ереваном и непризнанной республикой.

Но вот приднестровскому конфликту в силу его близости к нашим границам украинская дипломатия все же уделяет особое внимание. И рычагов у Киева здесь больше. Как отмечает Мэтью Рожански, "Украина имеет определенное влияние на ситуацию", хотя она и "не принимает настолько активное участие, которое могла бы принимать". В свою очередь Владимир Сокор полагает, что "ожидания должны быть как можно ниже". "Будьте реалистами. Тогда даже самое маленькое продвижение (в приднестровском урегулировании. - В.К.) будет успешным, и вы сможете полмиллиметра продвижения назвать миллиметром", - отметил эксперт Jamestown Foundation.

В общем-то, Киев так и делает. Он проводит раунды переговоров в формате "5+2" (в феврале во Львове и в мае - в Одессе) и не теряет надежды организовать встречу лидеров Молдовы и Приднестровья. Похоже, что посадить за один стол молдавского премьера и приднестровского президента - это минимальная цель украинской дипломатии. Максимальная - к концу 2013 г. разработать пути решения приднестровского конфликта. Но, как отмечают украинские дипломаты, для этого необходимо усадить за один стол лидеров Молдовы и Приднестровья, что Украине пока не удается.

В такой ситуации в Киеве трактуют как успех уже то, что во время одесского раунда представители Тирасполя и Кишинева договорились о демонтаже канатной дороги через Днестр в городах Рыбница и Резина. "Неплохой результат, учитывая, что последний раз стороны конфликта подписывали какие-либо соглашения лишь в июле 2012 г.", - сказал Андрей Дещица.

Скромные результаты переговоров вызывают у многих экспертов скептическое отношение к формату "5+2". Мэтью Рожански даже говорит о том, что этот переговорный формат (куда входят представители Молдовы, Приднестровья, Украины, России, ОБСЕ, а также Европейского Союза и Соединенных Штатов) - "фундаментально разрушен": в последние годы "стороны собираются лишь для того, чтобы решать краткосрочные цели, забывая, а иногда и блокируя стратегические". Отсюда и призывы искать новые форматы и политические решения.

Возможно, что именно деятельность в гуманитарной сфере при активном вовлечении представителей гражданского общества (неправительственных и общественных организаций), может стать тем ключом, с помощью которого удастся "закрыть" замороженные конфликты. Естественно, он не должен быть единственным инструментом при их урегулировании. Необходимо также учитывать интересы местных и межрегиональных бизнес-групп.

Пока же ситуация такова, что переговоры по урегулированию замороженных конфликтов - это игры с "нулевой суммой", поскольку победа одной стороны означает поражение другой. Проигрыша же не хочет никто. Поэтому и согласимся с мнением экспертов, что, вероятнее всего, председательство Украины в ОБСЕ в контексте приднестровского урегулирования будет оценено как провальное. И в такой ситуации, как заметил Алексей Семений из фонда "Единый мир", итогом председательствования Киева будет то, что переговорный процесс не остановился, а канатная дорога через Днестр - демонтирована.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 4
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Евгений Буравлёв
28 Ноября 2022, 13:15
ТАК! ТАК! "Перемоги України можуть стати проблемою для США". Більше того, "Перемога Україна" має стати ключовою проблемою не тільки США, а і усього Західного світу. Нинішня РФія, як тоталітарна імперія, має зникнути. Заходу слід усе зробити, щоб на підвалинах нинішньої РФії з"явилися нові демократичні країни, що не тільки сприятиме оздоровленню політичного клімату Євро_Азійському регіону, а і покращить загальний політичний клімат, а з рештою і екологічний клімат на планеті.
Ответить Цитировать Пожаловаться
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме