Зловредные семена... это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы. Это очень скучная работа, но совсем не трудная. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика...
Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»
Где-то месяц назад я начал писать текст под названием «Внешнеполитические приоритеты для нового президента Украины». Но текст не писался. Не потому, что трудно было догадаться, кто станет президентом и что его ждет. Просто вспомнил свои похожие попытки в первой половине 2004 года. Оранжевая революция тогда не просматривалась ни в одном из вариантов хода событий, даже наилучшее развитие пред- и постизбирательной ситуации не давало надежд на какой-либо качественный прорыв во внешней политике. Пессимизм и критика со стороны ЕС и США, все более настойчивое затягивание в ЕЭП, неуверенность относительно того, как пройдут и чем закончатся президентские выборы ноября 2004 года, — атмосфера была гнетущая. Один шутник — сейчас уважаемый посол, разослал по электронке печально-ироническое произведение-пророчество о том, как пройдут выборы, как несколько сотен интеллигентов выйдут на Майдан, как под звуки песни «Червона калина» их разгонят дубинками и начнется очередной этап нашей предсказуемой и надежной внешней политики... Другие варианты, при всем желании, как-то не вырисовывались. Потому и думали, как сделать так, чтобы в 2005-м или немного позже евроинтеграция не остановилась, а ЕЭП нас не проглотило. Следовательно, подготовленный текст был прочитан на ура, но оказался абсолютно ненужным — наступила веселая революция, и мы все дружно пошли на Майдан.
Оранжевые события открыли невероятные внешнеполитические возможности. Новая концепция места и целей Украины в Европе и мире основывалась на уверенности, что мы, преодолев самое тяжелое испытание, теперь быстро проведем глубинные реформы и пойдем европейским путем, подтягивая за собою в ЕС и соседние страны. Какие это были времена, какие идеи... Какие декларации, выступления, аплодисменты, переходившие в бурные овации... Сообщество демократического выбора, реформированный ГУАМ, план приднестровского урегулирования, планы, декларации, концепции, заявления, планы, планы...
Но внешнюю политику творят не буквы и даже не слова. Отсутствие реформ и все усугубляющаяся внутренняя неразбериха, полнейшее бессилие, наконец бесконтрольность и бестолковость медленно, но уверенно возобладали в нашей стране. Кого волнует, что именно говорит президент или премьер? Поверить слову или обещанию могут один раз, максимум — дважды, а потом воспитанные люди просто промолчат в ответ. Невоспитанные — высмеют. Друзья в десятый или сотый раз снова будут объяснять элементарные вещи. Враги просто воспользуются слабостью соперника.
Какую бы внешнеполитическую концепцию не готовили для руководства государства — ни одна из них не имеет смысла до тех пор, пока в стране неразбериха. Когда не проводится ни одна реформа, когда происходит системный распад внутренних механизмов обеспечения жизнедеятельности государства — любая внешнеполитическая инициатива остается пустоцветом. Когда ежегодно на дорогах от аварий гибнет людей больше, чем за всю историю украинского миротворчества, когда эти потери значительнее, чем все американские военные потери за последние 20 лет, кричать о региональном лидерстве или требовать каких-либо гарантий безопасности как минимум несерьезно. Любая внешнеполитическая концепция остается просто интеллектуальным упражнением, если не базируется на сильной исполнительной власти и политической воле к реформам, на четком осознании национального интереса и готовности руководства государства и правительства не опуская рук работать на его защиту с использованием всего инструментария государственной политики — внутри и за пределами страны. Если государство неспособно навести элементарный порядок на собственных автодорогах, если госструктуры занимаются мелким, а то и крупным рэкетом относительно своих же граждан, если распиливают все и вся — кого будет интересовать такой партнер, а тем более его внешнеполитические заявления? Ведь главное — способен ли он играть партию с гроссмейстерами на мировой шахматной доске, или же его место — с себе подобными на задворках?
Без эффективной системы государственного управления и прочной внутриполитической основы внешняя политика — всего лишь ключ от сломанной двери. Вроде и есть, но кому он нужен, если дверь можно просто толкнуть — и она упадет.
У предыдущего президента было как минимум два или даже три года кредита доверия, предоставленного украинскому народу за оранжевую революцию. Этот кредит помогал хоть как-то держаться на плаву в международных контактах. Путь от аплодисментов в Европарламенте до нежелания общаться был длинным. Слишком высокими оказались стартовые позиции. Но как там в «Маленьком принце»? Достаточно лентяю вовремя не выполоть всего три кустика зловредного сорняка — и остановить распад системы будет очень сложно, если вообще возможно...
Ныне у нас новый старт. Но у Виктора Януковича стартовые позиции значительно хуже, чем у кого-либо из предыдущих президентов. У него нет даже полугода. Вопрос стоит так: или быстро навести порядок в стране, подчинить себе всю вертикаль власти и заставить ее работать на радикальное реформирование, или уже через год стать тем, кем стал В.Ющенко в международных отношениях через пять лет своего президенства.
Таковые жестокие и несправедливые реалии нынешней Европы. Никто не даст Януковичу и трети кредитов, розданных Ющенко и Тимошенко. Политические элиты ЕС, США, РФ, других наших партнеров готовы к активному сотрудничеству с новым президентом — при условии, если он за очень короткий период покажет эффективный результат. И никого не интересует, что взял он страну в самый тяжелый момент за все восемнадцать с половиной лет ее независимости, что в наследство ему досталась разрушенная исполнительная власть, грабительские газовые контракты. Агрессивные нескрываемые намерения политиков отдельных соседних стран относительно Украины никого не беспокоят. Никто не заявляет протест румынскому лидеру, когда он — не хуже российского — берет на себя полномочия высказывать предложение перекроить карту современной Европы. Быстрые изменения геополитического ландшафта, жесткий прессинг с целью заставить дрейфовать в какую-либо, не обязательно выгодную нам, сторону — все это элементы внешнеполитического окружения в то время, когда В.Янукович становится у руля внешней политики.
Это намного более неблагоприятные условия не только по сравнению с благодатным 2005-м или спокойными 90-ми, но и худшими 2002—2003 годами. «Автомобиль», которым придется управлять Януковичу, не просто разбит и разболтан, оплеван и исписан бранными словами. У него украли двигатель, пробили колеса. И бензина почти не осталось. Сможет ли президент Янукович сдвинуть такую машину с места и далеко ли сможет доехать?
Внешняя политика у нас оторвана от внутренней. И до тех пор, пока все это не склеим — или конституционными изменениями, или единством политической команды на Банковой, Грушевского и Михайловской, — Украина не восстановит к себе доверие в мире. Достаточно было Тимошенко несколько раз не пустить дипломатов на встречи — и теперь понадобится не один месяц последовательных действий, чтобы убедить: они представляют всю страну, а не ее часть. А без этого никакие внешнеполитические концепции не помогут. За последние годы высшее руководство дало столько обещаний, не выполнив ни одного из них, что поверить новому руководству его зарубежным визави будет непросто. Им, по большому счету, безразлично, какая фамилия у президента Украины — Янукович, Тимошенко или Ющенко. Как говорил гранд европейской дипломатии К.Паттен, неважно, какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила. Вот и президент — лишь бы смог руководить собственной страной. Без этого ни должности, ни заявления, ни концепции не помогут.
Успешная внутренняя политика даст возможность перефокусировать деятельность за пределами страны на конкретные проекты. Хотя вызовов не избежать. Никто не сомневается, что новый руководитель государства восстановит нормальный диалог с Москвой. Но долгим ли будет медовый месяц? Какие кислинки подпортят его в ближайшее время и как при желании иметь хорошего партнера и желанного гостя не преступить черту, за которой начинается возведение дамбы в направлении Тузлы? Как выстроить системные дружелюбные отношения соседей, которые первыми приходят на помощь друг другу, — но исключительно как званые гости и надежные друзья?
