Политическое урегулирование конфликта в Йемене путем переговоров и взаимных уступок пробуксовывает. Не исключено, что новые арабские инициативы по примирению сторон конфликта приведут к требованию административного и политического разделения страны на основании региональной или сектантской идентичности.
Но возможно ли вообще политическое урегулирование конфликта, если к операции "Буря решимости" подключилась еще и суданская армия? С одной стороны, это может помочь улучшить ситуацию и побудить шиитских повстанцев хути сесть за стол переговоров, а с другой - даже суданские правящие круги разделились на приверженцев и противников этой кампании.
Не все в Судане разделяют мнение об эффективности участия страны в войне в Йемене. Так, бывший премьер-министр Судана и глава влиятельной оппозиционной партии "Аль-Умма" ("Нация") Садик аль-Махди объявил свое категоричное непринятие такого решения, подчеркнув возможность привлечь суданцев лишь с миротворческой и гуманитарной миссией.
Партия "Аль-Умма" требует принять закон, который определял бы роль и функции суданской армии. Акцентируя на том, что "война в Йемене, как и война в Сирии, Ираке и Ливии, будет способствовать углублению межрелигиозной вражды и кровопролитию, уничтожению объектов инфраструктуры, а также расширению религиозного экстремизма".
Собственно, ранее роль суданской армии ограничивалась только предоставлением помощи во время миротворческих и гуманитарных операций, как это было в Ливане и Кувейте. Но она не участвовала в боевых действиях на чужих территориях.
Решение суданского руководства об участии страны в войне в Йемене может (при благоприятных обстоятельствах) иметь положительные результаты для Судана. В частности, выход из изоляции в арабском мире, которая ухудшила положение Судана со времени вторжения и оккупации Ираком Кувейта в 1990–1991 гг., когда Хартум поддержал Саддама Хусейна. Это может не только сказаться на политических отношениях Судана и государств Персидского залива, но и привнести позитив в экономические отношения.
Но, с другой стороны, суданское вмешательство в конфликт в Йемене не исключает и возможные негативные последствия. Особенно в случае больших потерь в рядах суданских военных. Что может привести к расколу в суданской армии и свержению режима. Кроме того, присоединение Судана к арабской коалиции грозит правительству страны еще и тем, что, вместо политических дивидендов (если коалиции не удастся достичь победы), может отразиться негативом для Хартума не только в самой стране, но и за рубежом.
Но можно ли вообще выиграть войну в Йемене? Поскольку ситуация противостояния зашла так далеко, и жертвы войны настолько значительны, что говорить о примирении конфликтующих сторон весьма непросто.
Уже теперь становится вполне понятно, что предыдущая концепция - получить победу малыми силами - не сработала. Авиаудары по позициям хути и ограниченное количество наземных войск из нескольких стран не смогли обеспечить перелом в силовом противостоянии конфликтующих сторон.
Эр-Рияду не удалось создать такую широкую международную военную коалицию, как он надеялся. Сама Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн, Египет, Иордания и Судан оказались лишь мини-консорциумом стран, желавших участвовать в этой войне. Каждое из этих государств по-разному видит свое участие в этой военной кампании.
И даже если присутствие наземных войск Судана на какой-то момент могло бы принести некоторые локальные победы войскам коалиции, это еще вовсе не означает, что произошел критический перелом в этом кровавом противостоянии.
Даже тогда будет преждевременным объявлять о саудовской победе, поскольку непосредственная официальная цель этой войны состоит в освобождении города Сана из-под контроля хути и восстановлении президента Йемена Абд-Раббу Мансура Хади в президентском дворце.
Но ситуация в Йемене и вокруг него развивается таким образом, что все это выглядит слишком преувеличенными ожиданиями.
Первый сценарий для Эр-Рияда будет заключаться в том, что продолжительное саудовское военное присутствие способно продлить на неопределенный срок йеменскую гражданскую войну, в которую будут вовлечены отдельные региональные и международные игроки. Война вроде той, что идет в Сирии с 2011 г.
Безусловно, это требовало бы от Саудовской Аравии больших материальных, военных и человеческих ресурсов и подрывало бы внутренние цели этой войны. А именно: консолидацию власти в руках короля Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда, наращивание военной мощи и умиротворение джихадистов и исламистов.
Но в случае продолжительной войны и увеличения количества жертв среди саудовских военных появляется опасность для правящей королевской династии - возникновение внутреннего инакомыслия.
Силы внутри страны, поддержавшие войну, такие как исламисты, могут потерять терпение и вернуться в оппозицию в политике. Они могут начать искать награды от руководства Саудовской Аравии в обмен на свой энтузиазм по поводу продолжения военных действий и поддержку ими Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда. Тогда король, оказавшись под давлением, будет вынужден пойти на некоторые уступки.
