Четверть века Нурсултан Назарбаев бессменно руководит Казахстаном. Устойчивая политическая система. Управляемая демократия. Растущая экономика. В общем, стабильное авторитарное государство, где многое решают президент и клановые связи.
Но стабильность обманчива, поскольку зависима от 74-летнего Нурсултана Назарбаева. Кроме него в стране сегодня нет политика, который имел бы в казахском обществе высокий уровень доверия. Чуть что - и все рушится: протестный потенциал в Казахстане намного выше, чем в России. Сдерживается он пока лишь инерцией почитания Елбасы - "Лидера нации". И кто знает, сможет ли его преемник (а сегодня наибольшие шансы стать таковым у среднего зятя Назарбаева - Тимура Кулибаева) успокоить недовольных граждан, найти общий язык с местными бонзами и Кремлем, удержать власть и гарантировать безопасность Семьи.
Будущее Казахстана зависит и от того, как поведут себя проживающие в индустриально развитых северных областях русские, составляющие 22% населения страны. У многих из них вызывает раздражение казахизация - расширение прав казахского языка и усиление влияния казахоязычных кадров в государственном управлении. События в Украине продемонстрировали: ради реализации своих интересов Кремль может спровоцировать беспорядки или принять решение о вторжении во имя "защиты прав русскоязычного населения" с последующим присоединением севера. Да и соседний Китай имеет политические и финансовые интересы в Казахстане.
Все эти факторы влияют на безопасность страны. Поэтому в Астане нервно реагируют на заявления Владимира Жириновского, призвавшего захватить Казахстан, поскольку там "культивируют русофобские настроения". Ведь что у Жириновского на языке, то у Путина на уме. А когда студентка Российского университета дружбы народов Анна Сазонова говорит на всероссийском молодежном форуме "Селигер-2014", что "нас беспокоит ситуация с возрастающим национализмом в Казахстане, в частности, на юге страны. На наш взгляд, сдерживающим фактором является президент Назарбаев", в Астане напрягаются. И вздрагивают от слов Владимира Путина, что у казахов никогда не было государственности, а Назарбаев ее создал. Вроде бы и комплимент, а осадок остается: что это? Неужели на носу операция "Байконур - наш"?..
В Астане опасаются Кремля, который проводит политику пересмотра итогов холодной войны и пытается восстановить российское влияние на всем постсоветском пространстве, воссоздав в XXI столетии советскую империю. Это противоречит интересам авторитарных правителей Беларуси и Казахстана, которые не прочь получать политические и экономические дивиденды за лояльность Кремлю, но стремятся сохранить независимость своих государств и развивать отношения с другими странами параллельно с внешней ориентацией на Россию.
В Москве же не доверяют Назарбаеву. Конечно, казахский президент согласился с аншлюсом Крыма, поддержав так называемый референдум. Но произошло это после телефонного звонка Владимира Путина. При этом Нурсултан Назарбаев, равно как и Александр Лукашенко, не поддержали односторонних действий России против Украины, Грузии и Молдовы, подписавших соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Также партнеры по Таможенному союзу (ТС) не встали на сторону Москвы, когда та ввела санкции в отношении импорта продукции из США, Канады, ЕС, Норвегии, Австралии. Для Кремля это было не просто дипломатическое поражение. Такие действия Минска и Астаны - бунт среди союзников.
Сам же Нурсултан Назарбаев хотя и держится очень осторожно, но время от времени делает жесткие заявления на заседаниях Высшего евразийского экономического совета. А в конце августа Назарбаев в интервью государственному телеканалу "Хабар" заявил, что не исключает возможность выхода страны из Евразийского экономического союза: "Если правила, которые были ранее установлены в договоре, не выполняются, то Казахстан имеет полное право отказаться от членства в Евразийском экономическом союзе. Астана никогда не будет в составе организаций, представляющих угрозу независимости Казахстана".
Как оценить эти слова Елбасы - одного из инициаторов интеграции на "равноправной и взаимовыгодной основе" на постсоветском пространстве? Это попытка успокоить противников членства в ТС и Евразийском экономическом союзе, которых хватает и в казахском обществе, и во власти? Многие казахи не скрывают своего раздражения Москвой, говоря, что пренебрежительное отношение к ним остается неизменным со времен царской России. Это происходит и в обыденной жизни, и в межгосударственных отношениях. Или слова Назарбаева - ирритация от российской политики доминирования и диктата? А может причина в том, что членство в ТС не стимулирует экономический рост и создает для казахской экономики дополнительные трудности?
За все это время у Назарбаева накопились обиды на российского партнера.
