V-4 и Украина: поиск нового формата сотрудничества в условиях конфликта с Россией

Поделиться
V-4 и Украина: поиск нового формата сотрудничества в условиях конфликта с Россией
"Украинский вопрос" стал тестом на единство Центральной Европы. В частности Вышеградской группы, объединившей в начале 1990-х Польшу, Венгрию, Чешскую и Словацкую Республики. Ведь после присоединения этих стран к Европейскому Союзу в 2004-м была выполнена основная миссия, ради достижения которой в свое время формировалось субрегиональное объединение. Поэтому содействие проевропейским реформам в Украине могло бы стать новой объединительной целью для "четверки".

"Украинский вопрос" стал тестом на единство Центральной Европы. В частности Вышеградской группы, объединившей в начале 1990-х Польшу, Венгрию, Чешскую и Словацкую Республики. Ведь после присоединения этих стран к Европейскому Союзу в 2004-м была выполнена основная миссия, ради достижения которой в свое время формировалось субрегиональное объединение. Поэтому содействие проевропейским реформам в Украине могло бы стать новой объединительной целью для "четверки".

В течение 2013 г. именно центральноевропейские страны, а также государства Балтии, были самыми большими сторонниками безусловного заключения Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а в период Евромайдана - медиаторами, наряду с лидерами США и ЕС, в отношениях между властью и оппозицией в Киеве. Уже весной 2014 г. в условиях изменения власти в Украине V-4 заняли согласованную позицию о необходимости немедленно подписать Соглашение об ассоциации и как можно скорее ратифицировать этот документ национальными парламентами.

Тем временем реакция на усиление вмешательства России в украинские дела продемонстрировала неготовность политикума, да и вообще центральноевропейских обществ, портить отношения с Москвой из-за украинцев. Так, соседние государства, реагируя на аннексию Крыма Российской Федерацией, интенсификацию гибридной войны в Донбассе, публично поддержали территориальную целостность Украины. В то же время латентные этнополитические конфликты между ней и Венгрией обусловили обнародование официальным Будапештом заявлений о необходимости расширить права венгерского меньшинства в Закарпатской области.

Различными были и оценки причин конфликта на Востоке Украины лидерами V-4: от "агрессии России" (Республика Польша) до "гражданской войны", одной из сторон которой являются "бандеровцы" (Чешская Республика). Можно, конечно, искать причину такой оценки в ментальных особенностях чешского президента М.Земана. Однако будет ответственнее признать, что многие чехи, не имея значительных экономических и политических связей с Украиной, хотят избежать конфликта, который разворачивается на ее границах с Россией.

Еще больше разделились центральноевропейские государства в определении необходимости и последствий введения европейских санкций против Москвы. К критике этого шага Венгрией, которая почти полностью зависит от поставок энергоносителей из РФ, а также является заемщиком ее кредитов, присоединились Словакия (с учетом энергетического фактора, а также мощного информационного влияния России на политическую и социальную сферу этой страны) и Чешская Республика, для которой приоритетны нужды собственной экономики, что обусловливает появление заявлений о необходимости обеспечить нейтральный статус Украины.

Эта дифференциация политических позиций Вышеградских стран в украинском вопросе объясняется также тем, что V-4 находится в поиске объединительных факторов, ввиду расхождения экономических и этнополитических интересов и отсутствия четкой интеграционной платформы, в частности на уровне обществ. Именно это бессилие, а отчасти бессмысленность поддержки отдельного формата сотрудничества стало еще одной причиной инертности центральноевропейских столиц в формировании позиции относительно украинского кризиса.

Наконец, фактор непосредственного соседства с Украиной трех представителей "четверки", тесные контакты, в частности в сфере энергетики, торговли, логистики, заставил Вышеградскую группу сформулировать своим приоритетом вопрос содействия безопасности восточного соседа. Кроме того, принимая во внимание доминирование стран "нормандского формата" и США в решении военно-политического аспекта украинского кризиса, "четверка" взяла на себя обязательства предоставлять помощь в проведении отраслевых реформ, в чем заинтересованы Германия и другие лидеры ЕС.

Политическая воля Украины осуществить в течение 2015 г. реформы в ключевых сферах, где может понадобиться опыт соседних государств, - децентрализацию и изменение административно-территориального устройства, энергообеспечение и энергосбережение, поддержку развития малого и среднего бизнеса, налаживание режима свободной торговли с ЕС, содействие гражданскому обществу - ключевой фактор для потенциального преобразования V-4 в формат V-5 или же V-4+ 1, да и вообще сохранения Вышеградской группы как жизнеспособного регионального объединения с общими интересами.

Сегодня обеспечение региональной энергетической безопасности является еще одним объединительным фактором в отношениях Украины и центральноевропейских соседей. В частности, увеличение реверса газа из Словакии до показателя трети нынешних потребностей Украины, достижение консенсуса с этой страной как с соединительным газотранспортным звеном в транзите российского сырья нивелирует неоднозначное восприятие в словацком обществе изменения политического режима в нашей стране, роли России в военно-политическом кризисе. Заинтересованность Братиславы, Праги, Варшавы и Киева в формировании регионального энергетического хаба не поддерживает только Будапешт, у которого свой интерес в увеличении объемов российского газа в собственных хранилищах, строительстве газопровода "Южный поток", что объясняет его нечеткую позицию в вопросе реверса сырья в Украину. Вместе с тем, анонсирование строительства газопровода Eastring, который соединит Украину с Турцией через территорию Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии, означает начало понимания венгерской стороной важности диверсификации источников и путей транспортировки энергоносителей.

Можно прогнозировать, что новый формат отношений V-4 и Украины и, в целом, смысловая нагрузка функционирования этого объединения в краткосрочной перспективе будет зависеть от прагматических дел, а не цивилизационных проектов, как это представлялось еще до недавнего времени. Кроме энергетических связей, необходим анализ экономической выгоды от создания общих предприятий, кластеров, прочих сетевых форм сотрудничества с украинскими партнерами, способными конкурировать с другими европейскими аналогами в условиях расширения зоны свободной торговли. Это, в свою очередь, требует открытия новых пунктов пропуска через общие границы и расширения пропускной способности действующих, развития транспортной сети, включая и трансевропейские коридоры, формирования проектов в сфере новой, креативной экономики, усиления конкуренции за иностранные инвестиции, в частности в условиях оттока российского капитала.

В то же время, чувствительность центральноевропейцев к российской пропаганде (к тому же на фоне евроскептических настроений), которую, к счастью, понимают большинство из них, требует наполнения реальным содержанием задекларированных некогда проектов вроде каналов вещания, образовательных учреждений и культурных инициатив. Тестом на искренность заявлений Вышеградских стран об уважении территориальной целостности Украины станет содержание политики поддержки зарубежных соотечественников: недавно Венгрия обнародовала данные о том, что около 94 тыс. жителей Закарпатской области имеют венгерские паспорта, поэтому в условиях декларированного начала децентрализации этот фактор является предметом пристального внимания, который потенциально может использоваться для продвижения идеи автономии.

Новый формат взаимодействия между V-4 и Киевом был бы также перспективным, а не имеющим лишь PR-основу, если бы наполнялся реальными и полезными для обеих сторон инициативами, как, например, литовско-польско-украинская бригада, более широкое привлечение центральноевропейских "эксов" к осуществлению реформ в Украине, собственное кредитование строительства инфраструктуры, общие учебные и научные проекты, что вполне реально, принимая во внимание огромный потенциал украинской научно-образовательной сферы.

Реализация этих планов зависит от многих факторов, однако решающим является то, что условия украинского кризиса заставили вышеградские столицы четко понимать свою зависимость от событий, разворачиваемых на Востоке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме