На протяжении последних 40 лет Никосия - столица двух государств: Республики Кипр греков-киприотов и непризнанной международным сообществом Турецкой республики Северного Кипра турок-киприотов. Линия раздела проходит по центральной улице. Исчезнет ли она? Кипр остается пока расколотым на Север и Юг, хотя объединение острова является одной из ключевых задач Европейского Союза и ООН в Средиземноморье.
Греки и турки не раз садились за стол переговоров, пытаясь воссоединить страну в рамках двухобщинной федерации. Но все попытки заканчивались неудачей. И с каждым годом шансов на объединение становилось все меньше. В том числе и потому, что постепенно уходит поколение киприотов, живших в едином государстве, помнящих греческий военный переворот радикальных сторонников эносиса в 1974 г. (движения воссоединения Кипра и Греции), вооруженное противостояние греческой и турецкой общин, вторжение Турции и изгнание с севера более 200 тыс. греков-киприотов.
Зато за четыре десятилетия выросли поколения киприотов, живущих в двух разных государствах - Республике Кипр и Турецкой республике Северного Кипра. И такое положение дел многих из них устраивает.
Тем не менее, идея воссоединения все еще популярна на Кипре. И в феврале этого года, после двухлетнего перерыва, возобновились переговоры между Севером и Югом. Тогда же президент Кипра Никос Анастасиадис и лидер непризнанной Турецкой республики Северного Кипра Дервиш Эроглу одобрили совместное заявление о намерении объединить населенные греками и турками части острова в "двухзональное" федеративное государство.
Как полагают эксперты, если переговоры сейчас вновь зайдут в тупик, другого шанса на воссоединение Севера и Юга может больше и не представиться. Но стороны, похоже, готовы сделать шаги навстречу друг другу.
Во всяком случае, на минувшей неделе лидер турок-киприотов Дервиш Эроглу сообщил: переговоры по воссоединению Кипра могут успешно завершиться уже до конца 2014 года. "Мы верим, что решение можно выработать в течение этого года", - заявил он, добавив, что сразу после этого план по воссоединению будет вынесен на референдум как в Республике Кипр, так и в Турецкой республике Северного Кипра.
Однако стороны до сих пор находятся лишь на начальном этапе диалога и пока не приступили к обсуждению ключевых вопросов о воссоединении страны. Лишь в мае греки и турки начнут очередной раунд переговоров об условиях партнерства двух общин на началах федерации. И хотя международное сообщество и выражает надежду на "исторический прогресс" на переговорах по Кипру, тем не менее, препятствий много.
Юг и Север разделены буферной зоной, контролируемой миротворцами ООН. Греческая часть острова сегодня представляет достаточно успешное и благополучное государство. Республика Кипр в 2004 г. вступила в Европейский Союз, а в 2008-м вошла в зону евро. И хотя банковский кризис 2012–2013 гг. серьезно ударил по благосостоянию жителей республики, тем не менее, финансовая поддержка МВФ и ЕС наряду с жесткими мерами бюджетной экономии позволит Кипру выйти из кризиса уже в следующем году.
В то же время Север, где проживают турки-киприоты, испытывает серьезные проблемы из-за своего международно-юридического статуса: в мире не хотят иметь дело с непризнанной республикой. Турецкую республику Северного Кипра, занимающую около 38% территории острова, признали только Турция и Абхазия.
Эмбарго и отсутствие прямых перелетов в страну заставляет Северный Кипр вести все свои внешнеторговые операции только через Турцию. Турецкая же республика является основным финансовым донором непризнанной республики. Например, в 2003–2006 гг. Анкара дотировала Лефкошу 550 млн долл. Других иностранных инвестиций практически нет. В северной части крайне низкие цены на недвижимость: она в несколько раз дешевле, чем на южной стороне острова, хотя лучшие пляжи и туристическая инфраструктура в свое время достались как раз северянам.
Примечательно, что министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сравнил будущее Крыма с судьбой Северного Кипра. По словам министра, Турция захватила часть острова с аргументами, использовавшимися Россией в Крыму, - для защиты своих соотечественников. И в настоящее время часть жителей острова сталкиваются с серьезными проблемами: "Эта ситуация продолжается, но с серьезными последствиями: не могут там приземляться международные самолеты, нет инвестиций, торговли. Это приводит к тому, что Северный Кипр втрое беднее остальной части острова".
Политические и экономические ограничения, связанные
с непризнанием, мешают развиваться экономике Северного Кипра. Международная изоляция республики является основной причиной готовности его политиков и жителей к воссоединению частей острова. Анкара также заинтересована в объединении Севера и Юга: Турция давно хочет стать членом Европейского Союза, а Республика Кипр, являющаяся его членом, всячески этому препятствует.
К тому же, турки заинтересованы в объединении Кипра еще и потому, что на шельфе острова открыты перспективные нефтегазовые месторождения.
