Неожиданный вояж белорусского президента Александра Лукашенко вначале в Москву и Сочи, где он встречался с Виктором Черномырдиным и Борисом Ельциным, а затем и в Киев, где прошли переговоры с Леонидом Кучмой, оказался одним из самых сенсационных путешествий за все время после Беловежской пущи. Впервые глава независимого государства — пускай негласно, тайно, по слухам, неподтвержденно — но выступил за ликвидацию его самостоятельности, и не просто пытается стереть с карты собственную страну, но и хочет помочь стереться соседям. Впервые Москва в попытках воссоздать утраченную только несколько лет назад империю действует не сама, но с помощью руководителя одной из самых традиционно невлиятельных республик бывшего Союза, к тому же пользующегося явным непониманием среди коллег-президентов: бывшему главе разваливающегося колхоза неловко среди настоящих членов Политбюро... Когда Нурсултан Назарбаев, один из наиболее сильных президентов на постсоветском пространстве, имеющий к тому же неплохие региональные возможности, выступил с идеей нового конфедеративного объединения вместо СНГ, Москва восприняла это предложение с плохо скрываемым раздражением, а в специальном докладе российской Службы внешней разведки даже появился тезис, согласно которому интеграционные инициативы, если они исходят не из Москвы, опасны для России. Теперь Лукашенко не только выслушали, но и согласились с его визитом в Киев, то есть предоставили без всякого раздражения возможность действовать самостоятельно. Что же происходит?
Вероятно, мы продолжаем присутствовать при «проверке рынка» — причем планомерной, многоходовой и достаточно изощренной, но изощренной по-московски — со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мне уже приходилось писать и об инициативе Бориса Ельцина о создании военного союза бывших советских республик — этакого «анти-НАТО», и о указе российского президента, структурализующего экономические отношения со странами СНГ, и о инициативе по возрождению СЭВ. Теперь вот в качестве то ли инициатора, то ли посредника в новой интеграции появляется белорусский президент. Вероятно, планы Александра Лукашенко и московских руководителей просто совпали. Для белорусского президента очередная популистская кампания — теперь уже по объединению с Россией — просто необходима, так как без кампаний этот политик не может и не хочет существовать. Белоруссия остается республикой, в которой реформы не могут даже сравниться с украинскими наступлениями, отступлениями и коррекциями. В Киеве хотя бы понимают, что от рынка никуда не уйти. В Минске стараются уйти от цивилизованной экономики всеми силами, не замечая, как почва уходит из-под ног — вначале старой номенклатуры потерпевшего закономерное фиаско экс-премьера Вячеслава Кебича, а теперь уже и сплотившихся вокруг «батьки-президента» нуворишей низшего звена власти. Именно поэтому политическая линия Лукашенко противоречит общепринятой логике: он никогда не присоединит, мол, свою страну к России, потому что гораздо приятнее быть президентом, чем губернатором.
Но если человек не способен быть президентом, а может, по крайней мере так ему кажется, лишь губернатором и начинает понимать, что уже через короткое время ему не быть ни тем, ни другим, то остается только ликвидировать собственную страну и выступить в роли всеобщего объединителя. Белоруссия не исчезает с политической карты мира не потому, что этого не хочет ее президент, что народ на очередном референдуме отстоит независимость своей родины, нет, совсем по другой причине — России нужен в данном случае протекторат, а не клочок экономически нерентабельной территории. Телодвижения Лукашенко весьма выгодны российской политической элите перед выборами, и все же она будет опасаться слишком уж активных телодвижений (недаром по возвращении в Минск Лукашенко сказал, что объединительный процесс откладывается месяца на два-три. Это к президентским выборам в России, что ли?). Однако Россия согласится взять Белоруссию только в пакете.
В пакете с Украиной. Хотя и эта страна не нужна России в качестве части территории, но здесь уже действуют иррациональные мотивы. В Москве нет политических сил, которые хотели бы, чтобы не было Белоруссии — здесь эту страну пока что просто не воспринимают всерьез, но зато весьма много политиков и политических сил, которым хотелось бы, чтобы не было Украины, и иногда кажется, что ради этого могут быть принесены любые жертвы. Собственно, одна, самая главная, уже принесена: вместо Советского Союза появилось СНГ...
В Киеве планы белорусского президента выглядят гораздо более утопичными, чем в Москве. То, что для Лукашенко — выживание, для Ельцина — политические маневры, для Кучмы, как и для любого другого украинского лидера, — новые потрясения и политическое небытие. Потому-то любые идеи обновленного Союза, Славянского Союза и проч. будут неизменно учитывать Киев и неизменно блокироваться в Киеве. В этом состоит подлинная динамика интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Иной вопрос — понимал ли это президент Лукашенко, когда приезжал в украинскую столицу с такими нелепыми по нашему и такими актуальными, по его собственному мнению, инициативами? Не будем считать, что имеем дело с утонченным игроком, какое там! К счастью — не понимал, а то бы разработал более хитроумный план, чем какие-то федеративные отношения с Россией и конфедеративные — с Украиной. (Когда начнет действовать уже сама Москва, нам продемонстрируют более осторожную и более опасную работу). Человек весьма ограниченного кругозора, побывавший впервые за границей (и где — в КНР!) уже в пору депутатства, а Санкт-Петербург, например, посетивший в первый раз, уже будучи президентом Беларуси, Лукашенко продолжает жить в собственном мире, где и Минск — большой город, а Москва — так вообще Вселенная и при таких пространствах Вашингтон или Бонн не углядишь, это просто «капиталисты». Не случайно в белорусской делегации не было ни одного дипломата, а премьер-министр Михаил Чигирь не знал, чем занимается его президент в Киеве и Сочи. Эта естественная боязнь профессионала, серьезного слова, реальной оценки характерна для людей, боящихся, что их мир может быть разрушен чьим-то неосторожным вскриком, что обязательно раздастся «а король-то голый», если безупречный монарх или, того хуже, батька, предстанет перед неблагодарной толпой, и в ней окажется некто в очках.
Словом, это была еще не опасность, а — репетиция опасности. Белоруссия не может выступать в роли державы-объединительницы, в таком варианте имперские мотивы уже начинают выглядеть как фарс. Конечно, спектакль из царской жизни можно поставить и на сцене колхозного дома культуры — а все же декорации будут не те. Другое дело, стоит подумать о том, что последует за лукашенковскими инициативами уже со стороны России. Зачем Борису Ельцину нужно было почти открыто оскорблять Леонида Кучму, отправив к нему белорусского президента в качестве посредника на пресловутых переговорах по Черноморскому флоту? Насколько России выгодно сейчас провоцировать украинское руководство и какие цели она преследует этим своим пренебрежением — этой интеграцией, о которой самим говорить не хочется, пусть говорит Александр Григорьевич, и о флоте он...
Что это — «артподготовка» перед холодной зимой, когда Украине так или иначе придется идти на значительные политические уступки ради экономических поблажек (во всяком случае, этого могут ждать в Москве), или нечто большее — сознательное сужение сферы влияния, попытка посмотреть на Украину уже не как на «стратегического партнера», а как на большую страну Балтии, которая не будет искренне дружественной и с которой так и нужно разговаривать. Или Москва, как и перед последними президентскими выборами, решила поучаствовать в дестабилизации и смене власти, привычно надеясь, что следующий президент будет покладистее, чем предыдущий (вспоминаете: «когда вы были там заместителем, вы лучше нас понимали». Это ведь не упрек, а приговор)? Словом, приезд белорусского президента позволяет на многое посмотреть по-новому. И встревожиться.