СОВЕТ ЕВРОПЫ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: ЕДИНСТВО И БОРЬБА СОЮЗНИКОВ

Поделиться
Не то чтобы европейская архитектура трещала по швам. Совсем нет. Тем не менее, ей становится тесновато в рамках привычной конфигурации, все отчетливее чувствуется «тектоническое напряжение» в ее основании...
Генсек СЕ Вальтер Швиммер с украинскими трофеями

Не то чтобы европейская архитектура трещала по швам. Совсем нет. Тем не менее, ей становится тесновато в рамках привычной конфигурации, все отчетливее чувствуется «тектоническое напряжение» в ее основании. Того и гляди, без глубоких трещин между различными ее институциями вскоре не обойдется. Спасает то, что при разрешении споров и улаживании конфликтов интересов тут не склонны прибегать к радикальным мерам. Привыкли чтить закон и пользоваться чиновничьей логикой. Поэтому военные действия если и разворачиваются, то только на бумаге, когда в качестве тяжелых гаубиц используются увесистые документы: то ли конвенты, то ли решения специальных саммитов...

Естественно до поры до времени все это происходит без особой огласки на высочайшем уровне международной дипломатии, так что постороннему человеку не то что не разобраться в хитросплетениях интересов, но даже не заметить, что элементы противостояния вообще существуют. На последней сессии ПАСЕ тоже лишь по довольно частым намекам выступающих да еще в кулуарных беседах с депутатами можно было понять, что проблема будущего для Совета Европы действительно существует. Ее решение во многом зависит от того, как будут вновь перераспределены сферы влияния в Европе в первую очередь между СЕ и Европейским Союзом. Понятно, что опорой для СЕ в решении щепетильного вопроса станут отнюдь не страны ЕС-15, а молодые члены большей семьи СЕ-44. Совсем не случайно генеральный секретарь СЕ Вальтер Швиммер последнее время то и дело подчеркивает: «Украине нужен Совет Европы, но и Совету Европы нужна Украина». Интересно, зачем?..

СЕ и ЕС: зеркальные родственники и конкуренты

Диву даешься, насколько тесно переплелись интересы и задачи на первый взгляд различных структур единой Европы. Достаточно уже беглого взгляда на тенденции развития Совета Европы и Европейского Союза, чтобы заметить элементы дублирования или даже конкуренции в их деятельности. Так, в Страсбурге соседствуют Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) и Европарламент ЕС. Территориальная близость даже позволяет Европарламенту то и дело вытеснять пресс-службу СЕ из насиженных кабинетов. Рядом расположен и Страсбургский суд по правам человека, он, как известно, входит в структуру СЕ. Аналогичная судебная институция, но уже под патронатом ЕС, действует в Люксембурге. Правда, первый суд чтит Европейскую Конвенцию по правам человека, принятую СЕ, второй — Хартию фундаментальных прав человека, выпестованную в ЕС. Опять же трудно обнаружить существенное различие между флагами СЕ и ЕС.

Постепенно стираются грани и в направлениях деятельности этих двух именитых европейских организаций. Так, ЕС больше не хочет ограничивать себя экономикой, а деятельность СЕ уже не умещается только в правовой и гуманитарной сфере. Как раз на последней сессии ПАСЕ был заслушан и активно обсуждался вопрос новой экономики в Европе. И, наверное, совсем не случайно ему в тот же день должно было предшествовать выступление докладчика из Нидерландов Рене ван дер Линдена на животрепещущую для парламентариев тему «Дальнейшая кооперация между европейскими институтами». Однако доклад этот так и не прозвучал, хотя достоверно известно, что он был подготовлен и даже заслушан на бюро парламентской ассамблеи. Почему столь важная на сегодня тема для самого Совета Европы, да еще заблаговременно включенная в повестку дня, вдруг выпадает из регламента работы сессии? Это, действительно, вопрос.