Специалисты утверждают, что запасы достаточно значительны - около 1,7 трлн кубометров газа. Турция, не признающая Республику Кипр и заключенные ею международные соглашения о морских границах в Восточном Средиземноморье, требует от Кипра приостановить разработку нефтегазовых месторождений или дать возможность участвовать в ней туркам-киприотам. Но все попытки Анкары приостановить добычу газа оказываются безуспешными. Не помогают даже отправленные к острову корабли турецких ВМС.
В соответствии с международным правом, все эти месторождения являются собственностью Республики Кипр, признанной международным сообществом единственным представителем Кипра. "Энергоресурсы в пределах исключительной экономической зоны принадлежат Республике Кипр, и это наше суверенное право разрабатывать их", - утверждает президент Кипра Никос Анастасиадис. По его словам, турки-киприоты, проживающие на оккупированной Турцией северной части острова, получат свою долю от использования природного газа в случае достижения соглашения и воссоединения страны.
Заинтересованы в объединении Греция и Республика Кипр. Поскольку у Афин и Никосии появляется возможность поставить вопрос о возврате собственности греков в занятых когда-то турками северных районах острова. (Напомним, что северную часть острова в ходе противостояния в 1974 г. покинуло около 200 тыс. греков-киприотов.) А это - одна из ключевых проблем в отношениях Севера и Юга.
Греков-киприотов весьма беспокоит то, что Турция активно проводит политику переселения на остров своих граждан. Так глава партии Гражданский союз Республики Кипр Йоргос Лиликас утверждает, что на северной территории острова насчитывается всего примерно 80 тыс. турок-киприотов. Тем не менее, общая численность населения Турецкой республики Северного Кипра может достигать 300 тыс. чел., главным образом за счет турецких переселенцев, которых на юге острова рассматривают как нелегальных мигрантов.
По мнению Никоса Анастасиадиса, на оккупированной Турцией северной части Кипра идет процесс демографических изменений, который в ближайшее время может принять необратимый характер. "Впервые на Кипре столь высокими темпами меняется демографическая структура, и возможность ее восстановления постепенно исчезает. Это может привести к кошмарному сценарию, при котором оккупированная территория северного Кипра превратится полностью в турецкую. И через пару лет это явление станет необратимым", - заявил президент.
В общем, сейчас стороны обсуждают, на каких принципах произойдет воссоединение. Здесь стоит вспомнить историю с проведенным в 2004 г. референдумом по урегулированию конфликта, предложенным генсеком ООН Кофи Аннаном.
"План Аннана" предусматривал создание на острове двухобщинного и двухзонального
государства вместо единой Республики Кипр. Турция получала право сохранить свой военный контингент на острове. Также предусматривалось юридическое узаконивание договоров (заключенных ранее Турецкой республикой Северного Кипра и Турцией), дававших, в частности, турецким войскам право использовать все кипрские гавани, производить передвижения по всему острову и выполнять полеты турецких ВВС над всей территорией Кипра.
Турецкая община получала бы также право вето в объединенном правительстве Кипра. При этом все госструктуры объединенного Кипра на 95% должны были финансироваться греческой стороной. Ограничивались права греков на операции с собственностью в северной части острова до тех пор, пока уровень жизни двух общин не сравняется.
Помимо этого, планировалось уменьшение территории турецкой части острова до 28,5%, а также возвращение 85 тыс. греческих беженцев в прежние места их проживания.
Все эти условия турок более чем устраивали. Но не греков.
И если на референдуме 2004 г. 65% граждан Северного Кипра выступили за единое государство, то 75% жителей Республики Кипр - против.
Двухобщинное и двухзональное государство, по мнению греков-киприотов, означало бы фактическое признание турецкой оккупации северной части острова путем отмены всех предыдущих резолюций Совета Безопасности ООН по Кипру. Кроме того, греков-киприотов не устраивало и то, что план не содержал обязательства для турецкой стороны вывести войска из Кипра, а также разрешал проживание переселенцев из Турции. Это делало невозможным возвращение беженцев, т.к. их дома за эти годы успели занять переселенцы.
В общем, турки были крайне расстроены тем, что "план Аннана" на референдуме был провален греками-киприотами.
Сегодня турки и греки в той или иной степени используют положения "плана Аннана". Сейчас стороны решают вопросы о порядке последовательности рассмотрения основных проблем. Впрочем, спецпредставитель президента Республики Кипр по переговорному процессу Андреас Маврояннис пояснил, что греческой стороне удалось настоять на одновременном обсуждении всех спорных вопросов, в то время как турки-киприоты требовали рассматривать их последовательно. "Нельзя говорить о безопасности отдельно от гарантий, о возвращении собственности - отдельно от территориального вопроса. Так дело с мертвой точки не сдвинешь", - считает он.