Через год после того, как армия Пакистана начала наступление в северо-западном племенном поясе страны, количество смертей пакистанцев от террористических атак уменьшилось до минимальной за последние восемь лет. Однако необходимы дополнительные усилия, прежде чем страна сможет изменить свою репутацию ведущего инкубатора радикального исламизма.
Но сможет ли Пакистан полноценно бороться с террором, если его понимание этой проблемы, как и раньше, неоднозначно? И если бы в Исламабаде решили провести референдум о причинах террора в Пакистане, то каким был бы ответ на вопрос: "Кто виноват: исламские экстремисты или иностранные заговорщики?". И к кому ближе мировоззрение пакистанских исламских партий, выступивших против террора, - к террористам или к тем, кто ведет борьбу с террором?
Чтобы ответить на вопрос, способен ли Пакистан укротить исламских террористов, надо определиться с тем, каковы сегодня мировоззрение Пакистана и его амбиции в современном мире.
Не слишком ли затянулся переходный период в этой стране? И хочет ли Пакистан стать современным реформистским государством, цель которого - содействие развитию демократии и повышение благосостояния своего народа, или же его руководители стремятся к исламистско-экспансионистскому государственному устройству, мечтая о халифате, завоевании территорий и перекройке карты мира?
Будет ли пакистанское государство посредником между религиозным и секулярным мировоззрениями, чтобы помочь каждому гражданину на практике свободно реализовывать свои убеждения без вреда для других, - или, действуя с одобрения религии, будет продвигать определенную систему убеждений? Поможет ли религия человеку найти индивидуальный путь к спасению - или же станет инструментом коллективного контроля?
Поэтому, не признав, что проблема распространения терроризма в Пакистане связана с религиозным фактором, и, не осознав того, что часть пакистанского общества сочувствует мусульманским террористам и их мировоззрению, тяжело эффективно бороться с терроризмом.
Теоретически кажется, что подрезать корни исламского терроризма не так уж и трудно. Надо только, чтобы Пакистан стал светским государством и, как национальное государство, отделил религию от государства. Но в современных пакистанских реалиях разделение государства и религии объективно невозможно. Поскольку с самого начала Пакистан основывался как исламское государство.
Поэтому только сами мусульмане могут улучшить ситуацию, начав противостояние против культуры насилия. Ни одна помощь извне не сможет выполнить за них эта задачу.
Проблема в том, что большинство т.н. умеренных мусульман не сделали ничего для борьбы с экстремистской идеологией в исламе. И поэтому меньшинству удается навязывать свои фундаменталистские взгляды. Следовательно, ведущим интеллектуалам мусульманского мира необходимо переосмыслить роль и место ислама в современном мировом контексте.
Ислам для многих в Пакистане - это образ жизни, но он не должен прописывать и навязывать свои догмы во всех сегментах социально-политической, экономической и финансовой действительности в стране.
Проблема усложняется еще и тем, что исламский терроризм стал прибыльным бизнесом для тех, кто использует его для собственных потребностей. Исламские фундаменталисты стали закрытой, замкнутой на себя средой, в которой действуют, в сущности, законы мафии.
Исламисты сами присвоили себе роль освященных верой посредников между Богом и другими верующими, и поэтому их религиозный фанатизм нуждается в подкреплении их "избранности" терактами, зверствами и насилием.
И следует обратить внимание на само название этой страны. Поскольку до тех пор, пока она будет называться Исламской Республикой Пакистан, надежды хотя бы на обсуждение вопроса разделения религии и государства остается мало.
Ислам составляет определенную сложную комбинацию взаимосвязанных взглядов и представлений, где политическая система встроена в саму религию. Таким образом, невозможно отделить Пакистанское государство от религии, ибо такое разделение приведет к отрицанию принципов самого ислама.
В Пакистане религия используется с политической целью, а политические лидеры часто тесно связаны (хотя и не декларируют этого) с религиозными лидерами. Этот своеобразный симбиоз и приводит к последствиям, когда террористы чувствуют себя безнаказанными.
Должны быть сделаны серьезные и чрезвычайно решительные шаги, чтобы спасти Пакистан и его будущие поколения от влияний религиозных экстремистов.
Пакистан как государство существует уже 68 лет. А что является основой какого-либо цивилизованного общества? Если не святость человеческой жизни, то по крайней мере вопрос гарантирования ее безопасности.
С момента основания Пакистанского государства в 1947 г. сотни тысяч людей погибли там насильнической смертью или исчезли бесследно. Даже ученики в школах не находятся в безопасности, не говоря уже об этнических и религиозных меньшинствах, которых весьма просто объявить "неверными", после чего с ними можно делать все что угодно.
Если пакистанцы хотят разорвать замкнутый круг религиозного насилия, то Пакистану надлежало бы провозгласить себя светским государством, и основой его функционирования должны бы стать только светские законы.
Можно возразить, что в Пакистане уже есть законы, но их либо игнорируют, либо не реализовывают. Светские законы должны разрабатываться без участия религии, и в свете нынешней ситуации в Пакистане, которая нуждается в улучшении, центральным лицом обязан стать человек. Религия - личный выбор каждого человека, она не должна оказывать какого-либо влияния на управление государством.
Современное развитие государства невозможно без совместных усилий всех религий. И правительства стран, которые к этому стремятся, должны быть одинаково отдалены от всех религий. В противном случае страна теряет меньшинства и их таланты и откатывается назад.
Впрочем, через год после того, как Пакистан "пошел на войну" с исламскими террористами, его способность укротить исламистов вызывает сомнения. Хотя финансовая помощь и подтолкнула пакистанское руководство к шагам в правильном направлении, но этого мало.
Необходимо, чтобы общественность страны сама стремилась к изменениям, а силовые структуры быстро реагировали и предотвращали возможные атаки террористов. Также надо изменить пакистанский менталитет терпимости к религиозному экстремизму, который является первопричиной всех неурядиц в Пакистане.
До тех пор, пока Пакистан будет продолжать использовать терроризм для достижения своих ирредентистских целей, он будет страдать от беспрерывных нападений созданных им же боевиков-джихадистов. И только отказавшись от самоубийственной политики и выведя свои войска из оккупированной им части Кашмира, Исламабад сможет прекратить процесс самовоспроизведения террористических группировок. Ведь пока Пакистан не ликвидирует группы боевиков с многолетней историей проведения террористических атак на территории Индии, говорить об укрощении террористов не приходится.
Пакистанская государственная система настолько устаревшая и изношенная, что ей крайне трудно противостоять вызовам воинствующих исламистов. Но ситуация в регионе усложняется еще и тем, что Пакистан - ядерное государство. И самой большой угрозой в Южной Азии является то, что в случае возникновения непредвиденных обстоятельств ядерное оружие может попасть в руки террористов.