Владимир Горбулин |
Каждое поколение всегда воспринимало эпоху, в которой ему довелось жить, как самое сложное время в истории всего человечества. Во всяком случае, характер украинско-российских отношений, начиная с 1991 года, — довольно убедительное тому подтверждение.
Сформировавшаяся тогда модель отношений между РФ и Украиной отличалась конфронтационностью и конфликтностью, доминированием центробежных тенденций над центростремительными, существенными отличиями во внешнеполитическом мировоззрении и углублением взаимной подозрительности.
Россия страдала недостаточным пониманием объективных закономерностей становления украинской государственности как процесса формирования независимости. Следствием этого становились либо территориальные претензии к Украине, либо демонстративное выражение сомнений по поводу факта ее существования как независимого государства. Прозападно настроенную украинскую политическую элиту это приводило просто в ужас.
В Украине же действия Москвы в то время рассматривались преимущественно через призму «имперских устремлений» последней. И это при том, что функционирование украинской экономики в значительной степени зависит от российских торгово-экономических связей и субсидий, достигавших не одного миллиарда долларов США.
В настоящее время значительное количество сложных проблем в наших межгосударственных отношениях можно считать в целом разрешенными. В 1999 году вступил в силу базовый Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией и соглашения по Черноморском флоту (подписанные еще в 1997 году). Они заложили прочный правовой фундамент между двумя государствами и играют значительную стабилизирующую роль в международных отношениях на Европейском континенте.
В конце 90-х годов начался новый этап украинско-российских взаимоотношений, характеризуемый переходом от неопределенности и заполитизированности к равноправному прагматичному и взаимовыгодному партнерству.
Убедительным свидетельством этого является то, что традиционные рабочие визиты и неформальные встречи президентов двух государств приобрели новую динамику. Особенно знаковой в этом ряду стала рабочая встреча Леонида Кучмы и Владимира Путина в феврале 2001 года в г. Днепропетровске. Она придала импульс углублению межгосударственного и межрегионального сотрудничества в следующих направлениях:
— выполнении конкретных проектов в машиностроительной, топливно-энергетической, транспортной, медицинской, научно-технической, гуманитарной и социальной сферах, а также в агропромышленном комплексе двух стран;
— возобновлении кооперационных связей в производстве объектов аэрокосмической отрасли, в частности самолетов нового поколения, создаваемых на базе украинских разработок;
— формировании дополнительных условий гарантирования безопасности выполнения работ по ликвидации твердотопливных межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок.
Для Украины появилась возможность участия в совместных проектах оказания технической помощи третьим странам при сооружении, реконструкции и эксплуатации на их территории промышленных предприятий и прочих объектов.
Одним из главнейших итогов визита, по оценкам президентов, стала договоренность о переходе на режим параллельной работы энергосистем Украины и России (осуществлено 20 августа 2001 года). Это позволило нам стабилизировать свою электросеть и использовать ее для осуществления транзита электроэнергии в третьи страны.
Немалый позитив содержит и подписанная в Днепропетровске долгосрочная программа межрегионального и пограничного сотрудничества до 2007 года между Украиной и Российской Федерацией.
Пути дальнейшего развития двусторонних отношений рассматривались президентами Украины и РФ во время встречи руководителей стран-участниц СНГ в г. Сочи 1—3 августа 2001 года.
20 августа 2001 года в Москве премьер-министр Украины А.Кинах и председатель правительства РФ М.Касьянов обсудили вопросы дальнейшего сотрудничества, прежде всего, в энергетической отрасли. А уже в начале октября с.г. в Киеве главы правительств подписали межправительственное соглашение «О дополнительных мерах по обеспечению транзита российского природного газа по территории Украины», которым практически урегулирована проблема задолженности за потребленный газ. Эта договоренность подтверждает, что РФ и Украина являются неотъемлемыми составными энергетической безопасности Европы.
Реальной основой для построения нормального торгового режима между Украиной и Россией стало подписание Меморандума «О принципах непринятия специальных мер по отношению к импорту товаров, происходящих из таможенных территорий сторон».
Эти и прочие не менее важные проблемы будут отработаны и на Форуме деловых кругов Украины и РФ в Харькове в конце ноября, в котором, как планируется, примут участие президенты двух стран.
Сегодня есть все основания констатировать: несмотря на традиции прошлого десятилетия, «воз» украинско-российских отношений, перегруженный договорами, соглашениями, протоколами намерений между нашими государствами, похоже, действительно сдвинулся с места.
И хотя процесс этот будет продолжительным, и в Украине, и в России крепнет убежденность в необходимости переосмысления состояния межгосударственных отношений и поиска их качественного изменения в соответствии с мировыми стандартами.
Стратегическое партнерство с Россией входит в триаду ключевых внешнеполитических приоритетов Украины. 15 января 2001 г. на встрече с представителями дипломатического корпуса Президент Украины особенно подчеркнул, что роль ключевых магистральных векторов будет и в дальнейшем сохраняться за европейской интеграцией Украины и развитием стратегического партнерства с РФ и США.
Несмотря на определенные достижения, достигнутые в последнее время в украинско-российских отношениях, их уровень еще далек от желаемого и, в сущности, не может удовлетворить ни одну из наших стран. Еще имеется целый ряд вопросов и проблем, без урегулирования которых двигаться вперед будет сложно.
Прежде всего в политической сфере к ним относится наличие в РФ определенных сил во главе с известными политическими деятелями, претендующими на всероссийское лидерство и не желающих понимать, что Украина является признанным в мире независимым суверенным государством. Российская сторона затягивает переговоры по вопросам заключения двух дополнительных соглашений по контролю над вооружением Черноморского флота РФ и по порядку действий в кризисных ситуациях, демаркации границы. Некоторые представители российской политической элиты активно используют ситуацию вокруг ратификации ВР Украины так называемого «нулевого варианта». Вопрос рассматривался на заседаниях Верховной Рады, принято постановление с пятью оговорками, касающимися непосредственно условий ратификации. Речь идет о возвращении средств Украины со счетов Внешэкономбанка СССР, возмещении части Алмазного фонда и золотого запаса, обеспечение реструктуризации государственного долга Украины перед РФ. До сих пор не разрешены проблемы, связанные с передачей Украине части зарубежной собственности бывшего СССР, а также не урегулирован правовой статус Азовского моря и Керченского пролива.
В экономической сфере Россией не ратифицировано Соглашение о создании зоны свободной торговли стран-участниц СНГ. В торговле с Украиной российской стороной упразднен экспортный НДС, не применяемый в торговле с третьими странами. Отменены действия постановлений правительства РФ по введению экспортной пошлины на ряд товаров (отнесенных у нас к категории критического импорта) по отношению к Украине и распространение на них таможенного режима, предусмотренного для государств-участниц Таможенного союза.
В гуманитарной сфере продолжается спекулирование так называемой проблемой «соотечественников» за границей некоторыми представителями российской политической элиты. На государственном уровне российская сторона недостаточно способствует удовлетворению национально-культурных потребностей украинцев в РФ.
В то же время российские специалисты считают, что для придания новой положительной динамики российско-украинским отношениям необходимо: в среднесрочной перспективе демонтировать существующую экономическую модель «донор—реципиент», чтобы минимизировать российские субсидии, не подорвав при этом перспективы экономического развития и социальной стабильности Украины; найти взаимоприемлемый компромисс, который, отвечая интересам развития украинской государственности, в то же время способствовал бы сохранению ресурсов гуманитарного сотрудничества; не позволить превратить российско-украинскую границу в линию, разделяющую два народа; преодолеть реальную или воображаемую несовместимость внешнеполитических и военно-политических курсов России и Украины, ища пути их гармонизации.
В совокупности более детальные вопросы украинской стороны и более стратегические вопросы российской стороны создают общую проблему, разрешение которой возможно исключительно при условии объединения усилий. И обе страны двигаются в этом направлении.
Для закрепления положительных тенденций в украинско-российских отношениях необходимы качественные изменения характера сотрудничества двух стран на разных уровнях государственного управления. То есть, по словам Президента Украины Л.Кучмы, нужен «новый алгоритм» сотрудничества.
На наш взгляд, ключевой момент в этом алгоритме — практическая реализация достигнутых в последнее время важных договоренностей. Одним из главных условий является повышение эффективности работы двусторонних механизмов сотрудничества. Необходима более мобильная структура Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству.
В свою очередь следует постоянно развивать и формировать существующие каналы сотрудничества между государственно-политическими, предпринимательскими, научными и творческими кругами Украины и России. Например, этому могло бы способствовать создание при поддержке государственных структур Общественного совета по вопросам двусторонних отношений.
