В 2017-м исполняется пятьдесят лет со дня окончания "Шестидневной войны" - войны 3, Египта и Иордании с Израилем.
Нападение на Израиль закончилось для этих стран поражением, а Сирия и до сих пор никак не может смириться с потерей части Голанских высот в ходе "Шестидневной войны".
Преодоление палестино-израильского непримиримого противостояния и поныне остается одной из самых сложных проблем современной международной политики. И хотя новый президент США Дональд Трамп, как и многие его предшественники, придя в Белый дом, пообещал уладить палестино-израильский конфликт, вовсе не факт, что это ему удастся.
Все предыдущие усилия достичь мира между палестинскими арабами и Израилем упирались в желание палестинцев действовать по принципу "все или ничего". То, что этот подход ошибочен, показало время.
Но возможно ли урегулировать конфликт и сохранить потенциал существования двух государств в будущем, если палестинцы и далее будут отрицать право Израиля на существование, а израильтяне будут продолжать строить новые поселения на палестинских территориях?
Не исключено, что, принимая во внимание фактор затяжной войны в Сирии и нестабильность на территории Ирака, в Вашингтоне попытаются вписать урегулирование палестино-израильского конфликта в более широкую стратегию Америки - относительно всего Ближневосточного региона.
Также не исключено, что у Белого дома возникнет большой соблазн объявить об определенных сдвигах в вопросе согласия между израильтянами и арабами к ноябрю, накануне исторической даты - столетия "Декларации Бальфура". С которой фактически начался временной отсчет восстановления еврейского государства на землях Древнего Израиля.
Но не логичнее ли было бы изменить саму парадигму урегулирования палестино-израильского конфликта, переформатировав подходы к этому вопросу? Ведь все предыдущие попытки заставить стороны мирно договориться упирались в невозможность достичь пусть даже минимального компромисса между двумя национальными идентичностями и системами цивилизационных ценностей.
Итак, ни в коем случае не отказываясь от конечной цели - мирного сосуществования арабского и еврейского государств, не целесообразнее ли было бы немного упростить - к ныне более реалистичному - поиску путей для достижения этой стратегической цели?
Ведь механическое возобновление двусторонних переговоров между израильтянами и палестинцами, если их результат можно легко спрогнозировать, не сдвинет с мертвой точки мирный процесс на Ближнем Востоке.
Новая парадигма ближневосточного согласия могла бы заключаться в том, чтобы разбить этот мирный процесс на условные "полупроцессы". А вместо нереалистичных поисков быстрого достижения всеобъемлющего мира - протестировать условия, при которых обе стороны могли бы быть в этом заинтересованы.
Например, отложить на некоторое время комплексное решение, заключить отдельные соглашения между палестинцами и израильтянами и наглядно доказать палестинскому обществу, что прекращение терактов и обстрелов территории Израиля - необходимое условие для появления новых экономических и финансовых возможностей для населения Палестинской автономии.
Если бы палестинцы не стремились уничтожить Израиль, то уже давно получили бы свое государство, где граждане и деловые люди свободно взаимодействовали бы с передовой, динамичной, процветающей и мощной израильской экономикой. Которая намного более здорова и жизнеспособна, чем экономика любого другого соседнего арабского государства, в том числе и коррумпированных, богатых нефтью стран Персидского залива.
И это не просто предположения - все шло для палестинцев хорошо, пока первая интифада, начавшаяся в декабре 1987 года, не разорвала их отношения с Израилем и разрушила экономику как на Западном берегу, так и в секторе Газа. До того и многие палестинцы работали в Израиле, и многие израильтяне покупали товары, выпущенные на палестинских предприятиях, получали услуги от палестинских специалистов. Палестинские фермеры экспортировали в Израиль продукты питания, палестинские фабрики - текстиль, мебель, другие товары. Кроме того, палестинские фирмы получали значительные доходы от туризма, но каких туристов порадует перспектива быть атакованными террористами?
Все это было давно, когда Израиль даже и не приближался к нынешнему уровню ближневосточного экономического локомотива, каким он стал в последние годы. А это значит, что на сегодняшний день потенциал для взаимовыгодного экономического сотрудничества намного больше. Так не стоит ли вспомнить о "доинтифадных" временах и начать новый отсчет отношений?
Не все палестинцы заинтересованы в мире с Израилем, а большинство израильтян устало от "мирного процесса", который только разочаровывает. Но если этот процесс не перевести в иное русло и ничего положительно не изменить, то в Палестинской автономии, после ухода из власти Махмуда Аббаса, могут произойти деструктивные процессы, подобные тем, которые наблюдаем в Сирии, Йемене, Ливии или Ираке.
Нужно "трансформировать" ситуацию так, чтобы палестинцам мир стал экономически и социально выгодным, а мирное сосуществование с израильтянами (при условии перспективы провозглашения Палестинского государства) - главным гарантом достижения этой цели.
Хотя ни в коем случае нельзя игнорировать тот факт, что у палестинской террористической организации ХАМАС другой взгляд на мир с Израилем, а именно - никакого мира достичь невозможно, пока будет существовать сам Израиль. И очень сложно поверить в то, что со сторонниками ХАМАСа вообще можно договориться.
Но следует вспомнить, что в поисках мира Израиль ушел с большинства территорий, которые он взял под свой контроль в ходе оборонительных войн. Арабская печать пишет, что Израиль захватил земли во время войн. Однако при этом почему-то игнорируется тот факт, что он их получил после победы в войнах, которых всячески стремился избежать.
Израильтяне не ставят сверхтребований и не считают, что мира можно достичь только после того, как Палестинская автономия станет демократическим образованием. Они хотят "двустороннего" соглашения с палестинцами - такого же, какое Израиль заключил с Египтом.
После того как Израиль вывел свои войска с Синайского полуострова, одной из территорий, полученных им после "Войны Судного дня", это привело к миру с Египтом, от установления которого выиграли обе стороны.
Нерешенный палестинский вопрос является едва ли не самым большим препятствием для реального реформирования арабского мира, и потому пришло время искать реалистичные компромиссные решения, не входя в новые круги конфронтации.
Поскольку арабы начали проигрывать еще с тех пор, когда в 1948-м предприняли попытку силой решить "израильский вопрос". Война - жестокое занятие: ее производными являются смерть, разрушение, огромные потери. Однако это и "игра" - в том смысле, что обе стороны должны придерживаться определенных правил, игрокам хорошо известных.
Фундаментальные правила войны 1948 года были поразительно просты: победитель получает все. Арабы, не признававшие права евреев на самоопределение, не скрывали, что недопущение еврейской государственности является их высшей целью. Евреи хорошо осознавали, что это значит в смысле их выживания.
Арабы проиграли в 1948, 1967 и 1973 годах. Поэтому постоянные их апеллирования к праву на возвращение морально не обоснованы, поскольку являются призывом к изменению правил игры. Тех самых правил, которые были определены арабами в начале войны и которые не могут пересматриваться после ее окончания.
После 1948 и 1967 годов арабы, переживая поражения, которые они потерпели, своими действиями всячески демонстрировали, что предыдущие правила игры не были правильны. Однако эти правила в дальнейшем соблюдали израильтяне. И право на возвращение, сформулированное арабами, не было для них моральным критерием.
Арабские государства, при поддержке и помощи СССР, постоянно велели агрессивные войны против Израиля, а после потери территорий, фактически ими "проигранных", пытались апеллировать к международной общественности - дескать, с ними поступили несправедливо, и они хотят получить эти территории назад. То есть хотели вести войны без риска, без цены проигрыша в случае поражения. Наподобие "продолжайте пробовать, пока не выиграете". Но так не бывает, ибо жизнь - не компьютерная игра.
И как это ни парадоксально, но нынешнее глобальное противостояние западной цивилизации с мировым терроризмом - только на пользу решению ближневосточного узла проблем. Дистанцирование западного мира от этих проблем уже неуместно, поскольку борьба с терроризмом перестала быть сугубо израильской проблемой.
Сегодня практически вся западная цивилизационная мощь "за" решение проблемы ближневосточного конфликта. Израиль, имеющий намного больший опыт противодействия террористам, может помочь разработать концептуальные стратегические подходы для глобального искоренения терроризма.
Плюс в том, что теперь у израильтян больше настоящих союзников и их ресурсов. Еще один плюс - с помощью новых союзников можно выиграть время, чтобы разработать и воплотить современные стратегии, а следовательно - расчистить путь для установления мира на многострадальных ближневосточных землях.