Кассетный скандал в Украине стал отличным поводом для раскручивания нового витка борьбы за Украину между Россией и США. И надо сказать, Москва, военный потенциал и политическое влияние которой неуклонно ослабевали с каждым годом, сумела использовать свой шанс уже не для превентивной, а даже очень активной дипломатии.
Во время последнего украинско-российского саммита в Днепропетровске едва ли не впервые Москва не выдвигала никаких политических условий, а выдержку проявил не только российский президент Владимир Путин, но даже столичный мэр Юрий Лужков, обычно призывающий возвратить Севастополь, а ныне говоривший лишь о строительстве моста через Керченский пролив.
И несмотря на то, что полтора десятка подписанных в Днепропетровске украинско-российских документов не принесли сенсаций и, на первый взгляд, мало связаны с большой политикой, на Западе встреча двух лидеров вызвала бурю эмоций. И даже не важно, станут ли эти документы руководством к действию для исполнителей. Большой политикой неожиданно стали сам факт, место и время встречи президентов, свидетельствовавшие о значительных изменениях во внешней политике Киева. И не только потому, что Путин оказался первым лидером, посетившим Киев после того, как Украину начало сотрясать в лихорадке внутреннего кризиса. Оба президента нуждались в такой встрече, правда, оба преследовали совершенно разные цели: Владимир Путин решал проблему возрождения великой державы, что без прозападной независимой Украины невозможно, Леонид Кучма занят проблемой удержания власти и коррекции в глазах Запада своего подпорченного кассетным скандалом собственного имиджа.
Президент Кучма и Украина
Безусловно, встреча пошла на пользу обоим президентам. Трудно не согласиться с западными обозревателями относительно того, что и Л.Кучма, и В.Путин вышли после саммита политически окрепшими. Украинский лидер «продемонстрировал», что «ничего в стране не произошло» и что он, как и раньше, способен решать экономические проблемы с северным соседом. Правда, независимо от ободряющих заявлений российского президента, общий фон испортили несколько существенных деталей. Например, бегство в Лондон Валерия Ивасюка и замораживание ранее запланированных экономических проектов несколькими транснациональными компаниями. Да и решение МВФ не в пользу Украины как-то уже больше связывается с именем главы державы. Но в целом приезд Путина для Леонида Даниловича был плодоносным. Создание транзитного «электрического» коридора и заметное расширение оборонных связей на фоне уверенных политических гарантий Кремля оказались весьма кстати для ослабевающих узд правления нынешней киевской власти. Немногословное осуждение западными партнерами происходящего в Украине подтолкнуло ее к более тесному сотрудничеству с Россией, оказавшейся в данной ситуации более чем прагматичной.
Для российского лидера главным успехом можно считать беспокойство Запада. Украинская карта оказалась разыгранной, и разыгранной очень искусно. Абстрагировавшись от внутренних украинских проблем, Путин недвусмысленно дал понять, что Россия в Украине заинтересована. Правда, некоторые наблюдатели считают, что Владимир Владимирович в этой ситуации действовал достаточно рискованно, ибо демонстративное нежелание премьера Виктора Ющенко участвовать в «гонгадзегейте», так же, как и его недвусмысленное отсутствие на саммите, говорит о многом.
Конечно, Путину хотелось большего. Например, чтобы Киев устами Кучмы заявил об участии в производстве новых межконтинентальных баллистических ракет. Эта тема не случайно «зондировалась» перед саммитом российскими СМИ. На самом деле в производстве новых ракет «Тополь-М» Россия рассчитывает исключительно на себя, а затягивание Украины в противоракетный спор должно было стать жестким ответом Вашингтону на решение создать национальную ПРО.
К слову, серьезного разговора об участии Украины в ракетной кооперации ожидали украинские военные промышленники. Так, накануне визита российского лидера замминистра обороны Украины по вооружению генерал-полковник Александр Стеценко отметил, что технические возможности у Украины производить такое оружие есть. Сказал свое слово и гендиректор «Южмаша» Юрий Алексеев, отметив, что «теоретически восстановление производства стратегических ракет в Днепропетровске возможно, но потребует непомерно больших средств и очень длительного времени». В интервью местному телеканалу он признался, что во время обсуждения в Госдуме России вопроса о Договоре ОСВ-2 на «Южмаш» поступил запрос относительно возможности возобновления производства боевых ракет.
Между тем, оборонная сфера в украинско-российском сотрудничестве остается наиболее значимой частью, поскольку именно она отражает розыгрыш украинской карты. Не секрет, что Киев еще задолго до приезда В.Путина занял пророссийскую позицию в противоракетном споре Москвы и Вашингтона. Именно Договор ПРО стал краеугольным камнем современных российско-американских отношений. Оказавшись вместе с Беларусью и Казахстаном в числе официальных преемников Договора ПРО, Украина вынуждена была официально принять чью-то сторону. Долгое время Киев сохранял нейтралитет и при голосовании в ООН за недопустимость изменений Договора ПРО воздерживался даже тогда, когда 54 государства говорили «за». Однако сделанный еще в прошлом году политический крен в сторону Москвы сделал свое дело. Сначала Днепропетровск поставил комплектующие для станции предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в Барановичах (на территории Республики Беларусь), которая уже в прошлом году начала работать в интересах Москвы. В конце прошлого года Киев осторожно, но твердо проголосовал в ООН за сохранение базового Договора 1972 г. Наконец, уже в начале 2001 г. украинский парламент проголосовал за использование СПРН в интересах России, несмотря на то, что последняя задолжала за эксплуатацию станций около 6 млн. долл. В Украине есть еще объект «Чернобыль-2», о пользе которого в звездных войнах может вспомнить Москва. Для Москвы новая позиция Киева - приобретение, безусловно, весьма важное. Хотя Украина могла бы подзаработать на безопасности России, официальный Киев пока на эту тему помалкивает.
Весьма интересны и отношения двух партнеров в области космоса. Если в «Морском старте» Киев и Москва выступают одной командой и совместно модернизируют МБР SS-18 в коммерческий ракетоноситель «Днепр», то в остальных проектах два государства - конкуренты. Так, ГКНПЦ им. Хруничева, который давно уже стал фаворитом российского лидера, создал ракетно-космический комплекс «Рокот», который будет запускаться с космодрома Плесецк. Центр им. Хруничева создал и новый ракетоноситель семейства «Ангара», первый пуск которого может состояться уже в начале 2002 г. Ракетоносители этого типа способны стартовать с российского космодрома Плесецк и будут работать не на высокотоксичном топливе, а на экологически чистом - на керосине и кислороде. Даже невооруженным глазом видно, что российская «Ангара» предназначена для вытеснения украинского «Зенита». Подтверждением этого служит и тот факт, что сооружаемый на российском космодроме Плесецк стартовый комплекс под «Зенит» будет переоборудован для запуска перспективных российских ракет семейства «Ангара» - соответствующее распоряжение правительства РФ утверждено еще 1 февраля 2000 г.
Что касается спутника Сич-М1 (о совместной эксплуатации которого договорились лидеры Украины и России), то, как утверждают в НКАУ, он является космическим аппаратом двойного назначения, а его совместная эксплуатация будет означать, что Украина работает на российское оборонное ведомство (учитывая заявление украинских генералов о том, что нам разведывательные спутники не нужны). Скорее всего, также не стоит обольщаться по поводу того, что оплата за такие услуги будет адекватной.
Не меньше вопросов вызывает и совместная промышленная политика. Подход по-российски заключается во внедрении в жизнь лозунга «Делаем вместе, продаем мы». Белорусские предприятия, участвующие в цикле производства комплексов ПВО, так и не дождались разрешения самостоятельно реализовывать совместную продукцию. По словам секретаря Совета безопасности РФ Сергея Иванова, «украинский интерес заключается дополнительно в том, что мы будем помогать Украине в продвижении ее продукции на рынки третьих стран, в том числе и на еврорынки». Формально Москва продемонстрировала возможность такой политики, когда осенью прошлого года и в начале февраля текущего вместе с Киевом выступила соответственно на китайском и индийском авиационных рынках. С оговоркой, что речь шла о самолетах семейства «Ан», разработанных в Киеве. Однако в той же Индии при подписании соглашения о разработках нового индийского самолета Украину не упомянули как участника проекта.