Усилия обеих сторон должны быть сконцентрированы на совершенствовании договорно-правовых отношений. Имеется в виду совместная инвентаризация комплекса взаимоотношений, приведение его в соответствие с сегодняшними социально-экономическими и политическими реалиями.
Следует проанализировать ход выполнения мер по Программе экономического сотрудничества между Украиной и Россией на 1998—2007 гг., обнаружить и устранить сдерживающие их причины.
Необходимо разработать четкую стратегию двусторонних отношений на средне- и долгосрочную перспективу. Актуальным в этом плане представляется принятие Меморандума о стратегическом партнерстве между Украиной и Россией. Этот документ должен был бы определить: общие интересы государств, перечень сфер сотрудничества, общие подходы к решению международных проблем, обязательства сторон, факторы, которые могут противоречить национальным интересам, в том числе отношениям с третьими государствами.
Украина и Россия заинтересованы в формировании совместной системы экологической безопасности, в сотрудничестве по предупреждению и ликвидации последствий техногенных катастроф.
В этом контексте целесообразно вести речь, например, о создании совместного украинско-российского инженерного батальона МЧС для ликвидации последствий транспограничных чрезвычайных ситуаций.
В развитии экономических отношений с Россией нужно исходить из их принципиально новой природы, которая ликвидировала бы остатки механизмов, заложенных еще советской экономикой.
Для этого требуется создать конкурентоспособные транснациональные корпорации, совместные предприятия и ассоциации в различных сферах (аэрокосмической, развития транспорта и транспортных магистралей, металлургической, агропромышленной).
Перспективной бы стала реализация крупных совместных проектов в ракетно-космической отрасли («Морской старт», «Глобал стар»), авиастроении (Ан-70, Ту-334), судостроительной отрасли (строительство рыболовных судов, доков для утилизации атомных подводных лодок, модернизации и ремонта подводных лодок РФ), в электроэнергетике (экспорт электроэнергии в третьи страны).
Наполнению конкретным содержанием сферы экономического сотрудничества могло бы способствовать осуществление скоординированных мероприятий по развитию сети транспортировки российского газа в Европу, в том числе за счет участия ОАО «Газпром» в управлении украинской газотранспортной системой. Разработка эффективного механизма предварительных переговоров и консультаций должна максимально сузить возможность введения друг против друга антидемпинговых санкций. Координация структурной политики обеих стран минимизировала бы создание дублирующих предприятий, уменьшающих потенциал взаимной торговли. Повышение эффективности научно-технического сотрудничества обеспечило бы выход с высокотехнологической продукцией на рынки третьих стран.
Украина и Россия имеют неплохие перспективы сотрудничества в военно-технической сфере. Не стоит сейчас вспоминать уже потерянное, но там, где мы не является конкурентами, целесообразно объединять усилия. Прошедшие 10 лет доказали, что попытки достижения односторонних преимуществ или силового давления приводят только к отрицательным результатам для обеих сторон.
Одной из ключевых задач стабильного развития украинско-российских отношений является максимальное использование потенциала межрегионального сотрудничества.
Внешняя политика РФ, основные принципы которой определены в Концепции национальной безопасности, военной доктрине, Концепции внешней политики, за последний год отличается высокой динамикой и наступательностью.
Главные внешнеполитические задачи России сформулированы в контексте модернизации и интеграции в мировые процессы, привлечения иностранных инвестиций.
По новой концепции, политическую линию по отношению к каждой из стран СНГ, в частности, к Украине, предполагается выстраивать «дифференцировано, учитывая встречную открытость, готовность надлежащим образом учитывать интересы РФ, в том числе в обеспечении прав и свобод соотечественников».
Анализ национальных интересов и приоритетов как Украины, так и России, региональных особенностей их геополитических стратегий позволяет очертить базовые сценарии будущего украинско-российских отношений в контексте определяющих внешних и внутренних факторов обеих стран.
«Инерционная модель развития» означает вероятность вхождения в перспективе в качестве ассоциированного члена как в ЕС, так и в Договор о коллективной безопасности; преобладающий приток инвестиций из РФ при недостаточных западных инвестициях.
Как последствия реализации этого сценария вероятен умеренный экономический рост с привязкой к темпам развития общей ситуации в России, ограниченное российским влиянием сотрудничество с иными странами, ослабление системы ГУУАМ, вхождение в европейские структуры в фарватере российского сближения с Западом.
Содержание сценария «Независимая от РФ интеграция в европейские структуры» составляют: последовательная политика сближения Украины с Западом по всем направлениям; одновременная поддержка равноправных взаимовыгодных отношений с Россией на четких экономических основаниях при условии положительной динамики политического диалога Россия — ЕС; развитие системы ГУУАМ и сотрудничество с иными странами на взаимовыгодных принципах экономического прагматизма; вхождение ассоциированным, а в перспективе полноправным членом в ВОТ, в европейские экономические структуры и структуры безопасности.
Как следствие — Украина может стать важным фактором региональной политической стабильности, сохраняя равноправные партнерские отношения с Россией.
Вероятность реализации этих сценариев не является постоянной величиной. Она зависит как от внутренних, прежде всего экономических и социальных факторов, так и от развития международных отношений. И в этом аспекте очень важны перспективы украинско-российского сотрудничества в формате многосторонних отношений: Украина — Россия — США, Россия — ЕС — Украина, Украина — Россия — СНГ.
Приоритетом для Украины является ее участие в общеевропейских и региональных структурах безопасности. Ключевая заинтересованность нашей страны будет состоять именно в таком развитии структур Европейского союза, особенно в вопросах проведения общей оборонной политики и политики в сфере безопасности, которое предусматривало бы соответствующий формат участия государств — не членов Евросоюза. В этом аспекте, согласовывая с РФ инициативы по участию в структурах ЕС, наша страна могла бы выступить с предложениями по разработке Платформы корпоративной стабильности и безопасности на постсоветском пространстве. Целью подобных предложений может быть, например, создание комбинаций региональных и транснациональных альянсов: ЕС, СНГ, ГУУАМ.
Необходимо отметить, что ряд беспрецедентных террористических актов в США 11 сентября с.г. покачнул более-менее налаженную систему международных отношений на всех уровнях: глобальном, международном и двустороннем.
Формирование новой системы международных отношений на уровне двусторонних отношений стран будет определяться позицией Соединенных Штатов Америки.
В своей основе будущая система международной безопасности будет предусматривать максимальную мобилизацию ресурсов (как военно-политических, так и материальных) мирового сообщества при ведущей роли США в решении приоритетных задач борьбы с международным терроризмом.
Российская Федерация может быть ситуативным союзником этой международной коалиции и соответственно пытается сохранить свое влияние (а при возможности и усилить) на европейскую политику и страны СНГ.
Впрочем, сегодня есть основания надеяться на кардинальные сдвиги в отношениях России с евроатлантическими структурами безопасности. По крайней мере, недавние встречи и переговоры президента РФ с руководством НАТО и Евросоюза в значительной степени способствовали переходу этих отношений на качественно новый уровень.
Россия фактически приняла решение об участии с западными странами в антитеррористической кампании. В Брюсселе президент РФ, в частности, заявил: «Борьба против терроризма будет результативной в случае, если мы объединим усилия с усилиями международного сообщества».
При любом дальнейшем развитии событий позиция Украины по проблеме международного терроризма однозначна: мы поддерживаем усилия мирового сообщества, направленные против терроризма, на искоренение и предупреждение каких-либо его проявлений.
Объединение усилий в борьбе с международным терроризмом предоставляет дополнительные возможности для совместного движения Украины и России в Европу. На этом пути их ждут серьезные изменения в подходах к развитию сотрудничества в сфере безопасности.
Украина имеет совместимые с российскими технологии производства ОВТ и развитую экспериментально-промышленную базу. Она, как никакая другая страна, подготовлена к сотрудничеству с Россией с технологической и производственной точек зрения. Сегодня более 400 российских предприятий зависят от поставок из Украины, а с другой стороны — более 70% предприятий, поставляющих для украинских оборонных предприятий системы и комплектующие, находятся в России.
Есть два основных вопроса в обеспечении успешной украинско-российской модернизации и производства новых ОВТ: эффективное размежевание военной и военно-технической политики в соответствии с национальными интересами Украины и России и обеспечение обеими сторонами своевременного паевого финансирования военно-технических проектов.
Хочется надеяться, что Украина и Россия с течением времени разрешат имеющиеся проблемы в своих отношениях в пользу более глубокого и результативного сотрудничества в политической, экономической, научно-технической и военно-технической сферах, а при совпадающих стратегических целях и задачах придут к новому уровню партнерства.
Непростые отношения Украины и России — своеобразное отражение всей сложности вызовов современного мира.
Вот почему отрицание их значения для Европы будет недопустимым упрощением общей проблемы безопасности и стабильности на континенте.