В начале сентября сего года в масс-медиа появилась информация о том, что ООН потребовала от Украины досрочно вывести свой миротворческий батальон из Ливана. По информации Министерства обороны Украины, представители ООН совместно с последним подготовили заявление в связи с финансовыми правонарушениями, совершенными украинскими военнослужащими Временных сил ООН в Ливане прошлой ротации.
Миссия ООН в Ливане была основана в 1978 году. Украинский батальон в составе международного контингента, насчитывающий 200 военнослужащих, приступил к исполнению поставленных задач в 2000 году. В соответствии с правилами ООН, выявлением и наказанием правонарушителей занимаются государства, отправившие свои контингенты в ту или иную миссию. По информации Министерства обороны Украины, виновные, которыми оказались служащие предыдущих ротаций, были выявлены и к ним применены меры дисциплинарного характера. Но факт нарушений остается фактом, и украинским миротворцам, вероятнее всего, больше не придется работать в Ливане. Нашему оборонному ведомству необходимо приложить немало усилий, в том числе провести значительное количество мероприятий по предотвращению подобных случаев в будущем, чтобы доказать руководству ООН состоятельность украинского контингента выполнять поставленные задачи без вопиющих правонарушений. Но при этом не стоит забывать, что именно украинские военные неоднократно были отмечены как ливанскими, так и международными наградами за проведенную ими гигантскую работу по разминированию минных полей в Южном Ливане.
Не все безоблачно у миротворцев
Примечательно, что обнародование информации о нарушениях, допущенных украинскими миротворцами, совпало по времени с объявлением генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном начала проведения реформы ООН, в том числе миротворческих контингентов, находящихся в 16 действующих миссиях. Чем же было вызвано это заявление? Похоже, что не все безоблачно у стоящих на страже всемирного порядка...
Дело в том, что совсем недавно был озвучен ряд скандальных открытий следственной комиссии Пола Волкера, экс-председателя Резервной системы США, о результатах деятельности организации в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие». В данном докладе обвинения в получении личной выгоды и злоупотреблении служебными полномочиями были выдвинуты двум высокопоставленным чиновникам ООН: Бенону Свену, руководителю гуманитарной программы ООН по Ираку, и Алексею Яковлеву, руководителю службы закупок ООН. Первый обвиняется в том, что помогал иностранным нефтяным компаниям подписывать контракты на получение квот иракской нефти за вознаграждение в размере одного цента за баррель. В среднем за фазу (шесть месяцев, именно столько длилась фаза программы, общее количество фаз — 12) компания могла отгрузить от трех до 10 млн. баррелей. Господину Яковлеву инкриминировали вымогательство с компаний-поставщиков в обмен на информацию об их конкурентах. Общая сумма выгоды, полученной каждым из высокопоставленных сотрудников ООН, составила около 1 млн. долл.
Но широкой огласки не получил тот факт, что особое положение в общей схеме имел Комитет 661, который в рамках гуманитарной программы был наделен полномочиями утверждать либо задерживать подписанные Ираком контракты на поставку необходимых товаров. Тем самым, подталкивая власти Ирака к нелегальному импорту сырой нефти в Турцию, Сирию, Иорданию, а также требованию с компаний-поставщиков 10% «отката» с продовольственных и промышленных контрактов. Можно только догадываться о неофициальной стоимости утверждения контрактов в Комитете 661 и о том, на каком уровне принимались соответствующие решения.
Пожалуй, наибольшим ударом по престижу Организации Объединенных Наций — более того, по имиджу ее генерального секретаря — стало подозрение в причастности к коррумпированным схемам сына Кофи Аннана Коджо. Аннан-младший работал в компании Cotecna, которая осуществляла инспекцию гуманитарных грузов, поступающих в Ирак, и не исключено, что воспользовался положением своего отца для получения компанией данного контракта. Наибольшее подозрение вызвало то, что сотрудник компании с окладом в 30 тыс. долл. в год собирался вложить порядка четверти миллиона долларов в швейцарский футбольный клуб. Конечно же, такого рода информация поставила под угрозу дальнейшее нахождение Кофи Аннана на посту руководителя ООН.
В условиях бесконтрольности распределяемых материальных средств в системе ООН повысить свое благосостояние за счет получаемых «откатов» попробовали представители всех миротворческих контингентов, имевших полномочия распределять на местах средства под проекты. В прессе была подобная информация о голландских миротворцах.
Стоит вспомнить и о наших коллегах по «иракской операции» — польских миротворцах. По имеющейся у автора информации, за право получить в распоряжение денежные средства, которые в конечном счете предназначены для граждан Ирака, за вычетом 20% собственно украинского «отката», наш контингент должен был оплачивать 1% и полякам. Хотя сами поляки с каждого контракта получали отчисления в размере около 10%. Общая сумма «откатов», полученных польскими военными и гражданскими представителями за два года, по приблизительным подсчетам, составила около 1 млн. долларов.
Есть вопросы и к американцам. После свержения Саддама руководство всеми процессами в Ираке взяла в свои руки администрация Белого дома в лице уполномоченного посланника Пола Бремера. На момент прибытия в Багдад в его распоряжении были следующие средства:
— около 6 млрд. долл. как остаток от программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие»;
— 10 млрд. долл. в виде замороженных счетов Ирака.
Резолюцией ООН №1483 от 22 мая 2003 г. все эти средства были переведены на новый счет в Федеральном резервном банке Нью-Йорка, затем основан Фонд развития Ирака, который по аналогии с планом Маршалла должен был служить нуждам послевоенной страны. Основным распорядителем этих средств была назначена Временная коалиционная администрация (ВКА) в Багдаде. Куда были потрачены эти суммы плюс выделенные на восстановление, неизвестно. По свидетельству одного из бывших сотрудников Иракской государственной компании по продаже нефти SOMO, за первый год постсаддамовской эры нефти было отгружено на сумму более 10 млрд. долл. Куда она ушла?
По имеющейся информации, ВКА в настоящее время подвергается тщательным проверкам аудиторских компаний на предмет потраченных средств. Предварительные отчеты далеко не утешительны: миллионы и сотни миллионов долларов были потрачены неизвестно на что или попросту исчезли. Основным инициатором такой проверки стал Международный консультативный совет по мониторингу (IAMB), в состав которого вошли ООН, Всемирный банк, МВФ, а также Арабский фонд экономического и социального развития. Проверить прозрачность схем распределения денежных средств на оплату контрактных работ, закупок расходных материалов для нужд коалиции (всем известен случай с компанией Halliburton и ее подрядчиком Kellog, Brown and Root, поставлявшим дизельное топливо по значительно завышенным ценам и т.д.) либо оплату персонала не удалось. Как следует из заключения аудиторской компании KPMG, ее сотрудники столкнулись с огромными трудностями при исполнении служебных обязанностей. Вплоть до того, что их не пускали на территорию зеленой зоны, а в ответ на запросы они слышали: аудит — это не самое важное на данный момент.
Секс в обмен на продовольствие
Корни другой ооновской проблемы уходят в начало 90-х годов прошлого столетия, когда в прессе появилась первая информация о причастности миротворческого персонала к сексуальной эксплуатации и надругательству при проведении операций в Боснии, Герцеговине и Косово. Именно тогда из миссий начала поступать информация о том, что голубые каски заставляли женщин и детей заниматься с ними сексом в обмен на продовольствие. Апогея подобные бесчинства достигли в 2004 году в миссии ООН в Конго (MUNOC), где обвинения в педофилии и сексуальных надругательствах над местным населением были выдвинуты более чем 150 военным и гражданским представителям миротворческих сил из Непала, Марокко, Туниса, Уругвая, Пакистана, Франции, России. Из многочисленных докладов официальных лиц ООН следует: подобные случаи сексуальной эксплуатации, насилия, проституции и педофилии имели место практически в каждой миротворческой миссии, в частности в Сьерра-Леоне, Конго, Кот-д’Ивуар, Бурунди, Гаити, Либерии и т.д.
Ситуация в этих странах находится на грани гуманитарной катастрофы. Изнуренные многолетними войнами местные беженцы часто обращаются к голубым каскам за помощью, будь то деньги, продукты питания или любая работа, за которую можно было бы получить материальное вознаграждение. В ответ на просьбу о помощи и поддержке несчастные женщины зачастую становятся жертвами сексуальных домогательств. Бывало и так: чтобы скрыть следы насилия и придать ему видимость секса по обоюдному согласию, миротворцы оставляли рядом с жертвой продукты, деньги, в среднем 10 долларов. Статистика говорит, что среди местного населения жертвами надругательств становились лица женского пола от 12 лет и старше.
В одном из докладов на данную тему, названном «ООН-овский Абу Грейб» рассказывалось о французском гражданском эксперте по вопросам материально-технического обеспечения миссии ООН в Конго, который обустроил свой трейлер под импровизированную студию, где снимал видеокамерой половой акт с девочкой 12 лет. Внутренними службами ООН было приложено максимум усилий, чтобы данная порнопродукция не попала на местный рынок, иначе скандал мог возыметь эффект разорвавшейся бомбы.
По крайней мере, один украинский миротворец и один канадский были выдворены из ооновской миссии в Африке за действия, приведшие к беременности местных женщин. Количество беременных женщин, вынашивающих «миротворческое поколение», достигает свыше двухсот.
Подобные бесчинства происходят, не взирая на Кодекс сексуального поведения в миротворческих миссиях, запрещающий вступать в контакт с местными женщинами и проститутками младше 18 лет. Несмотря на то что в миссиях продолжают бесплатно раздавать презервативы, случаи беременности местных жительниц по-прежнему далеко не единичны.
Какие же в подобных случаях следуют наказания? Как правило, преступившего норму миротворца отправляют на родину, дабы передать его в руки правосудия государства, гражданином которого он является. Возможна иная форма наказания — материальное взыскание. Исходя из последнего доклада, подготовленного постоянным представителем Иордании при ООН принцем Зейдом Раад Зейд аль-Хусейном, рекомендуется усилить индивидуальную ответственность миротворцев за подобное поведение путем применения дисциплинарных мер, а в случае необходимости и привлечения их к уголовной ответственности.
Четкую картину политики ООН в данном отношении дает ее генсек, заявляя, что ответственность за подобное бесчестие является общей — ООН и государств-членов, призывая совместными усилиями создать непреодолимый барьер для человеческого зла.
Что же касается нашей проблемы, связанной с выводом украинских войск из зоны ответственности Южный Ливан, то напрашивается вывод: безусловно, большинство наших миротворцев исполняют свой долг с честью, некоторые ценой собственной жизни, однако очевидно, что в настоящее время в украинских вооруженных силах существует трудность с подбором кадров — высококвалифицированных, подготовленных в соответствии с требованиями ООН и НАТО. Непросто будет искоренить и коррупцию: ведь попасть в миротворческую миссию считается делом престижным, заработная плата раз в «надцать» больше, чем на родине.
А ведь подходить к подбору тех, кто будет представлять лицо Украины на международной арене, необходимо тщательно и скрупулезно. Украина же должна быть заинтересована в том, чтобы словосочетание «украинский миротворец» стало синонимом понятиям «добросовестность», «надежность» и «преданность идеалам демократии».