И «материнские объятия» российской промышленности не так однозначны. Если украинские военные уже более двух лет надеются на закупки по приемлемым ценам комплектующих для устаревающих комплексов противовоздушной обороны, то, по свидетельству генерала А.Стеценко, с появлением «Рособоронэкспорта» на месте «Росвооружения» и «Промэкспорта» дело никак не продвигается. Не решил этой проблемы и Днепропетровск, равно как и проблемы модернизации украинских боевых самолетов, где Киеву не обойтись без российских КБ-разработчиков.
Серьезную озабоченность экспертов вызывает и появление возможностей для российского капитала поймать легкую добычу в лабиринтах украинской приватизационной кухни. Российские инвесторы уже выкупили значительную часть украинской металлургии и нефтеперерабатывающих заводов, а на очереди, скорее всего, некоторые космические предприятия НКАУ, предприятия оборонки и по производству труб.
Вышло ли Украинское государство из Днепропетровского саммита таким же окрепшим, как его лидер?
На арене уже империя?
О том, что визит Путина принес Москве хорошие политические дивиденды, свидетельствуют как амбициозные действия кремлевских руководителей, так и лихорадочные акции западных лидеров. Буквально спустя день после саммита секретарь российского Совбеза Сергей Иванов заявил, что НАТО не должно определять «всю европейскую безопасность». НАТО не должно стать «единственной основой обеспечения всей европейской безопасности», считает российский политик. Серьезная заявка Москвы на новую роль была дополнена несколькими дипломатическими шагами, где украинско-российская встреча стала лишь одной из нескольких, хоть и наверняка наиболее важной.
Так, незадолго до визита в Днепропетровск удачно для Москвы прошел вояж в российскую столицу министра обороны Франции Алана Ричарда. По мнению аналитиков Stratfor, углубление стратегических связей, и в том числе в области обороны и военно-технического сотрудничества, между Москвой и Парижем отнюдь не на руку Вашингтону. Речь даже не в балансе сил в регионе, чего удалось добиться Путину, а о более глобальных изменениях. Уже на этой неделе посетивший Москву глава немецкого военного ведомства Рудольф Шарпинг заметил, что не будет посредником между Россией и США в вопросах ПРО. Напомним, что предыдущая позиция Берлина по отношению к национальной ПРО США была отнюдь не положительная.
О том, что воспользуется запланированным на следующую неделю визитом в Москву для уточнения деталей сделанного Россией предложения в области противоракетной обороны как альтернативы американской программе «звездных войн», заявил в минувший вторник даже генсекретарь НАТО Джордж Робертсон. Пророссийскую позицию заняла и Швеция, ныне председательствующая в ЕС. Ее министр иностранных дел Анна Линд призвала не пересматривать базовый договор от 1972 г. А еще на стороне Москвы выступила Варшава. Хотя последняя, скорее всего, сделала это в связи с откровениями американской прессы по поводу размещения российского ядерного оружия в Калининградской области. Так или иначе, Россия заставила Европу считаться с собой.
И не только. Дж.Буш внезапно начал призывать западных союзников изменить свое отношение к американским намерениям по ПРО. К слову, реакцию Госдепартамента США по поводу неудовлетворительного расследования в Украине «дела Гонгадзе» немало экспертов связывают с украинско-российским саммитом в Днепропетровске. Несмотря на то, что посол США в Киеве Карлос Паскуаль, выступая на одном из радиоканалов, прокомментировал в четверг этот выпад очень осторожно.
А специальный представитель Пентагона Джеффери Старр, посетивший на этой неделе Киев, намекнул, что США поддерживают пока еще неформальное объединение ГУУАМ, а в случае, если последнее определится с общими интересами в сфере обороны, готовы оказать конкретную помощь. Практически на глазах Вашингтона ГУУАМ начал трещать по швам после натиска России. Можно утверждать, что Молдова и Узбекистан уже на грани выпадания из обоймы, и, если США ничего не предпримут, эта организация может оказаться мертворожденным ребенком.
События последней недели практически полностью подтверждают доклад директора ЦРУ американским сенаторам, который он сделал неделей ранее. Суть выводов главного американского разведчика сводится к тому, что Россия ради возобновления статуса сверхдержавы широким фронтом наступает на государства бывшего СССР, опутывая их своим влиянием. Скорее всего, место Украины среди названных ЦРУ государств далеко не последнее.