Подобие локальной саудовской победы в Йемене также может принести некоторые дивиденды "Аль-Каиде" и "Исламскому государству", ведь они смогут и дальше удерживать под своим контролем части Йемена. Поскольку непонятно, как саудовское руководство сможет очистить от исламистских террористов контролируемые ими йеменские территории.
Вторым сценарием, который, скорее всего, имеет шансы быть реализованным, если война будет продолжаться, может стать разделение по договоренности йеменской территории. Хуже всего, что это разделение может произойти уже не вдоль линии размежевания Север-Юг, как было раньше, а между несколькими игроками, каждый из которых контролирует определенные территории.
В таком случае йеменская территория будет разделена между силами, поддерживающими свергнутого президента Али Абдаллу Салеха, президента Абд-Раббу Мансура Хади, боевиками хути, южными сепаратистами, "Аль-Каидой" и "Исламским государством". Многие из этих сил будут искать себе зарубежных покровителей, чтобы удержать территориальные завоевания.
Хитросплетение союзов йеменских внутренних сил - это "клубок" из желаний, ситуативной поддержки, поощрений своих сторонников и разрыва коалиций. Примером этого может быть свергнутый президент Али Абдалла Салех, который сейчас борется против Эр-Рияда, хотя в течение многих десятилетий был верным союзником Саудовской Аравии, прежде чем его приверженцы объединились с боевиками хути.
И чем дольше будет продолжаться война в Йемене, тем более непредсказуемым и непрогнозированным будет сдвиг альянсов йеменской внутренней политики.
Окончательным результатом этой войны в краткосрочной перспективе вряд ли станет единый федеративный Йемен, в котором будет достигнут мир и разделена власть. Сложностью йеменской ситуации является множественность политических субъектов, наличие которых связано с поляризацией и сектантством в арабском мире, что связывает возможности саудовского руководства быстро закончить свою кампанию в Йемене.
И маловероятно, что Али Абдалла Салех сможет организовать соглашение, похожее на Таифское 1989 г., заключенное после многолетней гражданской войны в Ливане. Благодаря ему удалось, наконец, достичь политического консенсуса.
Но вместе с тем без запуска процесса диалога между основными сторонами противоборства в Йемене вернуться к всеобъемлющему гражданскому примирению не удастся. Этот конфликт явно не имеет военного решения и требует решения политического.
Рассматривая сценарии решения йеменского вопроса, не следует отбрасывать и такой, как возвращение ко временам существования отдельно Северного и Южного Йемена. Что-то вроде деления Эфиопии и Эритреи или итальянского и британского Сомали до провозглашения независимости в 1960 г.
Собственно, все эти проблемы, невозможность составляющих некоторых арабских государств объясниться между собой укоренились еще в колониальные времена. Это и Сирия, Йемен и искусственное государство - гигантский англо-египетский Судан прошлых времен, не сумевший удержать свою южную область, Южный Судан.
Вполне очевидно, что нынешняя ситуация в Йемене не позволяет прийти всем участникам конфликта к общему знаменателю. Таким образом, следовало бы ожидать подключения к йеменскому урегулированию Соединенных Штатов Америки и их западных союзников, поскольку из-за своего географического стратегического расположения Йемен является важным государством в регионе.
Участие Вашингтона в решении йеменского вопроса представляется вполне логичным шагом. Хотя Америка уже устала от "патроната" над этим регионом, тем не менее, если бы она нашла ключи влияния на Тегеран, чтобы он, по крайней мере, ослабил свое вмешательство в Йемене, это могло бы иметь положительные последствия. Смертельную комбинацию "Иран-хути" необходимо остановить, и сделать это могут лишь США.
Тем временем можно сказать, что саудовская стратегия - рассматривать кризис в Йемене как шиитско-суннитскую войну - провалилась, поскольку руководящие суннитские страны мира не пришли на помощь саудовцам.
Пакистан вежливо отказался, когда его попросили прислать войска, и стал на позицию невмешательства. Турция, после посещения Тегерана президентом Реджепом Эрдоганом, решила, что улучшение отношений с Ираном для нее намного важнее. Египет декларировал несколько пустых обещаний, но на самом деле мало что сделал, несмотря на большую саудовскую поддержку правительства Абделя Фаттаха Ас-Сиси.
Реальность такова, что Йемен в политическом плане является и всегда был нестабильным. Его проблемы состоят из нескольких слоев политических нюансов, и это не просто сектантская проблема.
В прокси-войне между Тегераном и Эр-Риядом победа какой-то из сторон в любом случае не просматривается. Так что выход может быть лишь один - путем переговоров искать компромиссное решение. Если же найти его будет невозможно, - запускать процедуру деления страны на Северный и Южный Йемен.