Скорее всего, сказалась ответственность, связанная с этим документом. И духу на его озвучивание, похоже, не хватило. Ведь он, как отметили ознакомившиеся с ним депутаты, был довольно откровенным и конкретным. В докладе без особого мудрствования было показано, кто именно (ЕС и ОБСЕ) и каким образом перебирает на себя функции «совести Европы в области прав человека, свобод и демократии». Высказывалась критика по отношению к самому СЕ, который вместо того, чтобы просто указывать на неподобающие действия других европейских институций, должен улучшать свою работу. Осуждалась практика дублирования функций и конкуренция в работе различных организаций. Отметались даже намеки на ограничение деятельности СЕ лишь функциями «комнаты ожидания» в ЕС». А чтобы этого не допустить, предлагалось сотрудничество между организациями единой Европы сфокусировать в области специальных проектов, в которых нуждаются страны — члены этих организаций. Кроме того, ПАСЕ получил совет поддержать инициативу проведения в 2003 году третьего саммита глав стран и правительств.

Что раньше — саммит или конвент?

При всем при этом не стоит забывать, что СЕ и ЕС отнюдь не независимые друг от друга структуры. Примем во внимание хотя бы то, что среди 44 флагов, развевающихся перед входом в здание СЕ, более трети представляют страны — члены ЕС. Опять-таки не секрет, что преимущественно на плечах последних (хотя нюансы тут тоже имеются) в силу их экономических возможностей лежит финансирование Совета Европы. В то же время стоит отдавать себе отчет в том, что все свои вопросы страны старой Европы в состоянии решать в рамках Европейского Союза, возможности которого зиждутся на бюджете, который по величине не сравнить с бюджетом Совета Европы. Более того, им не очень-то хочется выносить сор (а у них он тоже имеется) из избы, представляя свои проблемы на суд СЕ. Кому же охота, чтобы на членов «закрытого клуба 15-ти» и их решения вдруг влияли резолюции перманентно расширяющегося Совета Европы. Тем более что к принятию этих резолюций имеют отношение и новые члены европейской семьи, которые сами-то по уши в проблемах. Вот и назревает в недрах ЕС идея создания специального конвента, способного определить долгосрочную стратегию союза, которая в идеале уже больше не должна подвергаться посягательству извне. Если идея будет реализована, это фактически ограничит возможности и влиятельность Совета Европы.

Однако СЕ, невзирая на свой преклонный возраст, надеется перехватить инициативу и тоже спешит с формализацией своей дальнейшей политики. Уже ведутся переговоры по поводу проведения специального саммита Совета Европы. И не стоит удивляться, что местом проведения такого саммита предлагается Москва (как противовес ЕС) и даже Киев. Ведь понятно, вряд ли страны ЕС, являющиеся одновременно членами СЕ, одобряют инициативу проведения такого саммита. По той же причине не будут приветствовать инициативу и те страны Восточной Европы, которые стоят на пороге Европейского Союза.

Поддержкой для Совета Европы в конкуренции с Европейским Союзом стала та часть стран-членов, за счет которой он последнее время расширился. А как иначе, ведь львиную долю работы, сил, времени, средств эта старая европейская организация направляет именно на них. Такие вопросы, как «защита меньшинств в Бельгии», в настоящее время — большая редкость для ПАСЕ. С другой стороны, страны-новички оправдывают существование самой организации — не было бы их, откуда тогда работа. А так ПАСЕ, наоборот, вправе требовать (что и было сделано на апрельской сессии) от Комитета Министров СЕ увеличения бюджета до 200 млн. евро.

Рано жечь мосты в Европу

Украина принадлежит к новой генерации в СЕ. Она действительно важна для Совета Европы. И не только потому, что генеральный секретарь СЕ Вальтер Швиммер получил от украинской делегации премию «Прометей-престиж» и стал «Человеком года-2001». Украина представляет собой для СЕ почти идеальный «полигон» для реализации его правовых и гуманитарных инициатив. Иначе стала бы ПАСЕ закрывать глаза на наши «достижения»: взяли на себя обязательства сроком на три года и вот уже седьмой год продолжаем выполнять. И при этом еще и отмечает заметный прогресс, как это, к примеру, было зафиксировано в апрельском докладе Дороса Христодоулидеса, руководителя комиссии наблюдателей СЕ за выборами в нашей стране.

Для Украины же СЕ является своеобразным мостом, который ведет ее в Евросоюз. Чтобы дорасти до уровня стран Евросоюза, ей просто необходимо пройти школу в Совете Европы. Поэтому она заинтересована (по крайней мере на данном этапе) в укреплении позиций СЕ в его конкурентном состязании с ЕС. Киеву хотелось бы, чтобы старый мост устоял и Совет Европы не оказался на галерке политической арены. Стало быть, нужно совместно искать возможности для укрепления этого моста…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме