Если не считать исторического признания Украины страной с рыночной экономикой, можно смело утверждать, что неделя прошла для Киева под знаком второго рождения ГУУАМ. С одной стороны, Киев посетил военный министр Азербайджана, а с другой — Президент Украины совершил короткий, но содержательный визит в Ташкент, где, наряду с подписанием двусторонних документов, теме ГУУАМа была уделена особая роль. Небезынтересно, что главу державы в двухдневном вояже на Восток сопровождали военный министр и глава госкомпании «Укрспецэкспорт». И если во время визита военного министра Азербайджана было объявлено о подписании широкой программы военного и военно-технического сотрудничества, то лидеры Украины и Узбекистана пошли намного дальше, объявив, что организация должна быть формализована в Киеве на встрече глав стран-участниц в начале следующего года. Трудно сказать, действительно ли Л.Кучма загорелся страстью влить в ГУУАМ свежую кровь в лице Болгарии и Румынии или это был эмоциональный ответ Москве за подписание днем ранее Бишкекского соглашения о формировании Евразийского корпуса, но похоже, что на ГУУАМ уже всерьез возложены амбициозные надежды относительно будущих транспортных коридоров в обход России. Поддержал Кучму и Ислам Каримов, отметив необходимость создания структур, которые «займутся воплощением принимаемых организацией решений, будут определять стратегию ее действий».
Особый интерес к этой теме может быть подкреплен еще и тем, что едва ли не весь прошлый год и почти половина текущего были безмолвным свидетельством заката так и не оперившегося неформального объединения пяти стран СНГ. Наступившая на Саммите тысячелетия реанимация ГУУАМа, не исключено, при определенных обстоятельствах может трансформироваться в настоящий ренессанс.
Напомним, что первоначально ГУАМ — консультативный форум Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы — был создан в октябре 1997 г. в Страсбурге с целью объединения усилий для решения сходных экономических и военно- политических проблем, а также создания определенной альтернативы структурам внутри СНГ, движущимся в фарватере российской политики. Уже на юбилейном саммите НАТО в апреле прошлого года к объединению присоединился Узбекистан, усилив его на восточном направлении и добавив новые возможности.
НЕТ ВОЗВРАТА ИМПЕРИИ!
Кажется, именно таким был лозунг молодых «гуамовцев», объединенных единой целью, — не попасть в жесткие жернова России. Проблемы членов ГУУАМ очень похожи. Во-первых, ни одно из государств не подписало Ташкентский договор о коллективной безопасности. Несмотря на то, что Грузия и Азербайджан официально заявили о готовности вступить в НАТО и даже предложили свои территории под натовские базы, лидеры этих стран прекрасно осознают, сколь долгим может оказаться путь их наций в Североатлантический альянс. Во-вторых, на территории каждой из стран ГУУАМ после распада СССР оказались российские военные базы. Так, у Тбилиси до сих пор трения с Москвой по поводу определения хозяина военного аэродрома в Вазиани, Тбилисского танкоремонтного завода, а также попыток Кремля оставить часть вооружений на военной базе в Гудауте (Абхазия). В Украине на 20 лет осел российский Черноморский флот. Наличие в Приднестровье огромного количества российского оружия 14-й армии и сомнения в том, что оно будет выведено в срок — до 2002 года, — беспокоит уже не только Кишинев и соседние столицы, но и Вашингтон. Что касается Азербайджана, то даже будучи на этой неделе в Киеве, глава оборонного ведомства этой страны генерал-полковник Сафар Абиев недвусмысленно заявил, что «пока территории Республики Азербайджан будут оккупированы, мира не будет». Не меньше сложностей и у Ташкента, который едва ли может самостоятельно справиться с непрекращающимся и по сей день натиском исламских боевиков.
Поэтому неудивительно, что именно военных бросили в атаку с главной целью разоружить Россию. Первоначально речь шла о том, чтобы, скоординировав действия, путем модернизации Договора об обычных вооруженных силах в Европе уменьшить российское военное присутствие. Но, естественно, это еще не вся правда о намерениях «гуамовцев». Не менее, а, может быть, и более важным оказался совместный интерес к обеспечению транзита кавказской нефти в обход России и возобновлению проекта TRACECA, или «Великого шелкового пути». Учитывая, что объемы запасов кавказских энергоресурсов, по некоторым оценкам, уступают лишь ближневосточным, можно лишь представлять, насколько важным для Киева было бы появление альтернативной артерии Баку—Супса—Одесса—Броды. Тем более что Варшава, настороженно относящаяся к политике Москвы, весьма заинтересована в поддержании этого проекта.