Конечно, за те четыре года, что прошли с момента создания Таможенного союза и членства в нем Казахстана, страна получила возможность принять участие в формирование рынка потребителей в
165 млн чел., где существует свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. К числу положительных аспектов апологеты этого интеграционного объединения также относят разработку и внедрение гармонизированных правил конкуренции, системы технического регулирования, сельскохозяйственных и промышленных субсидий. И, конечно же, говорят сторонники евразийства, членство в ТС повысило инвестиционную привлекательность страны: американские, европейские, китайские компании через созданные с казахами СП получают возможность использовать рынок Таможенного союза для поставок своей продукции. Это что касается позитива от членства Казахстана в ТС.
Негатива, похоже, больше. Растут цены на продовольственные товары и топливо. В Казахстане увеличивается импорт товаров из России и Беларуси, при этом ограничивается доступ казахской продукции на российский и белорусский рынки. Москва завышает санитарные и фитосанитарные нормы. Из Казахстана идет отток квалифицированной рабочей силы. Возрастают расходы на администрирование экспортно-импортных операций с третьими странами. И дальше существует значительное количество ограничений и исключений во взаимной торговле: сегодня их около 600. В соответствии с достигнутыми договоренностями, исключения и ограничения будут до 2025 г. Все это в комплексе усиливает протестные настроения в казахском обществе. И Назарбаев не может этого не замечать.
Астану беспокоит и то, что усиливается политизация работы Евразийской экономической комиссии. Нурсултан Назарбаев даже во время своих публичных выступлений говорит о растущем со стороны российских чиновников давлении на членов коллегии ЕЭК, работающих по квоте России. И это при этом, что в Астане постоянно повторяют: ТС - экономический проект…
Как отмечают эксперты, Таможенный союз не позволяет обеспечить равномерного развития всех участников этого объединения. Например, анализ торговых отношений Казахстана с его партнерами по ТС показывает, что в последние годы наблюдалось опережающее наращивание импорта из России при снижении общего казахского экспорта в страны этого объединения. Вполне естественно, что это вызывает недовольство казахских производителей, продукция которых вытесняется с внутреннего рынка. Местные аналитики констатируют: "за годы существования ТС казахстанский рынок просто забит российской продукцией, тогда как на российском рынке казахстанские производители практически не представлены".
При этом российские власти целенаправленно поддерживают собственного производителя в ущерб иностранным. Как следствие, действующая в России разрешительная система остается сложной для доступа казахских товаров на российский рынок. Речь идет, в частности, о кондитерской и алкогольной продукции, лекарствах. Нетарифных ограничений, применяемых Москвой против казахских производителей, более чем достаточно. Например, в 2013 г. Россия объявила о введении утилизационного сбора при импорте легковых автомобилей, грузовиков и автобусов.
В то же время, как отмечают казахские СМИ, "российские кондитеры и фармацевтические компании проблем на казахстанском рынке не испытывают, и все потому, что Казахстан не практикует ограничений нетарифного характера". В общем, в Казахстане серьезно беспокоятся, что в условиях общего рынка местные производители не смогут выдержать конкуренции с российскими и белорусскими компаниями.
В ТС наметилась и другая негативная тенденция: за первые шесть месяцев 2014 г. товарооборот сократился на 2,75 млрд долл. по сравнению с первым полугодием прошлого года, составив 9,53 млрд долл. В Казахстане объясняют это ухудшением экономической ситуации в самой Российской Федерации - снижением экономического роста из-за санкций международного сообщества, последовавших после аннексии Крыма и вторжения на восток Украины.
Впрочем, казахские апологеты ТС не теряют оптимизма. Они надеются, что ситуацию удастся исправить в свою пользу благодаря санкциям, введенным Россией в отношении ряда товаров из Соединенных Штатов и Европейского Союза. Параллельно они отмечают, что от западных санкций против России и запретительных мер России против Запада есть риски и для казахской экономики.
Экономические риски от участия Казахстана в ТС растут. Несмотря на эти угрозы и даже критику со стороны казахского президента в адрес Таможенного союза, Астана и далее собирается оставаться членом интеграционного объединения: для Нурсултана Назарбаева членство Казахстана в ТС - это гарантия неповторения украинского сценария, когда Россия дестабилизирует ситуацию в стране. Причина весомая, чтобы Казахстан не только и далее оставался членом Таможенного союза, но и вошел 1 января 2015 г. в создаваемый на базе ТС Евразийский экономический союз. Даже несмотря на серьезные проблемы от этого членства для казахской экономики.