Еще так недавно достаточно прозрачные западные кордоны Украины затянулись полосатыми столбцами и красными шлагбаумами. Ближайшие соседи первыми пожелали отгородиться от нас. В свою очередь Киев объявил об учреждении паспортного контроля на границе с Молдовой и Россией. Украина усвоила очередные уроки ведения внешней политики, которые на сей раз ей преподали ближайшие соседи. И даже не позабыла выполнить домашнее задание, которое ей явно пришлось по душе.
Урок первый: С СОСЕДЯМИ БУДЬ НАЧЕКУ
Уроком послужило решение властей Чехии ввести на границе с Украиной визовый режим. Таким образом, государство попыталось защитить свой рынок рабочей силы от вторжений нелегальных иммигрантов. По данным чешской стороны, в этом маленьком государстве незаконно работает как минимум 200 тысяч украинцев, в основном, из северо-западных регионов нашей страны. Поэтому-то при введении виз граждане Чехии облегченно вздохнули: надо признать, чехи ощущают дискомфорт, когда на их рабочих местах преуспевают нелегалы, да еще такие непритязательные и трудолюбивые, как украинцы. Другой вопрос — насколько комфортно будут чувствовать себя работодатели, но это уже скорее проблемы чешского правительства. К тому же Чехия теперь должна считаться с мнением Европейского союза, который настаивает на жестком пограничном контроле со стороны новых членов. Все эти обстоятельства вынуждают вновь европеизированную Чехию до лучших времен отложить братание со своими восточными соседями, для которых она скорее всего лишь на некоторое время станет неприступной крепостью. К тому же сейчас официальная Прага чувствует себя достаточно уверенно. Виза в эту страну стоит 50 долларов. А значит, по подсчетам чешских экспертов, только лишь из Украины Прага получит к концу 2000 года 36 миллионов крон, а это приблизительно сто тысяч долларов. Деньги для кого-то, может, и небольшие, но для совсем небольшой Чехии с ее десятимиллионным населением это довольно внушительная сумма, несмотря даже на постоянную помощь других стран. Другое дело — насколько сильно пострадает финансовое состояние туристической инфраструктуры, на которую как-никак повлияет отток туристов из восточноевропейских государств, не каждый житель которых сможет со спокойным сердцем дополнительно выложить кругленькую сумму за достойный отдых своей семьи. Хотя чехи, похоже, не слишком огорчаются по этому поводу. Официальные представители чешского правительства неустанно повторяют: прибыль от туристов из восточноевропейских стран кажется не такой уж и большой по сравнению с теми хлопотами, которые доставляют им эти любители отдохнуть «на славу». Нынче взоры чехов обращены на Запад, где, как они полагают, должны заинтересоваться достопримечательностями нового соседа.
Урок второй: БЕДА ОДНА НЕ ХОДИТ
Другая не менее близкая нам страна тоже не хочет отставать от своей соседки. Словакия также стремится в Европу, хотя тут ее успехи немного скромнее. Но данный факт совсем не означает, что относиться к Украине она будет менее осторожно. За прошлый, 1999 год украинско-словацкую границу пересекли 1 миллион 300 тысяч человек, многие из которых занимались контрабандой. Словацкая сторона обеспокоена постоянными нарушениями ее законов украинскими гражданами, и в первую очередь жителей Прикарпатья, которые вынуждены заниматься нелегальной торговлей, чтобы выжить. К тому же ее, как и многих других, иногда настораживает поведение некоторых украинцев на своей территории. Правительство Словакии не захотело закрывать глаза на мелкие правонарушения украинских граждан и, последовав примеру Чехии, объявило о введении виз. Наказав таким образом Украину, Словакия показала Европейскому союзу свою готовность бороться с наплывом нелегальных иммигрантов, основная масса которых проходит именно через восточноевропейские страны.
Через границы нашей страны уже долгие годы проходят караваны нелегалов из Азии и Африки. На первом месте среди них оказались уроженцы Афганистана, за которыми следуют граждане Бангладеш, Пакистана, Индии и многих других стран. Фильтром для них служили только западные кордоны, но даже то, что там «вылавливалось», с течением времени казалось лишь каплей в море. Такая ситуация вызвала бурю протестов и негодования у наших западных соседей, которым пришлось взять все в свои руки и просто отрезать всевозможные пути поступления нелегальной рабочей силы. При этом единственной пострадавшей стороной оказалась Украина, которая в очередной раз не смогла проявить внимание к предупреждениям двух государств, и уже в свою очередь предостеречь своих граждан, большинство которых, ничего не подозревая, отправились в 10—20-х числах июня в эти страны. Но если с Чехией все было немного легче (разузнать, какие изменения в ней предстоят, было легче — чехи приложили к этому свои усилия), то въезд и выезд в Словакию и обратно для наших граждан, а тем более для тех, кто живет на приграничных территориях, превратился в настоящий кошмар. В те дни все КПП были заполнены разгневанными автомобилистами, в аэропортах и на вокзалах можно было увидеть сотни растерянных лиц незадачливых туристов. Кого же винить в этом, как не самих себя? Ведь то, что обе страны практически одновременно вводят визовый режим, известно было почти за три месяца до назначенных дат. Сегодня в словацком консульстве города Ужгорода стоят бесконечные очереди граждан Украины, которые приезжают из близлежащих районов и областей в надежде быстрого оформления въездных и транзитных виз. Но не тут-то было — нашим согражданам приходится ждать своей «очереди» неделями и, не имея никакого пристанища в Ужгороде, блуждать, аки бомжи. К тому же многие из них жалуются — почти каждую неделю списки «очередей» консульством меняются, из-за чего попасть в желаемое помещение становится невозможно. Работники консульства, в свою очередь, поражены терпением украинцев, которые сотнями, как оловянные солдатики, в любую погоду стоят перед зданием. Но ни работники заведения, ни посольство, ни мэрия города вовсе не хотят сжалиться над украинскими гражданами.
Урок третий: ПРАКТИКА, ПРАКТИКА И ЕЩЕ РАЗ ПРАКТИКА
Совсем другая картина вырисовывается в украино-молдовских отношениях. Украинские пограничники с нетерпением ждут наступления 1 января 2002 года — им невтерпеж выполнить постановление МИДа об обязательном въезде молдавских граждан на территорию нашего государства только при наличии заграничного паспорта. Понятно — не все молдаване смогут получить необходимый документ, что только на руку украинским властям. За последние годы в поисках заработка они просто- таки наводнили страну, создав тем самым конкуренцию гражданам Украины. К тому же Молдова, как и наша страна — чего греха таить, еще один транзитный пункт на пути у нелегалов. Хотя вряд ли это решение остановит тысячи мужчин и женщин, которые преодолели не одну милю в поисках лучшей жизни.