Едва ли не первым испытанием станет вопрос газовых соглашений. Дальнейшее действие нынешних является самоубийством — и об этом откровенно говорят международные наблюдатели. Согласится ли Кремль пересмотреть их? Какой будет цена просмотра?
Не стоит исключать и того, что возникнет вопрос о статусе Южной Осетии и Абхазии. Признание их независимости — это не только капитуляция Украины, не только исключение себя из списка цивилизованных стран. Это прежде всего билет на поезд с конечной станцией СССР или Российская империя. Это, считай, переход под протекторат, который не может не привести к потере суверенитета. Даже сама постановка в диалоге с РФ этого вопроса является недопустимой. Наши российские соседи должны четко знать, что ответом будет публичное заявление об уважении к территориальной целостности стран региона.
С другой стороны, мы должны быть последовательными. Ситуация с Абхазией и Осетией была спровоцирована Косово. И нельзя возлагать вину только на РФ или грузинского лидера. Недальновидность, уверенность в собственной исключительности и правоте авторов косовской независимости стала одной из причин августовской кавказской войны, что привело к усилению угроз нашей безопасности. Мы не можем иметь двойную позицию в отношении к Грузии и Сербии. Ведь никто не знает, кто может быть третьим в этом списке. Такие вопросы должны рассматриваться только на общеевропейском уровне, например, ОБСЕ.
Не стоит бояться расхождений. Более того — только сила и убежденность в собственной правоте являются чертами, которые уважают, в том числе и в Кремле. Между тем следует избегать авантюрных идей и инициатив. Странно читать серьезных авторов, верящих, что в сегодняшнем мире бумажки с заверениями в безопасности (предъявляющиеся сегодня обществу как гарантии безопасности) могут стать надежными инструментами для нашей безопасности. Эти бумажки не будут читать даже в случае реальной угрозы для нас. Только полная и скорейшая интеграция Украины в ЕС или как минимум — в экономическое пространство ЕС может стать хоть какой-то реальной гарантией безопасности.
Даже членство в НАТО не гарантирует, что в случае нападения на Украину ее партнеры поднимут в воздух свои истребители и отправят их отбивать вражескую атаку на нашу страну. Возможно, нам помогут морально — смелыми заявлениями. Только интеграция с соседями в экономический союз создаст реальную мотивацию для взаимной поддержки и взаимопомощи. Евроинтеграция сегодня для Украины является консенсусным выбором. И не потому, что кому-то очень нравится Брюссель или не нравятся другие столицы. Это объективная реальность. Мы станем частью этого рынка и этого пространства. Рано или поздно, той или иной ценой. В конце концов и России этого не избежать, вопрос только — когда и как. Глобальные процессы необратимы, и если их не остановит какой-нибудь глобальный катаклизм — это единственный путь.
Другая сторона медали: нам не готовы сегодня открыть дорогу к членству, предлагая различные заменители — от Восточного партнерства до почетного статуса лучшего ученика в классе для двоечников. Президент должен их твердо отвергнуть. Мы знаем, чего хотим: перспектива членства сегодня, безвизовый режим завтра, начало переговоров о вступлении тогда, когда выполним все взятые нами внутренние обязательства — от тех, которые закреплены за нами членством в Европейском энергетическом сообществе, до тех, которые выписаны в соглашении об ассоциации. А главное — настроить государственную машину на еэсовский ритм и максимально использовать то, что уже имеем.
Прогресс в продвижении к ЕС может стать консолидирующей идеей. Достаточно даже добиться безвизового режима, и восприятие украинцами себя как единой нации будет поднято на новый качественный уровень. А остальные реформы на пути к ЕС повернут и Восток, и Запад страны в одном направлении. Именно таким образом новый президент сделает очень важный шаг для объединения Украины. А этого уже больше чем достаточно для одного президента.