Подавляющее большинство экспертов, анализируя подготовку стран бывшего Варшавского договора и бывших республик СССР к вступлению в НАТО, во главу угла ставили аспекты, связанные с реформированием вооруженных сил, демократизацией общества, реформированием экономики, выполнением программы «Партнерство ради мира» и подготовкой общественности к вступлению в НАТО. При этом упускалась очень важная составляющая, вернее, два обстоятельства, которые существенно влияли на вопрос принятия этих стран в члены альянса. Во-первых, это решение вопросов, которые гарантируют со стороны стран НАТО полное доверие к новым членам блока. Получение такого «ключа» предусматривает принятие аспирантом в том или ином виде закона о люстрации и коренное реформирование служб безопасности с учетом такого закона.
Например, Эстония свой «ключ» начала готовить незамедлительно еще в 1991 году, ликвидировав структуры КГБ на своей территории. Однако для Эстонии это было недостаточной гарантией своей «чистоты» перед НАТО. 16 января 2001 года эстонский парламент постановил создать комиссию для расследования обстоятельств роспуска вышеупомянутых структур в Эстонии. Комиссия получила мандат сроком на один год, чтобы «объективно и непредвзято взвесить все фактические и юридические обстоятельства», при которых в 1991 г. КГБ был ликвидирован. Основным предметом разбирательства должны стать подозрения о подписании в 91-м году между Москвой и тогдашним переходным правительством Эстонии секретного соглашения, связанного с ликвидацией структур КГБ в Эстонии.
Бывшие сотрудники КГБ Эстонии частично эмигрировали из страны в 1991 году, другие попали под закон о люстрации, а некоторые и сейчас работают в органах разведки и контрразведки Эстонии. В Латвии и Литве также были приняты законы о люстрации, и борьба против «наследия КГБ» в этих республиках велась со своими особенностями. «Независимая газета» № 13 (2323) от 26 января 2001 г. утверждает, что одним из первых шагов на пути вступления в НАТО для Чехии, Польши и Венгрии были секретные договоренности, а затем и официальные соглашения с альянсом по взаимодействию спецслужб.
Вхождение Польши, Венгрии и Чехии в НАТО, а в мае 2004 года — стран Балтии, Словакии и Румынии естественно перенацеливает вектор их деятельности против стран, которые членами НАТО не являются, т.е. России, Беларуси, Китая и других. Секретные архивы спецслужб использовались ранее и продолжают «участвовать» в «разборках» в борьбе за власть. В странах — новых членах альянса был проведен целый ряд судебных процессов. В качестве примеров можно назвать суд, состоявшийся в конце апреля 2002 года в Словакии над бывшим заместителем министра внутренних дел, отвечавшим за службу государственной безопасности Чехословакии, а также суд над Алоисом Гребеничеком, Людвиком Главачкой и Владимиром Завадилеком в июле 1999 года — бывшими коммунистами и сотрудниками СТБ (чехословацкий вариант КГБ) и т.д. В Чехословакии, а потом в Чехии (1991,1992 гг.) очень серьезно подошли к реализации закона о люстрации и вопросам допуска граждан к мероприятиям, касающимся сотрудничества с членами НАТО. В Чехии, например, сначала для военнослужащих, а потом и для всех граждан спецслужбами были введены три категории – А, В, С, которые свидетельствовали о степени доверия, «благонадежности» на предмет сотрудничества с бывшими структурами КГБ. Для работы (учебы) за границей и на должностях определенного уровня внутри страны необходимо было получение документа, подтверждающего возможность «высокой степени доверия» к данному лицу. Это влияло на допуск их к работе, предусматривающей некоторые ограничения (в государственных интересах), и на получение определенных должностей, в первую очередь в государственном аппарате и вооруженных силах.
Томас Шайн, научный сотрудник корпорации «Рэнд», специалист в области европейской безопасности, проблем НАТО и его расширения, в своем выступлении на Радио «Свобода» в марте 1999 года отметил, что методы обеспечения безопасности, которые раньше применялись в Чехии, Польше и Венгрии, отличались от применяемых в рамках НАТО, поэтому этим странам пришлось изменить всю систему предоставления доступа к секретным материалам и обращения с информацией. Это тоже одна из проблем, с которой столкнулись все три государства.
Секрет относительно быстрого приема новых членов НАТО лежит на поверхности, и его логика проста. Она базируется на простой житейской мудрости, состоящей в том, что любой успешный союз или коллектив всегда формируется из членов, которые «беззаветно преданы» и «полностью» открыты для создающейся формации. Если претендент в члены союза или формируемого коллектива имеет массу достоинств, но вызывает сомнения в «благонадежности», то такой претендент особенно опасен для союза и угрожает его дееспособности. Вот почему часто «слабые», но «преданные» претенденты имеют значительно больше шансов на вступление в НАТО, чем более сильные, но характеризующиеся как «сами себе на уме».