Урок четвертый: ПОВТОРЕНЬЕ — МАТЬ УЧЕНЬЯ
Но как только в диалоге с южными соседями Украина достигла определенных успехов (к удивлению многих стран, она проявила задатки лидера, впрочем с Молдовой это было не так сложно), ей пришлось проявить бдительность в отношениях с неподатливым Севером. Некоторые представители МИДа Российской Федерации были неприятно поражены последними решениями Киева относительно ужесточения контроля на границе. Но, по-видимому, Украине удастся избежать большого скандала, слишком уж увлечены россияне победами и поражениями своего президента на мировой арене. Да и в сезон отпусков работникам государственных органов не до разбирательств с украинскими коллегами, что последним только на руку. События 15 июня, когда секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Сергей Иванов объявил о выходе России из Бишкекских соглашений 1992 года, предусматривающих безвизовый режим между странами СНГ, предоставили возможность Украине потревожиться за положение дел на своей границе. Хотя Москва и попыталась объяснить, что такое решение якобы продиктовано необходимостью ужесточения контроля за гражданами иностранных государств, пересекающих границу России (чтобы те не пополняли ряды бойцов чеченских отрядов). Но, несмотря на все уверения в вечной дружбе, этот шаг российских дипломатов насторожил другие государства, и в первую очередь Украину, которая приняла во внимание последовавшую за злополучным решением «команду» Владимира Путина начать переговоры с Грузией и Азербайджаном о введении визового режима. В Киеве осознают, что Украина — не Азербайджан и не Грузия, но это решение России могло стать очередной ниточкой в руках официальной Москвы, за которую последняя пожелала бы подергать в самый неподходящий для Киева момент. И МИД Украины, проявив небывалую смекалку, решился опередить события: с сентября по инициативе нашей страны изменен порядок въезда российских граждан на территорию государства. Погостить в Украине смогут лишь обладатели загранпаспортов. Некоторые российские СМИ к этому времени уже негативно отреагировали рядом публикаций на данное решение украинских властей, но при этом официальная Москва еще находится в раздумье. Очевидно — от Украины не ждали подобного выпада, а то, что соседка оказалась намного проворнее российского МИДа, обескуражило некоторых российских политологов, всегда полагавшихся на дальновидность московских политиков и безропотное подчинение близлежащих стран прихотям «белокаменной», которой нынче по душе оставаться соглядатаем порываний Украины в сторону Запада и политического заигрывания с Варшавой.
Урок пятый: ПОСТАРАЙСЯ САМ БЫТЬ ХОРОШИМ СОСЕДОМ
Лидеры Польши, которые также поставлены Евросоюзом в строгие условия введения визового режима, решили показать свою лояльность и даже в некотором смысле добродушие по отношению к нам. Украинцев действительно впечатлило решение Варшавы отложить принятие назревшей реформы до 2003 года. Хотя в таких действиях государства нет ничего удивительного — украинские предприниматели не только вносят определенную лепту в польский бюджет, но и служат проводниками на обширный рынок сбыта, которым в последнее время и стала Украина. К тому же мы привлекаем внимание не только Польши, но и евроатлантических структур, которые ни в коей мере не собираются притягивать за уши Киев, но приблизить его к себе были бы не против. Европе стало выгодно проявлять заинтересованность в Украине. Украинские же политики вошли во вкус, подыгрывая Западу — они кокетничают с признанными европейскими лидерами и вместе с тем окончательно не отвергают настойчивые предложения войти в малопривлекательный клуб более восточной ориентации. А что касается Польши, то большинство ее граждан совсем не понимают и не поддерживают свое государство в этом аспекте внешней политики. Как ни жаль нам это утверждать, значительная часть населения Польши настроена к украинцам так же, как чехи, словаки и остальные нации. Поэтому-то правительство и либеральные депутаты Сейма не афишируют тему польско-украинских отношений. И, как считают многие политологи, правильно делают — такое поведение президента, его окружения и сочувствующих ему депутатов вполне оправдано — рейтинг Квасьневского перед следующими президентскими выборами совсем не падает (количество возможных голосов в пределах 80 процентов). Так что Украине вряд ли стоит волноваться насчет смены польского курса в ближайшие несколько лет. К тому же это означает, что втихомолку наше правительство сможет договориться с поляками, как минимум, об упрощенном режиме получения виз гражданами Украины после 2003 года.
РЕЗЮМЕ
Визовая политика многих стран по отношению к Украине не устраивает большинство населения нашего государства. Негодование украинцев на Западе понимают, как и то, что слишком уж плохо быть отгороженным от всего мира каменной стеной, тем более, если эту стену возвели твои же соседи, хотя стоит признать, что отчасти по вине самой же Украины. Но нет худа без добра — лидеры нашего государства выучили еще один урок ведения внешней политики. Пойдет ли он впрок стране — покажет время.