14–15 мая в Пекине состоялся форум высокого уровня по международному сотрудничеству "Пояса и пути".
Китай попытался придать этому событию значение главного международного мероприятия, которое проходит на его территории в нынешнем году и сопоставимо с прошлогодним саммитом лидеров "Большой двадцатки". На этот раз для Пекина было важно представить форум как событие глобального значения и масштаба, в ходе которого будет четко обозначена международная поддержка китайской стратегии, более известной как инициатива "Один пояс, один путь" (ОПОП) - (One belt, one road, OBOR).
Впрочем, для представителей многих стран (свои делегации отправили более 100 государств) поездка на форум в Пекин была скорее первым реальным шансом ознакомиться с идеями китайского руководства, услышать от самих создателей нового глобального проекта, что именно они вкладывают в свою инициативу, каким образом собираются ее реализовывать на практике в будущем.
Куда ведет шелковый путь?
Китайской концепции возрождения древнего Шелкового пути уже три с половиной года. Впервые провозглашенная председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 г. первоначальная идея о необходимости связать Китай и Европу современными транспортными коммуникациями по земле и морю для стимулирования торговли теперь обросла множеством новых глобальных идей, концепций и инициатив. В Китае их очень активно обсуждают и СМИ, и политики, и эксперты, но, несмотря на это, они все еще малопонятны за пределами самого Китая, оставаясь сферой интересов лишь для специалистов и дипломатов, непосредственно работающих на китайском направлении. Накануне пекинского форума Руководящая рабочая группа по продвижению строительства "Одного пояса, одного пути" обнародовала на нескольких иностранных языках пространный документ о сути инициативы, ее идеологии и практике, реальных достижениях. Даже при кратком изложении книжечка получилась в 70 страниц. Но она также не дает ответов на все вопросы, не раскрывает подробно ряд концептуальных китайских позиций по инициативе ОПОП.
Тем не менее, стоит рассказать хотя бы о главных, практически важных аспектах. Итак, концепция ОПОП подразумевает строительство сухопутного "Экономического пояса Шелкового пути" и "Морского Шелкового пути XXI в.". Сухопутная составляющая, в свою очередь, разделяется на три главных маршрута (включающих шесть основных транспортных коридоров), которыми Китай хочет доставлять товары в Европу и Африку и в обратном направлении. Морская составляющая - это уже имеющиеся водные торговые пути из портов Китая в Европу, на которых Пекин теперь усиливает свое присутствие, строя новые порты или модернизируя имеющиеся. Ключевыми на этом пути уже признаны порт Гвадар в Пакистане и Пирей в Греции, который китайцы взяли в долгосрочную аренду. Идет строительство и в Джибути. Эта страна в Африке станет местом расположения не только транзитного хаба для китайских товаров, но и первой китайской зарубежной военной базой.
Предполагается, что к таким портам и будут подходить сухопутные транзитные маршруты, на которых в свою очередь Китаем также определены "ключевые города". Преимущество сухопутного маршрута перед морским - скорость доставки товаров. Из Китая в Европу железнодорожный состав может попасть за 15 дней, что в два раза быстрее, чем по морю. Однако по объемам перевозок сухопутные маршруты не могут пока тягаться с морскими, да и цена отправки контейнера морем в два-три раза дешевле.
Китай предлагает концепцию "пояса". Он не просто создает дороги и пути, продумывает маршруты для движения товаров. Он стремится создать зону экономического взаимодействия и развития из стран-участников этого проекта. Китай хочет с помощью своей инициативы вывести на более высокий уровень международного взаимодействия страны, которые в силу географического положения оказались без выхода на мировые рынки, а следовательно, не вкусили плодов глобализации.
Несомненно, что, прокладывая магистрали и дороги, газопроводы и коммуникации к своим соседям (это прежде всего Россия, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Африка), Китай сегодня "привязывает" эти страны к своему рынку, его потребностям. В этом, по сути, и есть глобальный замысел стратегии: Китай меняет глобальную инфраструктуру под себя, под свое развитие на длительную перспективу. Но он делает это не так, как колонизаторы прошлого - "кнутом и пряником", но с весьма благовидными целями и намерениями. Использовать глобализацию и современную взаимозависимость стран мира не для того, чтобы эксплуатировать одних, возвышая или предоставляя преимущества другим, но попытаться найти баланс интересов для каждого участника проекта, сделать его универсальным. Эта новая трактовка глобализации, попытка Китая возглавить и определить ход процесса, который уже называют "глобализация 2.0", вызывает неоднозначную реакцию у тех, кто задумывал нынешний мировой порядок и старую версию глобализации, приведшую мир к череде кризисов прошлого и нынешнего столетия.
Поэтому на форуме в Пекине особо подчеркивалось, что Китай в конце прошлого года уже заручился поддержкой своей инициативы "Пояса и пути" в ООН и привел ее в полное соответствие с целями глобального развития Организации Объединенных Наций до 2030 г. Кроме того, в торговой политике и в своих планах либерализации экономических отношений на Шелковом пути Китай руководствуется принципами ВТО. Китай пытается увязать и скоординировать свою инициативу с прочими стратегиями развития, уже существующими в Евразии - от национальных (казахстанской, например) до региональных (стран ASEAN, Европейского Союза и Евразийского экономического союза). При этом сотрудничество Китай предлагает проводить на основе углубленных консультаций с учетом международного права, на основе общих усилий, на принципе совместного использования результатов и равных возможностей для всех.
Китайцы пытаются сделать понятной свою инициативу и для простых людей: накануне пекинского форума, с 24 по 30 апреля, масштабное мероприятие - Неделя культурного обмена "Один пояс, один путь" - по продвижению и разъяснению китайской инициативы было проведено и в украинской столице. Перед началом форума в Пекине весь город был украшен транспарантами, которые в сжатой форме отражали концептуальные подходы Китая к реализации концепции "Один пояс, один путь". Вот некоторые из них: мирное развитие, открытость и транспарентность, взаимное познание друг друга, равенство, взаимное уважение и взаимная выгода.
Впрочем, даже повторенное сотни раз все вышесказанное не может в одночасье снять всех подозрений по поводу искренности намерений китайского руководства. Есть уже достаточно устоявшиеся мнения по поводу китайской инициативы "Один пояс, один путь", бытующие в мире. Одно из них, что инициатива - лишь прикрытие для китайской экономической экспансии. Но ведь и без этой инициативы Китай уже стал основным торговым партнером для многих стран Евразии. Впрочем, в последние годы даже наблюдалось некоторое снижение объемов торговли Поднебесной с основными партнерами, вызванное глобальной конъюнктурой, спадом мировой торговли. Пекин не мог противодействовать этим тенденциям.
Еще одно мнение: Китай отстаивает исключительно собственные интересы, и, следовательно, при реализации ОПОП он будет мало учитывать интересы других. Следующий стереотип - любая страна, согласившаяся на участие в реализации китайской инициативы, сразу получает огромные инвестиции, и фактически китайцы делают все сами, при этом еще и за свои деньги.
Форум в Пекине призван был развеять как эти страхи, так и необоснованные надежды. Китай стремится к совместному финансированию проектов. В ходе форума еще семь стран присоединились к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций, который уже предоставил 1,7 млрд долл. США под девять проектов в странах на Шелковом пути. Таким образом, созданный Китаем своеобразный аналог МВФ имеет в своем составе уже 77 стран. Украина в нем пока не участвует.
Наибольшее внимание в речи председателя КНР Си Цзиньпина в день открытия форума привлекли именно новые планы финансовой поддержки для китайской инициативы. Прежде всего, это еще 100 млрд юаней (около 14,5 млрд долл. США) для Фонда Шелкового пути, из которого финансируется ОПОП. На данный момент средствами Фонда уже поддерживаются 15 проектов на сумму 50 млрд юаней (7 млрд долл. США). 60 млрд юаней обещано в качестве помощи КНР развивающимся странам на ближайшие три года. Кроме того, китайский лидер пообещал, что китайский бизнес и финансовые институты вложат еще 300 млрд юаней инвестиций в проекты ОПОП. Также Китайский банк развития и Экспортно-импортный банк Китая создадут специальные фонды для кредитования проектов ОПОП еще на 250 млрд юаней и на 130 млрд юаней соответственно. Заметим лишь, что за три года кредиты этих двух банков для реализации проектов инициативы ОПОП уже превысили 200 млрд долл. США. По оценкам западных аналитиков, общие инвестиции Китая в реализацию инициативы "Один пояс, один путь" в ближайшие десятилетия могут составить 1 трлн долл. США.
