Вандалы под Капитолием

12 сентября, 2020, 17:30 Распечатать
Отправить
Отправить

Как кризис коммуникации между властью и обществом в США стоил головы Колумбу и репутации Вашингтону

Систематическое разрушение и осквернение памятников в ходе протестов под лозунгом BlackLivesMatter вызывает недоумение и тревогу как внутри страны, так и за пределами Америки. Даже те, кто симпатизирует движению BlackLivesMatter и совершенно не симпатизирует Трампу, смущены вандализмом.

Клио бледнолицая

Попытку привнести в войну с памятниками какую-то видимость порядка предприняла городская власть Вашингтона (округ Колумбия). Мэр города Мюриел Боузер опубликовала список памятников, которые «не соответствуют ценностям округа Колумбия», а потому подлежат пересмотру. Список оказался пикантным: в него попали главные гражданские святыни США — памятники и монументы, посвященные Христофору Колумбу, Джорджу Вашингтону, Томасу Джефферсону и основателю Демократической партии Эндрю Джексону. Выбор целей смелый даже на фоне общего падежа памятников в США.

Инициатива мэра Вашингтона выглядит довольно слабой попыткой придать войне с памятниками какие-то рациональные основания, внести хотя бы видимость ясности. Люди якобы громят памятники не потому, что они дикари-с. А потому что личности неоднозначные. Все перечисленные мэром громкие имена, например, имели отношение к геноциду коренного населения американского континента. За что и попали в список «на снос». Никакие достижения и великие свершения не стоят слезы ребенка, не говоря уже о крови, а прототипы памятников пролили не один галлон и того, и другого.

Т.е. история с памятниками все о том же — о колониализме и белом превосходстве. История США (и не только США) до сих пор писалась белыми и с точки зрения белых. Возможно, пришло время заполнить в этой «белой» истории, простите за тавтологию, пробелы.

Может показаться, что США сталкивается с той же проблемой прочтения истории, с какой сталкиваемся, например, мы или Россия. Мы тоже валили своих Лениных по мере сил и «переписываем историю», которую до недавних пор тоже преимущественно писали за нас другие.

Но больше аналогий — с Россией. Там, как и в США Трампа, многое упирается в «величие». И слово «зато» всегда наготове, и всегда бьет под дых. Зато индустриализация и ДнепроГЭС. Зато Конституция и манхэттенский проект. О «Великой победе» и «колбасе по два двадцать» я даже не говорю. По ту сторону «зато» остаются Голодомор и ГУЛАГ, «дорога слез» американских индейцев и позорное пятно рабства. Политическое величие — это всегда белый плащ с кровавым подбоем. И каждый, кто демонстрирует только одну сторону плаща, лжет и манипулирует.

Поэтому, глядя на обезглавленные памятники Колумбу, не спешите кричать про «ничего святого!» Иногда это даже хорошо, что гражданский культ утрачивает святость. Нам ли не знать: что для одних «геополитическая катастрофа», для других — День независимости.

От Отцов к безотцовщине

И все же со стороны может показаться, что народ США совершает попытку политического суицида — выбивает у себя из-под ног надежное историческое основание, уничтожает то, что его объединяло и давало какую-никакую политическую стабильность. Что это — серьезная угроза национальной безопасности, единству страны, ее обороноспособности и т.д.

В конце концов, попытка мэра Вашингтона оправдать вандализм необходимостью пересмотреть основные характеристики вчерашних героев — попытка хоть и меткая, но слабая. Потому что те самые «ценности округа Колумбия», с которыми больше не совпадают Отцы-основатели, были принесены и выстроены, положены в основу этой страны как раз Отцами-основателями. Как это ни прискорбно — белыми колонизаторами. Величие США опирается именно на это наследие.

Под угрозой находится не только США, но и те страны и народы, которые привыкли смотреть на Запад как на пример того, как «должно быть», принимать западные ценности как ориентир. Символы США, под которые подкапываются борцы с памятниками, — символы свободы и демократии. Джордж Вашингтон ассоциируется с «новым и праведным законом». И если он — злодей, то кого же нам тогда ждать? Каждая демократическая революция, каждое восстание против тирании, каждая попытка выйти на путь западных ценностей, описанных Декларацией прав человека, вольно или невольно поворачивает голову в сторону Капитолия (Вашингтон, округ Колумбия).

Что будет, когда этот ориентир сроют? Как это изменит идеологическую карту мира? Как скажется на революционной активности и устремлениях к демократии?

Это, разумеется, вопросы, которые мы должны задавать себе, а не протестующим в США — у них свои проблемы, в решении которых мы им тоже ничем помочь не можем. Их главная проблема в данный момент — Дональд Трамп. Которому — единственному — они и адресуют поваленных Колумбов и обезглавленных святых.

Филя в Белом Доме

Главная проблема Джорджа Вашингтона и компании, боюсь, не в том, что они приняли деятельное участие в депортации «пяти цивилизованных племен». А в том, что ассоциированное с ними американское «величие» стало главным лозунгом президента Дональда Трампа — «сделать Америку снова великой». В том, что Трамп объявил себя гарантом и наследником этого величия. Величия, которое было чем-то само собой разумеющимся для большинства американцев до всякого Трампа — они и так впитывали с молоком матери уверенность в том, что живут в «великой стране». И вдруг это величие превратилось в жупел и стыд.

