В каком статусе "воздух нюхать" будем?

22 марта, 2013, 21:14 Распечатать Выпуск №11, 22 марта-29 марта

На этой неделе премьер-министр Николай Азаров заявил, что украинская сторона рассчитывает получить статус наблюдателя в Таможенном союзе с правом совещательного голоса.

На этой неделе премьер-министр Николай Азаров заявил, что украинская сторона рассчитывает получить статус наблюдателя в Таможенном союзе с правом совещательного голоса. Как полагает глава правительства, при таком формате сотрудничества у Киева будет возможность участвовать в принятии решений и на любом этапе, в случае если оно задевает интересы украинской стороны, его корректировать.

Николай Азаров также сообщил, что стороны договорились об "очень важном принципе": "Мы не претендуем на какие-либо преференции, но давайте действовать так, чтобы не было дискриминационных мер по отношению к Украине". 

В распоряжении ZN.UA оказался проект "Меморандума о предоставлении Украине статуса наблюдателя при Евразийской экономической комиссии". 

В этом двухстраничном, мало к чему обязывающем обе стороны документе вызывает удивление, что Украина собирается подписывать меморандум с наднациональным регулирующим органом Таможенного союза, а не с равноценным субъектом международного права. Например, подготовленное Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом должно быть подписано Украиной не с Европейской комиссией — высшим органом исполнительной власти ЕС, а с Евросоюзом как организацией. 

Что же касается собственно содержания меморандума, то согласно проекту Украина, как наблюдатель при Евразийской экономической комиссии, будет иметь следующие права. Во-первых, "присутствовать на всех заседаниях Комиссии (Совета Комиссии и Коллегии Комиссии)". Во-вторых, "участвовать в принятии всех решений на заседаниях Комиссии (Совета Комиссии и Коллегии Комиссии) с правом совещательного голоса при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы Украины". В-третьих, "получать документы и решения, принимаемые Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств, Комиссией и ее органами". В-четвертых, "распространять через Комиссию письменные заявления по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии". В-пятых, "вносить предложения для рассмотрения Комиссией и ее органами с согласия государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства". "Украина, как наблюдатель при Комиссии, может быть приглашена на заседание Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств".

Для того чтобы реализовать эти свои права, наша страна "учреждает постоянное представительство при Евразийской экономической комиссии". 

По взаимному согласию сторон в меморандум "могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами".

Действие меморандума может быть прекращено через 30 дней после того, как сторона, принявшая подобное решение, уведомит об этом другую сторону. При этом прекращение действия меморандума "не влияет на осуществление любого вида сотрудничества, о котором была достигнута договоренность в период его действия".

Пока неизвестно, когда будет (и будет ли вообще) подписан этот документ. По информации источника ZN.UA, возможно, подписание состоится на ближайшей встрече глав государств ЕврАзЭС. Напомним, что Украина с 2002 г. уже является наблюдателем в Евразийском экономическом сообществе, а Таможенный союз — это более высокий уровень торгово-экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС. 

Безусловно, Россия более всего заинтересована в полноценном членстве Украины в Таможенном союзе, а не в статусе наблюдателя или ассоциированного члена, о котором как возможном варианте сотрудничества ZN.UA писало в прошлом номере. Судя по всему, вариант с ассоциированным членством российская сторона сочла слишком сложным и длинным путем вовлечения Киева в свое интеграционное объединение: в данный момент такого формата сотрудничества в рамках Таможенного союза не существует, и потребуется достаточно долгое время для его юридического оформления. Россия же очень спешит: в ноябре Украина может подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Кроме того, россияне, видимо, опасаются, что ассоциированное членство вполне может надолго устроить Украину, не преграждая ей путь в Европейский Союз. В то же время статус наблюдателя юридически оформить куда проще и быстрее, и он может стать первым шагом на пути к полноценному членству. 

Дмитрий Медведев прозрачно намекнул на это. Несколько дней назад российский премьер заявил в интервью ряду европейских СМИ, что статус наблюдателя при Таможенном союзе не позволит Украине влиять на принятие решений объединения. "Обычно статус наблюдателя проистекает из двух соображений: либо просто, что называется, "нюхать воздух" и понимать, что происходит, — в этом нет ничего обидного, но тогда никаких преимуществ не будет, либо второе — это первая стадия присоединения к какому-то интеграционному объединению", — сказал глава российского правительства. Если речь идет о втором варианте, отметил Медведев, "то тогда мы еще раз должны нашим украинским друзьям сказать, что до тех пор, пока они не присоединятся целиком, не по форме "три плюс один", на них не будут распространяться все возможности и привилегии Таможенного союза, они для нас будут посторонней страной".

Cуществуют ли экономические резоны присоединения Украины к ТС, без эмоций, сухим языком цифр показал в своей статье в ZN.UA "Украина и Таможенный союз: проблемы интеграции" академик НААН, директор Института стратегических оценок Павел Гайдуцкий.

 

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 3
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно