24-25 мая в Бухаресте прошел украинско-румынский гражданский форум, посвященный перспективам двусторонних отношений. По словам его участников, румынский МИД всячески отмежевывался от причастности к организации этого мероприятия, однако его «тень» заметна даже невооруженным глазом (нынешний госсекретарь МИД и бывший министр иностранных дел Румынии).
Основной целью форума, очевидно, являлась демонстрация позитива и наметившегося потепления в отношениях между двумя столицами. Некоторые внешние атрибуты этого «потепления», конечно же, присутствуют: Янукович и Бэсеску провели на этой неделе короткую встречу в рамках Чикагского саммита НАТО, месяц назад в Киеве состоялось заседание украинско-румынской совместной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и т.п. Однако ни один из экспертов не решится сегодня сказать, что за последний год этого «потепления» сторонам удалось сдвинуться хотя бы в одном из чувствительных вопросов двусторонних отношений. Кому и зачем тогда понадобилось «втирать очки»?
Румынии, находящейся сегодня под «неусыпным оком» Брюсселя в рамках Механизма по сотрудничеству и контролю, крайне важно показать, что она может вести себя цивилизованно и по-европейски в отношениях со своими соседями (иначе есть риск еще довольно долго оставаться де-факто не совсем полноправным членом ЕС и терпеть все связанные с этим неудобства).
На деле же по всем ключевым проблемам с Украиной позиция Румынии осталась неизменной. Взять хотя бы вопросы, связанные с обеспечением прав национальных меньшинств. Насколько известно, румынская сторона (возможно, с молчаливого согласия сегодняшнего руководства Республики Молдова, в т.ч. ее дипмиссии в Украине) настойчиво требует от украинских властей прекратить политику «искусственного» разделения румынской общины в Украине на румынскую и молдовскую. Товарищи из Бухареста никак не хотят осознать, что власть в Украине бессильна переубедить 250 тысяч своих сограждан, идентифицирующих себя с молдовским этносом, в том, что они «заблудшие овечки» и с этого момента должны считать себя румынами.
Кроме того, в укор Киеву ставится прохладное отношение к созданию на базе Черновицкого госуниверситета мультикультурного учебного заведения (фокус с созданием по настоянию румынских венгров в г.Клуж-Напока подобного учебного заведения в апреле этого года стоил должности всего-навсего премьер-министру Румынии Михаю Рэзвану Унгуряну (!)). Возможно, поэтому Киев, из соображений деликатности, пока не требует от Бухареста ответного шага в одном из районов с компактным проживанием этнических украинцев (а их на сегодня в Румынии порядка 60 тыс. человек). И это несмотря на существование в Украине более чем 40 дошкольных учебных заведений и 80 общеобразовательных школ с преподаванием на румынском языке (в Румынии действует лишь один (!) лицей с частичным преподаванием на украинском языке). Как говорится, паритет налицо…
Становится совершенно понятным, почему Бухарест кровно не заинтересован в завершении международного мониторинга (под эгидой ОБСЕ) состояния обеспечения прав национальных меньшинств на территории Украины и Румынии. Ведь тогда раскроется «самая главная военная тайна» - именно Румыния (а не Украина или, скажем, Сербия), являясь членом ЕС, допускает на своей территории вопиющие нарушения прав национальных меньшинств.
Приднестровское урегулирование - еще один камень, который Бухарест пытается закинуть в украинский огород. Румынский президент Траян Бэсеску в одном из своих недавних интервью попытался возложить на Киев ответственность за якобы ненадлежащий контроль над приднестровским отрезком украинско-молдовской границы (нужно отметить, что Миссия ЕС по оказанию помощи на украинско-молдовской границе уже несколько лет подряд позитивно оценивает усилия официального Киева на этом направлении, в т.ч. уровень украинско-молдовского взаимодействия в таможенной и пограничной сферах).
Об уступках Бухареста на украинском направлении говорить не приходится: во-первых, практически весь румынский политический спектр имеет схожие взгляды на политику в отношении Украины, а во-вторых, в Румынии, как и в Украине, осенью пройдут парламентские выборы. Любые уступки в диалоге с Киевом будут расценены политическими оппонентами как непрофессионализм либо сдача национальных интересов.
Основным коньком Бухареста в построении новой позитивной повестки дня с Киевом является европейская интеграция и все, что с ней связано. Сегодня Румыния говорит о своей безусловной поддержке евроинтеграционных устремлений Киева (это неоднократно звучало в т.ч. и на последнем гражданском форуме в Бухаресте) и якобы даже готова лоббировать вопросы скорейшего подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Такие вещи можно довольно легко обещать, принимая во внимание что вопрос подписания Соглашения будет рассматриваться, мягко говоря, не завтра в силу технических и ряда других, хорошо известных всем причин. Поэтому может возникнуть вопрос, насколько этим декларациям можно доверять?
Сербы, похоже, до последнего времени верили в то, что Бухарест, как и обещал, поддержит предоставление им статуса кандидата на членство в ЕС. А на деле, когда дошло до решающего для Сербии голосования в марте этого года, Румыния попыталась заблокировать ей дорогу в Европу. Румын, правда, не очень послушали и статус кандидата Белграду предоставили (румынские требования заключались всего ничего в том, чтобы Сербия отказалась от признания этнической группы влахов, которых Бухарест считает частью румынского этноса). Если следовать этой логике, Румыния в аналогичной ситуации может потребовать от Украины не признавать существование молдовского национального меньшинства и, соответственно, молдовского языка. Страшно даже представить, каких жертв Бухарест может потребовать от властей Республики Молдова в контексте евроинтеграционных устремлений этой страны… Особенно занятным является то, что, ведя себя подобным образом, Бухарест играет в первую очередь на руку Москве…