Очередное обострение ситуации в Йемене указывает на то, что одна из беднейших стран арабского мира стремительно приближается к гуманитарной катастрофе. Ведь четвертый месяц войны обернулся для нее нехваткой воды, пищевых продуктов, медицинского обслуживания и т.п. Население голодает. Разрушена инфраструктура. С точки зрения политического, экономического и социального развития страна фактически отброшена на несколько десятилетий назад.
По данным ООН, жертвами этой войны стали уже более 3 тыс. чел., ранены 14 тыс., а более 1 млн чел. вынуждены были покинуть свои дома. Растет число случаев тяжелых заболеваний, таких как лихорадка денге.
И даже во время переговоров между основными сторонами противостояния нет никакой гарантии, что временное прекращение огня стабилизирует ситуацию в Йемене. Она просто переходит в следующую фазу конфликта.
Но, что хуже всего, независимо от того, смогут ли Саудовская Аравия и боевики группировки Хути достичь своих промежуточных целей в ходе этого конфликта, примирение кажется весьма эфемерным.
Интенсивные бомбежки позиций боевиков Хути, начатые Саудовской Аравией и ее союзниками, явно не срабатывают, поскольку их стратегические цели слишком размыты, соперничество чрезвычайно интенсивно, а конфликт не в меру сложен, чтобы его можно было решить так просто.
Уже ясно, что саудиты и их партнеры не смогут достичь поставленных в Йемене целей с помощью воздушной кампании. Причем не видно, чтобы у них сегодня была какая-то другая стратегия. Похоже, что Эр-Рияд изначально не просчитал угрожающие ему стратегические и политические риски.
Саудиты были недовольны влиянием Ирана на своих шиитских "братьев" в Йемене и Ираке. А Хути стали пешками, которые полностью находятся под контролем Тегерана. В Эр-Рияде считают, что иранские достижения в регионе стали едва ли не самым большим успехом Тегерана со времен падения шахского режима в 1979 г. Кроме того, в Саудовской Аравии опасаются, что иранцы (с иракской помощью) могут попытаться усилить напряженность и в Бахрейне.
Однако Йемен всегда, в той или иной степени, страдал от хаоса и гражданских конфликтов. Даже в лучшие времена государство не контролировало крупные районы этой страны, и мало кто в регионе видел Йемен как полноценно функционирующее национальное государство. А кое-кто вообще рассматривал его как объединение автономных областей, держащихся вместе только на расчерченной карте.
Йемен всегда был фрагментированной и политически неспокойной страной. Не смог ее объединить и президент Али Абдалла Салех, руководивший ею в течение 30 лет. Теперь же, в хаосе, воцарившемся в Йемене после мощных бомбежек, нет никаких шансов, что какая-либо группа сможет взять под свой контроль всю страну. А это в долгосрочной перспективе создает дополнительные проблемы для Саудовской Аравии, получающей нестабильного соседа.
Таким образом, Эр-Рияду все-таки придется определиться с тем, что делать дальше. Ведь переломить ситуацию саудиты могут только при условии введения на йеменскую территорию сухопутных войск. И хотя данная операция потребует колоссальных затрат, это, пожалуй, единственный путь к решению "йеменского вопроса" силовым путем.
Если же этого не сделать и продолжать бомбить позиции Хути (при которых гибнет много мирных жителей), это лишь усилит радикализацию настроений йеменцев, настроит их против Саудовской Аравии, государств Персидского залива, Америки и Запада в целом.
Очевидно, что все существующие в Йемене проблемы накопились за последние десятилетия бесхозяйственности и слабого управления. Результатом пребывания у власти президента Салеха стала ее фактическая децентрализация. И если бы не саудовские деньги, которыми финансировались правящие элиты, и неравномерное распределение средств от продажи нефти, поставляемой с Юга, ситуация в стране могла бы быть совершенно иной.
И хотя демократический процесс мог бы начаться с диалога о равномерном распределении ресурсов в Йемене, на это надеяться не стоит. Ведь страна в течение длительного времени находилась на грани краха, и потому отсутствие воды или нефти вряд ли заставят Саудовскую Аравию отказаться от прямого вмешательства в йеменские дела. Есть много рычагов, которые она может задействовать, если решит, что в соседней стране "что-то идет не так".
А тем временем продолжение войны и распространение ее за пределы Йемена может привести к экономической катастрофе не только в этой стране - война нанесет ущерб государствам Персидского залива.
Конечно, по сравнению с нефтяными и газовыми государствами, такими как Саудовская Аравия, Ирак, Иран и Катар, источники энергии Йемена по мировым стандартам крайне ограничены: текущее производство оценивается примерно в 130 тыс. баррелей в день и не идет ни в какое сравнение с 9,5 млн баррелей, которые ежедневно производит Саудовская Аравия.
Однако благодаря Аденскому заливу Йемен является своеобразными нефтяными воротами для Европы. Танкеры проходят вдоль его побережья через залив, Суэцкий канал - и дальше в Европу.
Но при этом они должны пройти еще и через южные ворота в Красное море - Баб-эль-Мандебский пролив, один из важнейших по своему геополитическому значению для мировой торговли, поскольку он соединяет Азию и Африку, Красное море с Аденским заливом и Аравийским морем.
Через него из Персидского залива в Европу, Азию, США и обратно проходят тысячи нефтяных танкеров и других грузов. Считается, что Баб-эль-Мандебский пролив по своей стратегической значимости занимает третье место в мире после Ормузского и Малаккского проливов.
13% от мирового производства нефти, или около 4 млн т в сутки, проходят через пролив в сторону Суэцкого канала, а оттуда - в другие части света. А еще - ежегодно более 21 тыс. грузовых судов.
Понятно, что ухудшение ситуации и нарастание военного противостояния в регионе несут угрозы глобальному рынку торговли, поскольку из-за обострения могут быть нарушены морские перевозки.
Продолжение войны между сторонами йеменского противостояния, с одной стороны, и вовлечение в него других государств - с другой увеличивает и без того колоссальный груз проблем хронической бедности и отсутствия возможностей для развития Йемена.
Ведь ежегодно страна теряет до 5 млрд долл. доходов от экспорта нефти и других товаров. Кроме того, военные действия угрожают нормальному функционированию экономического цикла в различных регионах Йемена.
Но если бедный Йемен теряет 5 млрд, то можно только представить, какими могут быть убытки крупнейших в мире производителей нефти вследствие нарастания дестабилизации безопасности. Ведь в случае закрытия Баб-эль-Мандебского пролива, если он станет опасен для транзита сырья, придется срочно искать и прокладывать новые пути.
А это будет означать "накручивание" дополнительных тысяч километров и несколько лишних недель в пути - потому что альтернативным йеменскому может стать в таком случае маршрут вдоль Южно-Африканской Республики и мыса Доброй Надежды.
Сегодня Йемен поставлен перед дилеммой: достижение компромисса или война без конца и края. И очевидно, что без помощи извне решить конфликт невозможно.
По сути, в Йемене происходит прокси-война Саудовской Аравии с Ираном. Поэтому следует учитывать тот факт, что, кроме геополитической борьбы за преобладающее влияние в Ближневосточном регионе, здесь параллельно возникла конкуренция между Эр-Риядом и Тегераном за то, чтобы быть нацией-лидером Уммы - совокупности всех мусульман как религиозной общины.
Эта прокси-война стала не только войной за власть между конкурирующими политическими силами, но и серьезным религиозным противостоянием. Как ядовитое облако, конфликт распространился на большую часть Йемена, где ведущее суннитское государство Саудовская Аравия сошлось в противостоянии с шиитским Ираном.
Сегодня основной целью Саудовской Аравии является не только нейтрализовать бунтовщиков Хути в Йемене, но и послать мощный сигнал Ирану: прекратите вмешиваться в арабские дела. Таким сигналом станет недопущение падения от рук Хути законного правительства Йемена.
Эр-Рияд вполне можно понять. Ведь саудиты вовсе не заинтересованы в том, чтобы Хути захватили контроль над соседней страной, и террористические экстремистские группировки демонтировали там власть, как это уже произошло в Сомали.
Таким образом, учитывая патовую ситуацию, за столом переговоров должны сидеть не только участники конфликта в Йемене, но и Саудовская Аравия и Иран. Ведь именно от их позиции во многом зависит, удастся ли достичь компромиссного решения по Йемену.