Для тех, кто любит Дональда Трампа, он странным образом воплощает все лучшее, что было в той мифической «великой Америке». Для тех, кто его ненавидит, он стал олицетворением худших черт и эпизодов — от белой колонизации, воплощенной в образе Христофора Колумба, до наглого мачизма, воплощенного в образе Харви Вайнштейна. Нанося удары по статуям, сооружениям и даже отдельным живым людям, публика унижает и «уничтожает в изображении», как это было принято в магическом Средневековье, самого Трампа, его политику и его сторонников.

Примечательно, что речь именно о чувствах. Трампа или любят, или ненавидят. Любые попытки остаться по эту сторону рациональности — в координатах «согласен-не согласен» — разбиваются вдребезги о какую-нибудь очередную выходку хозяина Белого дома.

Возьмите хоть президентский плевок на могилы американских солдат, погибших в Первую мировую, защищая Париж. Трамп, конечно, уже написал в Твиттере, что это, мол, фейкньюз, а он — белый и пушистый, «больше всех сделал для военного бюджета» (понимайте, как хотите). Но, правда ведь, отменил поездку к мемориалу. Дождь шел. Да и зачем, в сущности, ему эти лузеры?

Выступая в защиту «американского величия» и его символов, Трамп почти не скрывает, что плевать хотел на историю. Это «плевать хотел» — не просто сильное выражение. Это политический стиль Дональда Трампа. И слово «лузеры», оброненное в отношении солдат, погибших во Франции, — не фейк, не курьез и не случайная раздраженная оговорка. Все, что произносит президент Трамп, он произносит, чтобы услышали.

Дональд Трамп — звезда. И ведет себя так, положено звезде. Работает на свой звездный статус, как раб на галерах, — эпатирует, шокирует, заставляет всех испытывать сильные чувства. Не важно, какие — главное, чтобы сильные. И хотя Трампа принято сравнивать с Путиным, с Болсонару или даже с Гитлером, он, скорее, Филипп Киркоров.

Настоящей звезде неважно, что говорят ему. И даже неважно, что говорят о нем. Лишь бы говорили. Он же — будет делать то, что нравится поклонникам.

Они так разговаривают

Если вы когда-нибудь читали надписи на заборах, вы знаете — там обычно пишут то, чего больше нигде не прочитаешь. То же самое можно сказать о вандализме в отношении памятников. Джордж Вашингтон, Роберт Ли, Сервантес или портлендская статуя лося — лишь носители информации. Их личные качества, их победы и поражения, достижения и злодеяния не так уж важны для тех, кто превращает их в памятники. Как и для тех, кто превращает эти памятники в кучу осколков. Памятник — как в целом, так и в разрушенном виде — это месседж.

Вандализм по отношению к памятникам говорит о том, что обычные конвенциональные каналы коммуникации между обществом и властью больше не работают. Власть закрылась в своей непрекращающейся самопрезентации.

Инициатором разрыва двустороннего коммуникативного канала между властью и обществом США принято считать американские СМИ. Во всяком случае, так принято говорить с легкой руки самого Трампа, который ввел в американский и мировой обиход понятие «фейкньюз-СМИ».

Справедливости ради стоит сказать, что нелюбовь президента со СМИ взаимна, а реакцию демократической прессы на победу Трампа трудно было назвать адекватной. Но связано это было не столько с поражением кандидата от демократов, сколько с поражением самой «четвертой власти».

Увлеченные победой Трампа, мы, кажется, не заметили, что это были первые выборы, драма которых разворачивалась не на традиционных площадках СМИ, а в соцсетях. СМИ оказались лишены той функции, того положения, которое они обычно занимали в системе демократического общества, — площадки обмена мнениями и роли модератора этого обмена.

Этой роли их лишил Дональд Трамп и его победа на выборах. Еще в ходе своей предвыборной кампании он перевел общение с избирателями с модерируемых площадок традиционных СМИ в немодерируемое пространство соцсетей, откуда мог вещать без всякой ответственности, ограничений и препон.

И то сказать, если у тебя достаточно подписчиков в Твиттере, зачем тебе еще и CNN?

Но соцсети лишь создают видимость «прямой связи» между политиком и аудиторией. На самом же деле, в своем аккаунте вы — хозяин положения и только вы выбираете, кому вежливо ответить, кого забросать f*ck-ами, а кого отправить прямо в бан, чтобы под ногами не путался. Соцсети — это чистый стендап. И это куда спокойнее и приятнее, чем ходить на эфиры к далеко не всегда дружественным СМИ, которые к тому же заботятся о своих, а не о ваших рейтингах.

Американские СМИ при всех своих очевидных недостатках были площадкой общественного диалога, на которой все стороны были вынуждены худо-бедно придерживаться правил игры. Трамп сломал эти правила, как и многие другие.

Однако самонадеянно обрубив «четвертую ветвь власти», он вольно или невольно лишил стабильности государственную власть в целом. Общественный договор, частью которого была возможность коммуникации между властью и обществом, оказался разорван.

Мнения больше не циркулируют в обществе — ни вертикально, ни горизонтально. А поскольку традиционные каналы коммуникации перестали работать, остается писать на заборах и обливать краской памятники. Самые простые и доходчивые способы кому-то что-то показать — именно показать, а не объяснить или доказать. Вандализм — это вам любой подросток скажет — самый простой и доходчивый способ сообщить что-то «взрослым», которые тебя игнорируют.

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК