Венгрия вновь оказалась под огнем критики со стороны Европейского Союза.
15 июня венгерский парламент принял новый закон, запрещающий предоставление несовершеннолетним информации, которая могла бы продвигать гомосексуальность или транссексуальность. С точки зрения правительства Венгрии, эта информация может навредить детям и их «моральным ценностям». В частности это означает, что несовершеннолетние не смогут посещать киносеансы, если в демонстрируемом фильме есть ЛГБТ-персонажи, а в школах сексуальным просвещением смогут заниматься только одобренные правительством лица и организации.
Подобный закон, напрямую нарушающий статью 2 Соглашения о Европейском Союзе, которая формулирует фундаментальные ценности ЕС и предусматривает, в частности уважение к правам меньшинств, недискриминацию и толерантность, вызвал резкую критику со стороны других стран-членов ЕС. В ответ на венгерский закон лидеры подавляющего большинства стран ЕС подписались под письмом, декларирующим борьбу за фундаментальные права ЛГБТ-сообщества. Председательствующая в ЕС Португалия также его поддержала. Все девять стран, не поддержавших письмо, находятся в Восточной Европе (впрочем, Эстония и Латвия письмо подписали). Однако, как показал прошедший на прошлой неделе саммит, из них на прямую поддержку Будапешт может рассчитывать только от Польши и Словении.
Премьер-министры Нидерландов и Люксембурга же, в частности заявили, что если Венгрия не считает нужным разделять фундаментальные ценности ЕС, ей не место в объединении. Добровольный выход Венгрии из состава ЕС, впрочем, видится невозможным: она исправно получает из европейского бюджета значительные деньги. В то же время не существует правового механизма, позволяющего исключить страну из состава Евросоюза против ее желания.
Кроме того, идею исключения не поддержали и лидеры Франции и Германии. Вместе с тем они жестко осудили новый венгерский закон. В частности Ангела Меркель напомнила, что ЕС — это не только общий рынок, но и общие ценности. Новый закон наверняка будет оспорен в Суде справедливости ЕС, решения которого для национальных судов должны быть обязательными к исполнению.
Проблема с Венгрией у ЕС намного глубже, чем одна лишь ситуация с недавно принятым законом. Правящая партия «Фидес» по сути подчинила себе суды и СМИ и провела избирательную реформу в свою пользу. Сегодня это наименее демократическая страна в Евросоюзе. Из Будапешта был вынужден переехать знаменитый Центральноевропейский университет — лучшее учебное заведение региона. (При этом венгры планируют открыть в городе филиал китайского университета.) Нецелевое использование денег из бюджета ЕС носит систематический характер. Наконец, Венгрия занимает одну из наиболее жестких позиций в ЕС по вопросу миграции.
Теоретически ЕС может временно отобрать у страны право голоса в органах объединения в случае нарушения ею фундаментальных ценностей Евросоюза. Европейский парламент инициировал такой процесс в отношении Венгрии еще в 2018 году в связи с антидемократическими тенденциями в стране. Однако следующий шаг предусматривал единогласное решение лидеров остальных стран-членов и ожидаемо, что консервативное правительство Польши выступило в защиту Будапешта.
Сегодня Евросоюз лишь в очередной раз сталкивается с тем, что Венгрия проводит политику, откровенно несоответствующую как его фундаментальным ценностям, так и курсу большинства стран-членов.
Есть большие сомнения в том, что «Фидес» действительно интересуют традиционные ценности, а не только лишь власть. Иллюстрацией послужил скандал с евродепутатом «Фидес» Йожефом Сайером, которого задержали, когда он пытался сбежать через окно с запрещенной (из-за пандемии) гомосексуальной вечеринки, где гостям предлагались тяжелые наркотики. В другой оргии с наркотиками был замечен бывший мэр крупного города Дьёр Жолт Боркай. И хотя после скандалов они вынуждены были покинуть партию, нет сомнений, что их увлечения были коллегам известны, и ровным счетом никак на их партийную карьеру не влияли. И это только крупнейшие скандалы, связанные с окружением Орбана.
«Фидес» уже долгое время пытается сконцентрировать в своих руках как можно больше власти. Для этого она мобилизует население, создавая внешнего врага из «не уважающих ее суверенитет» стран, при этом исправно продолжая получать от них немалые деньги из бюджета ЕС. Так, Венгрия и Польша блокировали бюджет ЕС на 2021 год, поскольку он предусматривал новую норму — возможность урезать перечисления стране в случае проблем с правовой ситуацией в ней. В результате сложных переговоров Германия смогла достичь компромиссного решения, согласно которому эта норма остается в силе, но не будет применена, пока Суд справедливости ЕС не рассмотрит ее законность.
«Традиционные ценности» — также действенный метод мобилизации преимущественно провинциального и немолодого электората партии власти. В 2022 году в Венгрии пройдут парламентские выборы и риск потерять власть в борьбе с пестрой, но жестко настроенной против Орбана оппозиционной коалицией у «Фидес» довольно высок.
Итак, мы действительно наблюдаем кризисную для Европейского Союза ситуацию, когда несколько стран занимают антилиберальные и, что еще более важно, антидемократические позиции, противоречащие фундаментальным ценностям ЕС. Некоторые считают, что это может привести к более широкому кризису принятия решений в Евросоюзе и ограничению его дееспособности, на фоне чего странам-членам удастся вернуть себе часть суверенитета. Однако в основном вопросы, находящиеся в компетенции ЕС, решаются квалифицированным большинством. Голосов Венгрии и ее союзников просто недостаточно, чтобы заблокировать то или иное решение.
С другой стороны, есть сферы, где для принятия решения требуется консенсус всех стран-членов. Например, к таковым относится внешняя политика (именно поэтому ЕС часто критикуют за медлительность и нерешительность во внешнеполитической деятельности). В таких сферах власть национальных государств гораздо сильнее власти ЕС. Внешняя политика и оборона в Евросоюзе координируются, но де-факто основные решения принимаются в национальных столицах.
Тем не менее некоторые принципиальные внешнеполитические вопросы ЕС все же принимает. Если Венгрия решит блокировать решения ЕС в этой сфере — от этого могут выиграть конкуренты Евросоюза, в первую очередь Россия и Китай. Да, Венгрия не заблокировала продление санкций против России на прошлой неделе. А вот резолюцию, осуждающую поведение Китая в связи с ситуации в Гонконге, в апреле заблокировала.
Если же говорить о долгосрочной перспективе, нельзя не учитывать, что важнейшая часть электората венгерской «Фидес» или польской «Права и справедливости», к которым, в частности и обращены попытки партий показать себя защитниками традиционной Европы — пожилые люди. Уже на следующих выборах эти партии могут утратить свою власть. Не помогает им и тот факт, что мэры Будапешта, Варшавы, Любляны — либеральные оппозиционеры, и настроения в этих городах ближе к западноевропейским, чем к провинции своих стран. О выходе из ЕС речь не идет: эту меру не поддерживает большинство населения стран.
Европейская политика (в отличие от украинской) предполагает долгосрочное мышление. Через один-два электоральных цикла ЕС вряд ли будет иметь дело с несколькими антидемократическими, антиевропейскими правящими партиями. И тогда настанет время изменений, о которых в связи с ситуацией в Венгрии говорят все чаще. Если сейчас эффективных средств влияния на недемократические или нелиберальные тенденции в стране-члене ЕС у Брюсселя крайне мало, то после опыта «Фидес» и ПиС европейские политики уже четко заявляют: такие средства нужны.
Речь идет об эффективных санкциях против страны-члена ЕС, нарушающего основные ценности объединения, которые не смогла бы заблокировать одна страна — союзник нарушителя. Также может идти речь о расширении перечня вопросов, которые в ЕС решаются не консенсусом, а большинством голосов. Расширение ЕС может еще больше затормозиться. Трудней будет вступить в ЕС странам, где политики проявляют недемократические тенденции (как, к примеру, в Черногории).
Европейский Союз и его организации-предшественники всегда развивались и получали больше полномочий именно в результате кризисных ситуаций. Трудно поверить, что такое окно возможностей никак не будет использовано в этот раз. Иронично, но именно антиевропейские партии с известной вероятностью станут катализатором одного из следующих шагов в усилении наднациональных органов Европейского Союза.
Больше статей Константина Федоренко читайте по ссылке.