Пытаясь любым способом сохранить свою власть, президент Венесуэлы Николас Мадуро все больше рычагов управления страной передает в руки военных.
Так, недавно Мадуро возложил на генерала Владимира Падрино Лопеса двойную ответственность. Ныне тот одновременно является министром обороны Венесуэлы и оперативным командующим Национальных Боливарианских вооруженных сил (FANB).
К этому необычному двойному грузу добавилась еще одна сложная задача - возглавить совместно с Мадуро президентское гражданско-военное командование, созданное для того, чтобы наделить Владимира Падрино Лопеса специальным контролем над всем венесуэльским правительством. Следовательно, теперь в Венесуэле есть президент и суперминистр.
Цель работы президентского гражданско-военного командования - решение вопроса с критической нехваткой продуктов питания, медицинских препаратов и лекарств и других товаров первой необходимости, которые требуются венесуэльцам для выживания.
Все министерства и прочие государственные учреждения находятся в подчинении этого нового органа, к функциям которого относятся не только производство, импорт, маркетинг и система ценообразования товаров, но и безопасность и защита нации.
Концентрация власти в руках военных предполагает, что стабильность в стране зависит от ответственности венесуэльских вооруженных сил.
Но не является ли такое "перетекание" властных полномочий первым шагом на пути к полной передаче власти от президента Венесуэлы Николаса Мадуро в руки Владимира Падрино Лопеса и его коллег-генералов?
В то время как экономика Венесуэлы находится в чрезвычайно критическом состоянии, Николас Мадуро обратился за помощью к военным, что может быть последней отчаянной попыткой президента остаться при власти.
Это является признаком того, что Мадуро признает свою слабость, и демонстрацией его готовности пойти на все, чтобы выжить самому и сохранить унаследованный от Уго Чавеса боливарианский режим.
Кроме того, этим венесуэльский президент надеется прикрыть много "фронтов", обстановка на которых была явно проигрышной, и любой ценой поддержать свое правительство.
Нефтезависимая экономика Венесуэлы фактически легла после падения цен на нефть, вследствие чего крупные социальные сегменты 31-миллионного населения этой страны оказались без достаточного количества элементарной пищи и других предметов первой необходимости.
Можно ожидать, что в этом году инфляция достигнет 720%, а, по оценкам Международного валютного фонда, в 2015 г. валовой внутренний продукт сократился на 10%.
Предшественник Мадуро Уго Чавес оставил страну преемнику в уязвимом экономическом положении. При нем были национализированы энергетические активы, цены на нефть держались на высоком уровне, и поступления от продажи энергоносителей широко тратились на социальные программы. Ныне же глобальное падение цен на нефть отбросило Венесуэлу далеко назад.
На это дополнительно наложилось резкое сокращение функционирования частного сектора, который до тех пор платил налоги и создавал новые рабочие места.
Для борьбы с нестабильностью экономики Мадуро принял решение о контроле военными перевозки и прохождения таможен в пяти самых больших портах Венесуэлы.
Но крах венесуэльской экономики - это проблема, не имеющая военного решения. А передача новых огромных полномочий военным - абсолютно не то, что необходимо в этом случае. Ведь тоталитарные подходы к экономике априори не могут принести желаемого для Мадуро результата.
Иностранные компании и фирмы массово покидают страну, в которой вести бизнес практически невозможно. Венесуэльская банковская система тем временем демонстрирует новые сюрпризы, когда одновременно нужно бороться с галопирующей инфляцией, дефицитом ликвидности и обязательным контролем над движением капитала.
К этому можно добавить все более нестабильный политический фон. А это, в свою очередь, исключает поиск новых возможностей для ведения бизнеса в этой стране.
Таким образом, нынешний рынок Венесуэлы стал системой, несовместимой с мировой экономикой.
В сложившейся критической ситуации единственным выходом для спасения Венесуэлы становится возможность испытать на себе самую экспансивную экономическую перестройку в истории.
Для этого власти, которая придет на смену режиму Мадуро, придется рестуктурировать долг, унифицировать обменный курс, ввести свободные цены и просить международной помощи для повышения экономической активности и увеличения общего уровня доходов населения.
Однако минус такого варианта - то, что переговоры и экономические реформы требуют значительного времени. А вот его у венесуэльского народа и Мадуро может и не быть.
Дела его правительства идут очень скверно. И если не удастся удержать ситуацию от дальнейшего ухудшения, не исключено столь мощное цунами народного недовольства, что его невозможно будет сдержать даже с помощью армии. Неизвестно, правда, как далеко готов пойти Николас Мадуро, чтобы сохранить для себя пост президента.
Нынешняя парламентская неопределенность и экономический кризис создают негативную политическую репутацию президенту. Так, согласно данным последнего опроса, проведенного социологической службой Datanalisis, свыше 80% избирателей хотят, чтобы Мадуро покинул президентский пост до конца года.
Однако Национальный избирательный совет отложил возможность референдума об отзыве Мадуро до следующего, 2017 г., что позволило главе Венесуэлы избежать досрочных президентских выборов.
Резкое расширение полномочий Национальных Боливарианских вооруженных сил может означать хрупкое балансирование между сохранением власти действующего президента и возможностью эту власть потерять.
До сих пор полиции и национальной гвардии удавалось хоть как-то сдерживать протестующих. Но протесты и грабежи из-за нехватки еды продолжаются, каждый раз проверяя силовиков Мадуро на прочность.
И никто не знает, как будет реагировать армия, когда правительство захочет вывести ее на улицы венесуэльских городов. Хотя некоторые эксперты в Венесуэле считают, что генералы не желают отдавать приказ своим подчиненным стрелять по протестующим.
Похоже, президент был вынужден дать Национальным Боливарианским вооруженным силам наиболее актуальную задачу: сдержать народный гнев из-за нехватки продовольствия и медикаментов.
Однако постепенное расширение власти военных в ответ на потерю легитимности режима Мадуро становится похожим на государственный переворот, происходящий в замедленном темпе.
И когда речь идет о способности армии улучшить ситуацию, не следует забывать, что агропродовольственный сектор в Венесуэле уже давно находится под контролем генералов и управляется согласно принципам централизованной экономики. Следствием чего стали обвал отечественного производства и циничная коррупция.
Важно, как сами военные, с такой большой властью в руках генералитета, понимают свои цели, и готовы ли они стать ключевой силой, которая изменит будущее Венесуэлы.
Если военные, вместо поддержки непопулярного в народе президента, захотят проконтролировать процесс перехода власти от президента Мадуро к переходному коалиционному правительству, то это они могут сделать при условии гарантии, что и их интересы будут учтены.
Похоже, что именно в руках венесуэльских военных находится сегодня "золотая карточка". Хотя политические интересы военных элит далеко не однородны, а приоритеты могут быть довольно разными.
Однако новая роль министра обороны Владимира Падрино Лопеса, похоже, предусматривает, что диалог о возможной передаче власти может происходить с участием военных.
Генерал Лопес раньше ставил под сомнение легитимность референдума о досрочном прекращении полномочий президента Мадуро. Но, как пишет венесуэльская печать, ссылаясь на близкие к министру обороны источники, сейчас это не совсем так. Последние его заявления свидетельствуют, что он может поддержать референдум, если будет считать, что это пойдет на благо армии.
Хотя нельзя исключать и того, что если генералам не удастся остановить нарастание насилия, экономического и социального хаоса, кризис может побудить их полностью принять на себя всю власть в Венесуэле.
В этом контексте очень важно, как на развитие таких событий в Венесуэле отреагируют в США. Ведь, с одной стороны, в интересах Вашингтона, чтобы на американском заднем дворе прекратился затяжной чавесистский эксперимент, который поставил Венесуэлу на грань развала экономики и дефолта. А с другой - переход власти в руки военных, если даже они будут декларировать, что берут контроль над страной только на переходный период, совершенно не будет гарантировать быстрого возрождения венесуэльской экономики и восстановления демократии в Венесуэле.
Таким образом, если в Америке и поддержат передачу власти в руки военных, то только на короткий переходный период. После которого должно быть гарантировано возобновление функционирования политических институтов и проведение демократических выборов нового президента Венесуэлы и парламента.