В дни форума в центральной китайской прессе появились публикации о том, что Китай уже имеет свои собственные расчеты финансовой состоятельности каждой из стран. И для каждой установлены лимиты средств, которые эти страны могут получить, чтобы Китай не обвиняли в том, что он накачивает дешевыми деньгами слабые экономики, увеличивая долговую нагрузку.
Также стоит отметить, что китайцы пригласили на форум далеко не всех, кто стремился в эти дни оказаться в Пекине. Впрочем, и приехали далеко не все те, кого китайцы действительно хотели бы видеть в числе участников.
С кем Китаю по пути?
Очевидно, что если бы в Пекин пригласили лишь представителей стран, которые уже безоговорочно поддержали китайскую инициативу "Один пояс, один путь", то состав участников был бы куда скромнее. Формально сам Китай относит к числу действительных и потенциальных ее участников около 65 стран мира. На пекинский форум, по заявлению официальных лиц, прибыли представители куда большего количества стран. Но интересно при этом, что руководителей высшего уровня (президентов и премьеров) было всего 29. Так, вместо ожидавшегося президента Польши Анджея Дуды участвовала премьер Беата Шидло. Обратили внимание, что китайцы не пригласили лидеров Туркменистана и Таджикистана, стран, которые уже активно участвуют в реализации инициативы. Зато оказали внимание новому лидеру Узбекистана Шавкату Мирзиёеву, для которого поездка в Пекин стала первым официальным визитом за пределы СНГ. Китайская пресса много писала о том, что в последний момент на форум прибыли делегации из США и Японии (хотя и не самого высокого уровня). Но это дало основание говорить, что даже скептики не смогли проигнорировать форум. Были и лидеры стран, которые еще недавно имели с Китаем напряженные отношения из-за территориального диспута в Южно-Китайском море - президенты Вьетнама и Филиппин. В то же время весьма удивительным было участие в форуме высокого уровня делегации отнюдь не высокого уровня из Бразилии и отсутствие представителей из ЮАР. А ведь это страны, вместе с Китаем входящие в объединение BRICS.
Однако самым большим разочарованием, которое китайцы с трудом скрывают, стало полное игнорирование форума со стороны крупнейшего соседа Китая - Индии. Дели последовательно и настойчиво отвергает китайскую инициативу "Пояса и пути" и даже считает ее угрозой национальным интересам. И все потому, что Китай нашел для ее реализации главного союзника в лице Пакистана. Один из основных транспортных коридоров ОПОП - Китайско-пакистанский экономический коридор - из китайского Кашгара в Синьцзян-Уйгурском автономном районе к пакистанскому порту Гвадар длиной 3 тыс. км проходит через штат Кашмир, который Индия считает своей территорией. При этом в Пекине именно сотрудничество с Пакистаном ставят в пример всем другим странам. В проект транспортного коридора и порта уже вложено 46 млрд долл. США, и он считается "флагманским" для всей инициативы.
Попытки Пекина предложить Индии варианты сотрудничества, чтобы как-то ослабить напряженность, не увенчались успехом. Своим резким отказом Дели, по факту, поставила под вопрос способность Китая действительно учитывать интересы всех стран при реализации своей инициативы.
Участие в форуме президента РФ Владимира Путина также не принесло Китаю ожидаемого эффекта. С самого начала было ясно, что он едет в Пекин "отдать долг" за визит китайского лидера в Москву на парад Победы в мае 2015 г. Хозяину Кремля, который уже тогда находился под международными санкциями из-за агрессии в Украине, была необходима поддержка Китая. И именно тогда же лидеры КНР и РФ договорились, что Москва соглашается на "сопряжение" интеграционного проекта Евразийского экономического союза (РФ, Казахстан, Беларусь) с китайской инициативой "Один пояс, один путь". На сегодня приходится констатировать, что никакой стыковки или "сопряжения" между ними не происходит. В рамках своей инициативы Китай лишь прикупил себе активов в российских компаниях и шлет свои поезда в Европу через три страны по существовавшим до этого путям - это т.н. "Новый евроазиатский континентальный мост". Строительство новых дорог Китай активно ведет в Казахстане, но никаких проектов, сравнимых по масштабам с пакистанским, с РФ реализовать не удалось.
Путин просто согласился быть статистом на форуме в Пекине. За это он получил обещание от Китая создать новый фонд развития сотрудничества Дальнего Востока с Северо-восточными провинциями КНР в объеме 100 млрд юаней (14,5 млрд долл. США). Но пока китайцы заявили о готовности внести лишь десятую часть от этой суммы, демонстрируя Кремлю, что от него ожидают большего усердия в деле "сопряжения".
Для украинской делегации под руководством первого вице-премьера - министра экономического развития и торговли Украины Степана Кубива участие в пекинском форуме было шансом еще раз рассказать участникам о потенциале Украины для реализации ОПОП. В своем выступлении на одной из сессионных панелей он обратил внимание на незаконные действия РФ по блокированию транзита украинских товаров в Азию, "используя свои логистические преимущества и территориальную исключительность". Эта форма экономической агрессии приносит вред не только Украине, но также интересам Китая и других участников инициативы ОПОП, подчеркнул С.Кубив. Таким образом, Россия уничтожает дух честной и взаимовыгодной торговли, которые Китай и партнеры заложили в свой геоэкономический проект, отметил украинский чиновник.
Стоит заметить, что в своем выступлении Си Цзиньпин особо подчеркнул необходимость для участников инициативы уважать территориальную целостность и суверенитет всех стран. Степан Кубив в комментарии ZN.UA рассказал, что китайцы позитивно настроены на сотрудничество с Киевом на всех уровнях. Украинской делегации в двусторонних переговорах с Китаем удалось согласовать проведение очередного заседания межправительственной комиссии по сотрудничеству (которая не собиралась с 2013 г.) до конца т.г. В рамках этой комиссии, возможно, Киев предложит создать специальную подкомиссию по вопросам реализации инициатив ОПОП. Также членами украинской делегации были представлены Китаю проекты в сферах транспорта, инфраструктуры, энергетики, которые могут улучшить позиции Украины и ее перспективы для участия в ОПОП. Впрочем, диалог Киева и Пекина идет пока лишь о намерениях, и до практических результатов путь весьма долгий.
В практическом плане "отличниками" пекинского форума можно отметить грузин, которые в ходе данного мероприятия подписали соглашение с КНР о свободной торговле, завершив переговоры в рекордно короткий срок. Меморандум о скором начале таких переговоров во время форума подписала также Молдова. Украина пока лишь собирается с силами, чтобы сделать Китаю предложение о начале переговоров о зоне свободный торговли. Киев считает, что на этих переговорах его преимуществом будет Соглашение о свободной торговле с ЕС.
Однако стоит отметить, что в рамках своей глобальной инициативы "Один пояс, один путь" Китаю лучше удается работа с отдельными странами, а не с организациями. Евросоюз пока, скорее, со скепсисом и настороженностью смотрит на инициативу "Один пояс, один путь", но не препятствует отдельным странам-членам (на форуме в Пекине на высоком уровне были представлены Польша, Чехия, Венгрия, Испания, Италия, Греция) развивать с Китаем особые отношения в рамках ее реализации. Но даже у этих стран, которые Китай особо выделяет как своих партнеров, нет единого видения китайской инициативы, они строят свои отношения с Пекином, исходя из собственных интересов, а не интересов ЕС. Брюссель свою окончательную позицию по этому поводу пока не сформировал, и Киеву это нужно учитывать.
Разнообразие взглядов на "Один пояс, один путь" показывает, что это все - еще не полноценный продукт. Это развивающаяся концепция, но не сформулированная окончательно. Значительная работа в этом вопросе была проделана в Китае накануне саммита. В этой связи не лишне также будет вспомнить программное выступление Си Цзиньпина на последнем Всемирном экономическом форуме в Давосе. Китай уверенно оттачивает свое видение, пытается сделать его понятным для других.
Объявив свою инициативу "Пояса и пути" проектом столетия, китайский лидер подчеркнул, что инициатива будет реализована лишь в том случае, если ее поддержат в мировом масштабе. Пекинский форум, по-видимому, - лишь первая масштабная акция Пекина для достижения этой цели. Председатель КНР Си Цзиньпин объявил, что в 2019 г. будет созван второй Форум, и его проведение в будущем станет регулярным.