Можно сколько угодно быть скептиком относительно европейской интеграции нашего государства, но все же нельзя не признать, что вода таки точит камень, даже если это камень из стены между ЕС и Украиной. После настойчивых попыток Киева растолковать Брюсселю необходимость принятия им «новой европейской повестки дня для Украины» ЕС таки признал необходимость построения новых отношений с нашей страной. Во всяком случае, в Киеве именно так интерпретируют результаты прошедшего в минувший понедельник в Люксембурге заседания Комитета министров иностранных дел Европейского Союза.
На этом заседании глава британского внешнеполитического ведомства Джек Стро в своем выступлении предложил рассмотреть возможность развития новых отношений с будущими новыми соседями Евросоюза — Украиной, Молдовой и Белоруссией, предоставив им «специальный статус соседа», который поможет этим государствам провести экономические и политические реформы и улучшить ситуацию с правами человека. Специальный статус также предполагает постепенную либерализацию торговли между ЕС и этими тремя государствами в случае успеха вышеуказанных реформ. После обсуждения предложений британской, а также шведской стороны Комитет министров иностранных дел ЕС своим решением уполномочил председательствующую в Евросоюзе в следующем полугодии страну — Данию и Верховного представителя Хавьера Солану в течение второй половины 2002 года внести предложения относительно возможности укрепления отношений с восточными соседями, «принимая при этом во внимание разное состояние отношений между ЕС и соответствующими странами, а также их уровень политического и экономического развития».
Любопытны нюансы, отличающие комментарии европейских СМИ от трактовки люксембургской дискуссии и решения Комитета министров украинскими дипломатами. Для западных журналистов «печкой», от которой они плясали, был негатив, и писали они о том, что после расширения Европейский Союз неизбежно столкнется с новыми проблемами на восточных рубежах — трансграничной преступностью, нелегальной миграцией и пр. Вот почему, по их мнению, Евросоюз заинтересован в решении как внутренних, так и внешних проблем будущих восточных соседей и собирается устанавливать «новые отношения» с Белоруссией, Молдовой и Украиной — троицей, в отношении которой, по выражению британского министра (процитированного «Financial Times»), «трудно быть оптимистом».
В Киеве же, напротив, в будущее смотрят именно с оптимизмом. Например, госсекретарь украинского МИДа по вопросам европейской интеграции Александр Чалый уверен, что в Европейском Союзе Украину наконец услышали: «Мы приветствуем принятое решение и считаем его шагом вперед. Более того, это именно то, что мы все время предлагали, — пришло время задуматься, какой будет перспектива отношений ЕС с Украиной после расширения».
Что же касается конкретного предложения Великобритании по поводу общего для всех трех стран (Белоруссии, Молдовы и Украины) статуса, то украинский госсекретарь заявил, что эта инициатива, безусловно, будет изучаться в Киеве, однако уже сейчас можно сказать, что она «не отвечает позиции, которую Украина предлагала ЕС». А вот решение Комитета министров иностранных дел Евросоюза в большей степени, нежели британская инициатива, отвечает чаяниям Украины, поскольку не содержит ни одного слова о конкретных предложениях. Более того, Верховному представителю и датскому председательству предлагается при выработке предложений учитывать уровень отношений между ЕС и странами рассматриваемого региона, а также уровень их политического и экономического развития. Так что, считает А.Чалый, у украинской стороны есть возможность убедить страны Евросоюза заменить региональный подход, предложенный Великобританией, индивидуальным. Ведь в самом деле будет странным, если в отношении Украины, добивающейся ассоциации с ЕС и имеющей все-таки несколько больше достижений в области экономики и демократии, будет выработана такая же стратегия, как и относительно Белоруссии.
Но с другой стороны, включение в список стран, с которыми должны быть установлены «новые отношения», и Белоруссии, в определенном смысле можно отнести к посредническим успехам украинской дипломатии. Ведь до сих пор вотчина «бацьки Лукашенко», по сути, находилась в изоляции от европейских процессов, в которых она, если судить по заявлениям некоторых белорусских официальных лиц, и не прочь была бы поучаствовать, если бы Евросоюз оказал ей хоть каплю внимания. Но тот сам не знал, что ему «делать с Белоруссией», и задавал этот вопрос (примерно в такой же формулировке) украинцам на переговорах и консультациях разного уровня. Украинская же сторона, насколько нам известно, каждый раз пыталась убедить европейских партнеров в том, что изоляция — не лучшее средство в общении с Белоруссией, и предлагала европейцам начать диалог с нашей соседкой хотя бы на среднем уровне, а для начала поучаствовать в каких-нибудь форумах (например, ОЧЭС, где Украина председательствовала в последние месяцы), на которых будут присутствовать и белорусы, чтобы хотя бы в кулуарах наладить первые контакты. Возможно, что, решив налаживать с Белоруссией «новые отношения», Евросоюз перестал, наконец, считать эту страну «черной дырой», или «мертвой зоной» в Европе.
Любопытно, что в докладе главы британского внешнеполитического ведомства ничего не было сказано по поводу России. В Киеве в этом факте с удовлетворением увидели намерение Евросоюза строить отношения с Украиной иначе, чем с РФ (которая не ставит перед собой цели стать полноправным членом ЕС), и соответственно, неприятие в ЕС любимого лозунга некоторых украинских политиков «В Европу — вместе с Россией». Британский же дипломат, как сообщает украинская служба радио «Немецкая волна», пояснил, что для России «специальный статус соседа» не нужен по двум причинам: во-первых, эта страна уже давно граничит с ЕС, во-вторых, отношения ЕС и Москвы развиваются и без того динамично. Согласитесь, что такие пояснения можно трактовать двояко. Одни могут расценить их как вежливую отговорку для России, почему ее не включили в список «специальных» соседей. Другие же — как признание лидерства России в отношениях с ЕС, до уровня которых тройке отстающих и «не вызывающих оптимизма» предстоит еще только подтягиваться.
Что на самом деле имеют в виду европейцы, покажут ближайшие полгода-год. Согласно процедуре Х.Солана и председатель Дания к следующему заседанию внесут перечень возможных вариантов, причем, по имеющейся информации, не указывая приоритетности того или иного предложения, после чего продолжится обсуждение. Не исключено, что оно продлится и во время председательства следующей страны — Греции (с которой у Украины более теплые отношения, чем с Данией, закрывающей в Киеве свое посольство). А поскольку в 2003 году завершается срок действия Совместной стратегии ЕС относительно Украины, то, по мнению А.Чалого, «конкретные модальности развития отношений Украины и ЕС мы сможем обсудить в рамках отработки новой совместной стратегии». Так что ключевым в украинско-еэсовских отношениях может стать именно следующий год, в течение которого необходимо продвинуться в отношениях с Евросоюзом максимально далеко. Ведь 2004-й, знаменательный для Европы расширением ЕС, для Украины является годом президентских выборов (если, конечно, они не случатся гораздо раньше), когда о евроинтеграции украинская элита будет думать меньше всего, а Европа, в свою очередь, будет выжидать, пока не станет ясно, куда двинется Украина после Кучмы. Остаток же нынешнего года осложняется для украино-еэсовских отношений не только поствыборной утряской парламента, но и выборами в таких влиятельных европейских странах, как Франция и Германия, председательством в ЕС не самого горячего поклонника Украины — Дании, да и набирающий обороты «оружейный скандал» может преподнести нашей стране очередные неприятные сюрпризы.
Кроме того, опасаются некоторые украинские эксперты, настойчивое навязывание Украине Россией идеи об интеграции в Евр-
АзЭС и муссирование этой темы в украинском политикуме могут обернуться для нашей страны потерей очередного исторического шанса. Вспомним начало 90-х: когда другие восточноевропейские и балтийские государства подписывали европейские соглашения, Украина выбрала СНГ. Кто где находится спустя десять лет, пояснять не надо. Сегодня же, когда у нашей страны появился шанс хоть как-то наверстать упущенное, нас снова пытаются развернуть на 180 градусов и обратить в евразийство. «Если мы говорим о том, что хотим одновременно интегрироваться и в ЕС, и в ЕврАзЭС, то это «квадратура круга», — считает госсекретарь А.Чалый. — Вступить одновременно в два таможенных или валютных союза невозможно. Украина двух интеграций просто не вынесет. Но у нас есть решение Президента, его указы, утвержденные Стратегия и программа интеграции в ЕС, где четко выписана главная цель Украины — членство в Европейском Союзе, а постановлением Верховной Рады евроинтеграция определена как стратегический курс внешней политики нашего государства. Конечно, вопрос о вступлении в ЕврАзЭС имеет право на обсуждение. Однако все должны хорошо понимать, каковы будут последствия принятия решения о вступлении в ЕврАзЭС. Это, по сути, будет означать смену стратегического внешнеполитического курса страны».
Пока же курс остается прежним, и внешнеполитическое ведомство продолжает «тактику малых дел» на европейском направлении. В частности, обсуждение с ЕС соглашения о реадмиссии и украинских предложений по взаимной либерализации визового режима, переданных Брюсселю месяц назад. На прошлой неделе Киеву была передана некая ответная записка, в которой растолковываются кое-какие шенгенские правила и поясняется, с кем Украине необходимо вести переговоры по тем или иным категориям виз. Возможно, формальная отписка Брюсселя, тем не менее, позволяет украинской стороне завалить европейцев очередными вопросами и предложениями. Кстати, украинская риторика в визовом вопросе в последнее время несколько изменилась, и Киев уже не пугает Брюссель и остальные европейские столицы просьбами сделать для Украины исключения из шенгенских правил. Украина, по словам А.Чалого, не ставит вопрос об отмене виз для своих граждан, а лишь хочет получить в рамках шенгенских соглашений наиболее благоприятный режим. И пытается добиться от ЕС четкого ответа, какие для этого требования она должна выполнить (обустроить границы, включая восточные, повысить уровень занятости, более эффективно бороться с нелегальной миграцией, что-либо еще?). Украинские эксперты сейчас внимательно изучают шенгенские правила и пытаются найти как можно больше прецедентов их «гуманного» применения, которые можно было бы использовать в качестве аргументов на переговорах. Например, после вхождения Италии в шенгенскую зону для граждан Алжира, обладающих дипломатическими и служебными паспортами, был сохранен безвизовый въезд в Италию, а Германия отменила визы для поляков вскоре после подписания соглашения о реадмиссии. Так почему бы не позволить сделать то же самое Украине и Польше? Почему бы не перестать унижать граждан Украины необходимостью и в снег, и в дождь часами простаивать возле европейских посольств в ожидании позволения зайти для подачи документов на оформление визы? Почему бы не ввести получение виз по почте или через туристические агентства? Думается, конкретных предложений у Киева с каждым месяцем будет все больше и больше.