Именно для этой цели украинский генералитет в 1998 г. предложил реализовать идею создания совместного военного подразделения со специфическим набором задач. Стоит заметить, что лишь Украина имеет подготовленный военный персонал и соответствующую технику для быстрого восстановления поврежденных трубопроводов с высоким внутренним давлением. Поэтому, когда весной прошлого года подразделения трех ключевых участников объединения — Украины, Грузии и Азербайджана — провели совместные тематические учения недалеко от грузинской столицы, стало ясно, что у Киева есть шансы для получения желтой майки лидера ГУУАМа.
Помимо чисто военного лидерства и возможности готовить специалистов для армий стран- партнеров, Украина предложила и свои военно-технические возможности, что особенно важно и ей, и братьям по союзу, всерьез занявшимся строительством национальных армий. Так, например, вопреки собственным проблемам с оснащением ВМСУ, Киев подарил Тбилиси ракетный катер для ее береговой охраны.
Азербайджанский генерал Сафар Абиев, говоря о ВТС с Киевом, особенно подчеркнул возможности военной промышленности, «поскольку здесь существует значительный опыт взаимовыгодных отношений, в частности, ГК «Укрспецэкспорт» осуществляет ремонт оборудования и военной техники для вооруженных сил Азербайджана как на предприятиях ВПК Украины, так и в самом Азербайджане». А уже пресс-служба правительства Украины сообщила, что недавно Украиной было завершено выполнение контракта стоимостью 5 млн. грн. по поставке украинской стороной военного имущества в обмен на дизельное топливо.
Что касается Узбекистана, то еще в 1997 г. Киевский танкоремонтный завод модернизировал для Ташкента 40 танков. Сегодня, по свидетельству гендиректора «Укрспецэкспорта» В.Малева, Украина должна даже увеличить объемы поставок вооружений странам СНГ, среди которых ВТС с Узбекистаном занимает особое место.
В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ
Действительно, резервы и геополитическая исключительность этого региона сталкивают интересы целого ряда государств. И не только интересы России, членов ГУУАМ, нефтеносных стран Ирака и Ирана, Турции, но и США, и НАТО. Последние не могут допустить зависимости от пятерки главных нефтедобывающих стран, среди которых хозяева ближневосточной нефти, не слишком любящие Вашингтон.
Поэтому Запад с пониманием относится к идее ГУУАМа и оказывает этому движению поддержку. К примеру, не так давно США выделили 37 млн. долл. для проведения мероприятий по укреплению границ объединения. А председатель Объединенного комитета начальников штабов США Генри Шелтон после встречи с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе в конце этого лета объявил о том, что в 2001 г. США окажут Грузии помощь в размере 12 млн. долл. на реформирование армии. В частности, американцы поставят в Грузию 10 вертолетов. Более того, новый законодательный акт Конгресса США также содержит пункт об увеличении помощи вооруженным силам Грузии: США намерены выделить дополнительно 1 млн. долл. для финансирования обучения грузинских офицеров в США.
С другой стороны, Кремль, осознав бесперспективность политики исключительно давления, несколько изменил тактику. Так, в прошлом месяце Тбилиси посетил командующий Северо-Кавказским военным округом генерал-полковник Геннадий Трошев, который предложил грузинским военным некоторые компромиссы в обмен на их сговорчивость. «Если у Грузии возникнут трудности, она может рассчитывать на помощь России», — заявил российский генерал по окончании визита.
Примерно такую же политику Россия повела и в отношении Ташкента, ловко манипулируя ис- ламской угрозой. Министр иностранных дел России Игорь Иванов даже сказал на пресс-конференции в конце августа с.г. о том, что со стороны Узбекистана был запрос об оказании помощи отдельными видами оружия. В то же время буквально на следующий день президенту Узбекистана И.Каримову пришлось опровергнуть сообщение, что его правительство обращалось к России с просьбой о помощи в борьбе с исламскими боевиками. Все же, действуя где кнутом, а где пряником, Москва практически нейтрализовала участие в ГУУАМ Кишинева и минимизировала роль Ташкента. Чего, например, стоило выгодное для Узбекистана соглашение о ВТС с РФ стоимостью в 32 млн. долл. Кроме того, Ташкент принимает участие теперь уже в многостороннем проекте по созданию Ан-70. Ташкент также нужен России и Украине, ибо на заводе в узбекской столице выпускаются комплектующие для нынешнего поколения военных транспортников — Ил-76.
По официальной информации Азербайджана, Россия за 1996—1997 гг. поставила в Армению оружия на сумму 1 млрд. долл., нарушив таким образом не только баланс сил, но продемонстрировав достаточно агрессивное желание влиять через Армению на Азербайджан.
Очевидно, энергетическое давление вкупе с предвыборным годом повлияло и на позицию Киева. Кроме того, участие в разгорающемся на Кавказе военном конфликте явно не входило в планы украинского политического истеблишмента. Поэтому планы о совместном батальоне, на фоне которого могло бы просматриваться лидерство Киева, пришлось отложить. Полностью умолкли о ГУУАМе военные трубы. На фоне информационного вакуума о военном сотрудничестве в рамках неформального объединения украинский военный министр участвовал в коалиционных учениях СНГ 1999 г. Когда во время сентябрьского визита греческого министра обороны А.Кузьмука спросили о возможности отправки украинского миротворческого батальона на Кавказ, министр возразил, что «для обеспечения стабильности в Кавказском регионе Украина готова участвовать в политических консультациях, создавать транскавказский коридор, возобновить шелковый путь, для чего не обязательно направлять на Кавказ миротворческий контингент». К концу года до беспрецедентного количества разрослось число совместных украинско-российских военных мероприятий. Не до батальонов ГУУАМ было и тогда, когда российский военный министр как раз в день 46-летия своего украинского коллеги посетил Киев... Эксперты заговорили о том, что ГУУАМ выдохся. Можно предполагать, что единственным действенным оперативным вмешательством в структуру может оказаться членство в организации нового участника. Например, Польши. Но Варшава скромно промолчала.
Лишь в середине мая текущего года, когда многие вспомнили, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке и за кавказскую нефть надо платить, бывший министр иностранных дел Борис Тарасюк осторожно намекнул, что Украина, как непостоянный член Совета Безопасности ООН, готова участвовать в урегулировании ситуации вокруг Нагорного Карабаха, если по этому вопросу будет согласие сторон. По словам Б.Тарасюка, Украина, в частности, готова принять участие в создании миротворческого контингента для урегулирования карабахской проблемы.
TERTIUM NON DATUR
Что ж, нынешней осенью «гуамовцы», похоже, решили перейти Рубикон. Вполне очевидно, что для каждого из членов объединения и для всех вместе уже настал тот час, когда «третьего не дано».
Во всяком случае именно так можно рассматривать сообщение о том, что документ о создании совместного миротворческого подразделения в рамках неформального объединения ГУУАМ вот-вот увидит свет. Пока еще не ясно, будут ли в составе нового батальона узбекские и молдавские подразделения, но зато вполне ясно, что пока ни одно государство-участник консультативного объединения не отказалось официально от этой инициативы. Но на сегодняшний день уже разработана структура подразделения и методы подготовки его личного состава.
А заявление генерала Абиева о том, что наряду с обеспечением безопасности трубопровода не исключено участие подразделения в миротворческих операциях, в том числе «в определенных конфликтных ситуациях», прояснило, что украинский миротворец может оказаться в ближайшем будущем при выполнении настоящей боевой задачи. Глава военного ведомства Украины отметил, что батальон начнет действовать не ранее 2002 года. В то же время генерал Кузьмук подчеркнул, что речь не идет о создании коалиции и о деятельности совместного подразделения на территории СНГ.
ОТВЕТ КРЕМЛЯ
Очевидно, что после того, как главы государств ГУУАМ высказались за активизацию многостороннего сотрудничества в рамках объединения на встрече в Нью-Йорке в рамках Саммита тысячелетия ООН, Кремль осознал, что необходимы адекватные меры. Вполне понятно, что дальнейшее развитие безопасного и эффективного транспортно-коммуникационного коридора Европа—Кавказ—Азия не совсем по нутру Москве.
Своеобразным ответом на оживший ГУУАМ и активизацию его работы стало оформление 11 октября в Бишкеке, на сессии Совета коллективной безопасности государств, входящих в Договор о коллективной безопасности, антиталибской коалиции. Оперативно и единодушно главы государств (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, РФ и Таджикистана) приняли заявление по ситуации в Центральной Азии и подписали Соглашение о статусе формирований сил и средств коллективной безопасности в регионе, а также утвердили план формирования региональной системы коллективной безопасности. Теперь российские военные будут составлять в контингенте каждой страны-участницы соглашения около 30—40%. Официально присутствие военных будет посвящено борьбе с талибами, но на практике Россия закрепила свое военное присутствие в регионе, где лишь Узбекистан не счел необходимым присоединиться к малой империи.
Опасается ли Москва деятельности ГУУАМа как оплота антироссийской политики? Скорее всего, нет. Но вполне отдает отчет, что кольцо НАТО может при определенных неблагоприятных обстоятельствах сузиться. Еще более весомыми будут для РФ потери экономические и потери политического влияния, если план ГУУАМ все-таки сработает. Очень знаковыми являются кремлевские взгляды и ориентиры на восток. Не исключено, что главным козырем Кремля может стать наращивание военных мускулов своих союзников, например, Армении. Ведь в Кремле хорошо понимают, что из всех бывших субъектов Союза Россия единственная держава, которая почти так же спокойно может оперировать людскими массами на чужой территории, как СССР в эпоху «вождя всех времен и народов».