13 судей Верховного суда Венесуэлы согласилась покинуть свои должности за год до завершения срока полномочий. Таким образом исполнительная власть президента Мадуро, ввиду приближения парламентских выборов 6 декабря, стремилась заменить выбывших судей лояльными к себе.
Маневр примитивный, но чавесисты надеются, что он сработает. Впервые политические преемники Чавеса признают возможность утраты после выборов контроля над Национальным собранием. И они не ошибаются: опросы свидетельствуют, что оппозиция способна выиграть.
Так, по данным недавнего социологического опроса, проведенного Венесуэльским институтом анализа данных (IVAD), 43% респондентов заявили о намерении проголосовать за оппозиционную коалицию "Круглый стол демократического единства" (MUD), а 27,8% - за правящую Единую социалистическую партию Венесуэлы (ЕСПВ).
Тем временем 11,3% респондентов намерены проголосовать за "независимых" кандидатов, тогда как 11,3% не ответили на вопрос, будут ли участвовать в голосовании.
В избирательные списки включены почти 19,5 млн венесуэльцев, которые будут выбирать 167 депутатов в Национальное собрание. Выборы в Венесуэле пройдут на 87 избирательных участках.
Однако изо дня в день через средства массовой информации в стране нагнетается страх и гипертрофированное использование образа Уго Чавеса и социализма в попытке создать иллюзию благополучия на фоне разрушительного экономического кризиса.
Если венесуэльские избиратели действительно проголосуют так, как показывают опросы, то парламентские выборы могут стать фатальным днем в истории пребывания чавесистов у власти.
Чавес считал, что передал свое президентство Мадуро надолго. Но он не учел одного - его преемник был добросовестным исполнителем его воли, и не более.
Сам Уго Чавес обладал мощной харизмой лидера, а руководимое им правительство управляло по своему усмотрению учреждениями и государственной казной. Он мог побеждать своих противников, опираясь на социально значимые программы, которые на самом деле были одним из видов подкупа избирателей.
Теперь же избирателей не удастся обмануть красивыми обещаниями и подачками. Они видят, к чему привели все "программы" чавесистов, а непрерывное ухудшение экономической ситуации не дает Мадуро возможности маневрировать.
Можно спрогнозировать, что если оппозиции удастся получить квалифицированное большинство голосов избирателей, то она получит более 100 из 167 мест в парламенте. Победа же с 111 голосами способна изменить политику правительства, конструкцию исполнительной власти и даже спровоцировать референдум по правлению Мадуро.
В худшем для себя случае, если оппозиционные силы наберут только простое большинство из 84 депутатов, то и тогда смогут позиционировать себя как противовес президенту. Это даст оппозиции возможность контролировать бюджет страны и инициировать расследование коррупции и незаконного оборота наркотиков, к которым причастны правительственные чиновники.
Таким образом, на выборах 2015 г. поставлено на карту будущее Венесуэлы и возможность положить конец гегемонии чавесистов в политике.
Но после победы оппозиции придется вспомнить, что срок пребывания в президентском кресле Николаса Мадуро истекает только в январе 2019 г. Что армия, спецслужбы и чиновничий аппарат замкнуты напрямую на президента. Что простое арифметическое большинство в парламенте вовсе не означает желания чавесистов делиться властью с оппозицией.
Кроме того, не стоит забывать, что Мадуро имеет возможность подключить такой действенный фактор, как административный ресурс. И на местах (особенно в глубинке) волеизъявление венесуэльцев может быть "откорректировано" в пользу правящего режима. В таком случае правительство будет продвигать идею, что, несмотря на его поражение, оппозиция не получила столько голосов, как ожидалось.
Но самое главное для оппозиции - показать, что большинство населения страны не согласно с действиями правительства и не намерено терпеть дальше его некомпетентную деятельность.
Изменив политическую динамику, оппозиция сможет блокировать злоупотребление властью режимом Мадуро и ребром поставить вопрос о необходимости искоренения коррупции и протекционизма в венесуэльском обществе.
После 6 декабря в Венесуэле будет новый законодательный орган, который получит высшую легитимность, поскольку его представители - всенародно избранные. В отличие от других ветвей власти, находящихся под контролем правительства.
Первоочередной задачей оппозиции в парламенте будет рассмотрение необходимости реализации мер для преодоления тяжелого экономического кризиса, коррупции, кризиса предоставления услуг в здравоохранении, соблюдения в Венесуэле прав человека и выравнивания институционального дисбаланса.
Кроме того, венесуэльские парламентские выборы послужат неким референдумом о продолжении пребывания Мадуро на президентском посту: их результат покажет, поддерживают ли граждане Венесуэлы такую власть.
Очень важны также внешние факторы декабрьских выборов. Поскольку, несмотря на то, что в течение 16 лет Чавес и его преемник доминировали в национальной и латиноамериканской политике, политический цикл левых правительств, похоже, подходит к концу.
Президент Дилма Руссефф и ее Рабочая партия теряют популярность в Бразилии, в Аргентине (во втором туре президентских выборов) победил кандидат от правоцентристской оппозиции Маурисио Макри, а дочь Альберто Фухимори - Кейко Фухимори намерена бороться за должность президента Перу в 2016 г.
И, хотя все эти изменения непосредственно не связаны между собой, они указывают на менее благоприятную атмосферу для продолжения позорной политики правительства Мадуро в отношении оппозиции.
Но у мадуристов в запасе есть еще один сильный козырь, который они могут применить в случае победы оппозиционной коалиции, - это подконтрольная режиму судебная система. Правительство может (как это делал в свое время и Чавес) путем отработанных юридических махинаций спрятаться за судами. Создав таким образом "контрольно-пропускной пункт", чтобы остановить любые изменения и реформы.
Впрочем, мировое сообщество должен насторожить тот факт, что режим Мадуро не разрешил присутствие на выборах авторитетных международных наблюдателей от Организации американских государств и Европейского Союза. Вместо них Венесуэла примет только делегацию своих "избирательных товарищей" от Союза южноамериканских наций (УНАСУР) - организации, приезд представителей которой будет ничем иным, как избирательным туризмом.
Уже теперь можно говорить о целом ряде нарушений избирательных правил, которые выходят далеко за рамки массового использования государственных средств правительственными кандидатами. Это и государственный контроль над СМИ, и запугивание избирателей, и "дисквалификация" лидеров оппозиции, работающих для выборов, и заключение одного из них - Леопольдо Лопеса.
До недавних пор были опасения, что Мадуро отменит выборы, на которых его сторонникам победа не светит. Но теперь уже слишком поздно. Мадуро должен учитывать антиправительственные настроения, возможность социального взрыва и международного осуждения в том случае, если он решится на такой шаг.
Скорее всего Мадуро решил дождаться результатов выборов, а потом, когда мир будет смотреть в другую сторону, совершить переворот - чтобы не позволить Национальному собранию Венесуэлы инициировать расследование коррупции и незаконного оборота наркотиков.
Он может попытаться взять под свой контроль новый парламент, стараясь или подкупить часть оппозиционных законодателей, или найти пути для их дискредитации.
Однако сделать это будет не так просто. Со снижением мировых цен на нефть Мадуро может просто не хватить денег для покупки лояльности внутри и за пределами страны.
Однако принципиальным моментом является то, что Венесуэла (в рамках правления Чавеса и теперь Мадуро) - это, фактически, модернизованное самодержавие, где высшая власть будет использовать любые доступные ей методы, чтобы выиграть и продлить во времени свое существование. Поэтому было бы большой ошибкой ждать смены парадигмы функционирования нынешнего политического режима путем выборов.
Вероятно, Мадуро попытается фальсифицировать результаты выборов (заявив, что результаты экзит-полов были умышленно подтасованы оппозицией) или же просто будет их игнорировать. Это нетрудно сделать с помощью так называемых венесуэльских законов. При этом ни одна латиноамериканская страна не вмешается и не осудит такие шаги.
В своем комментарии для ZN.UA политологи из столицы Венесуэлы Каракаса братья-близнецы Луис Альберто и Хосе Альберто Лопес Рафасчиери подчеркнули: "Начнем с того, что мы не ждем победы оппозиции, несмотря на все опросы общественного мнения, предполагающие изменения в пользу оппозиционной коалиции "Круглый стол демократического единства". Однако в случае победы оппозиции на парламентских выборах Мадуро будет реагировать так, как некогда его партия, потерпев поражение на других важных выборах - мэра Каракаса. Он может использовать свои возможности и декретом наделить большими полномочиями другие учреждения и лица, чтобы подавить власть Национального собрания. Мадуро сказал, что будет готов "управлять людьми на улицах при поддержке военных". Мадуро не нужно использовать внешнюю военную интервенцию, чтобы поддержать свое правительство. Ему подчинены все венесуэльские государственные учреждения, большинство средств массовой информации, военизированных формирований, и у него достаточно внешних союзников, которые будут маскировать любые злоупотребления или репрессии".
Так может ли вызреть после декабрьских выборов в Венесуэле предреволюционная ситуация? Такие вещи трудно прогнозировать. Революционное восстание может возникнуть спонтанно и неожиданно. Сформироваться в точке бифуркации вследствие каких-то, даже мизерных, всплесков, которые способны быстро привести к мощному взрыву всенародного недовольства...