Россия ставит на учет

Поделиться
Украинцы, которые сегодня собираются в Россию на недельку и больше, должны быть готовы к тому, что они могут запросто стать жертвой правовых коллизий, связанных с новым миграционным законодательством этой страны...

Украинцы, которые сегодня собираются в Россию на недельку и больше, должны быть готовы к тому, что они могут запросто стать жертвой правовых коллизий, связанных с новым миграционным законодательством этой страны. Так, когда 30 октября 2004 года, в разгар президентской предвыборной кампании, был подписан украинско-российский межправительственный протокол, украинские граждане получили льготную возможность находиться в России до 90 дней без регистрации. Но летом прошлого года тамошние власти приняли закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в соответствии с которым с 15 января 2007 года все без исключения иностранцы по истечении трех рабочих дней со дня прибытия в Россию должны встать на миграционный учет. Эти новшества не относятся лишь к белорусам: создавая с Минском Союзное государство, Москва уже не считает белорусских граждан иностранцами. Но относительно украинцев до последнего времени от официальных органов власти России нельзя было получить четкого и однозначного ответа на вопрос: относятся ли новые миграционные правила и к гражданам Украины или те и далее могут пользоваться преференциями, полученными осенью 2004-го. До недавнего времени российский МИД говорил одно, а Федеральная миграционная служба РФ — другое…

Что касается самих федеральных законов, то для читателей «ЗН» мы вкратце поясним нововведения, напрямую касающиеся граждан стран, с которыми Россия имеет как безвизовый, так и визовый режим. (Сразу отметим: для пересечения российской границы украинцам необходимо иметь только паспорт — заграничный или внутренний. И заодно спешим успокоить: несмотря на заявления ряда СМИ, на границе Украины и России не надо предъявлять российским пограничникам никаких медицинских справок, удостоверяющих отсутствие у вас пристрастия к наркотикам и положительной реакции на ВИЧ.)

Итак, закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» фактически отменяет регистрацию. Теперь вместо нее — миграционный учет. С 15 января любой иностранец, заполнив при пересечении российской границы миграционную карту, по «истечении трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания» должен стать на миграционный учет. При этом оповещает местное территориальное подразделение российской Федеральной миграционной службы (ФМС РФ) человек (или юридическое лицо), пригласивший негражданина России. Несоблюдение этой процедуры грозит нарушителям серьезными штрафами.

Российские чиновники поясняют, что технически это будет выглядеть следующим образом: если турист останавливается в отеле, то ставить его на миграционный учет будет администрация. Если же иностранного гражданина пригласил работодатель – постановкой на учет он и занимается. Если иностранца пригласил его российских друг, то это уж забота гражданина России.

Представители российских властей говорят, что процедура постановки на учет имеет уведомительный характер и не дает властям права на отказ. Любопытно, что приглашающий (или, в крайнем случае, сам приезжий) может воспользоваться услугами почты, заполнив специальный бланк. Отрывной талон этого бланка, проштампованный на почте, и будет документом, подтверждающим законность пребывания иностранного гражданина на территории России до 90 дней. Такая «почтовая» регистрация обойдется в 118 рублей. Впрочем, в российских СМИ можно встретить следующее предупреждение: поскольку механизм «бесконтактной» регистрации пока не налажен, гражданам советуют оформлять документы лично в местном отделении ФМС. Что касается снятия с учета, то это также проблема принимающей стороны: последняя должна по почте отправить в миграционную службу отрывной талон.

Несколько упростилась и процедура получения разрешения на трудовую деятельность в России для иностранных граждан, что отражено в законе «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Поскольку постановка на миграционный учет позволяет находиться в России до 90 дней, то те, кто намерен остаться в Российской Федерации на большее время, должны получить разрешение на временное проживание (РВП). Теперь при обращении за этим разрешением негражданин России должен иметь следующие документы: заявление о выдаче разрешения на временное проживание; документ, удостоверяющий личность; миграционную карту и квитанцию об уплате государственной пошлины (400 рублей).

Хотя новое миграционное законодательство России фактически отменяет регистрацию, все же для имеющих статус временно проживающего сохраняется необходимость проходить регистрацию по месту жительства. Правда, это процедура также носит уведомительный характер. Справку об отсутствии опасных для окружающих заболеваний необходимо предоставить через месяц, а справку о доходах и постановке на учет в налоговом органе — через год.

Упростилась и процедура получения разрешения на работу для граждан, прибывших из стран, у которых с Россией безвизовый режим. (Для граждан государств, с которыми Россия имеет визовый режим, сохраняется прежний порядок получения трудовой визы.) Теперь для того, чтобы приезжий из стран СНГ мог получить разрешение на работу, он должен предоставить следующие документы: заявление; миграционную карту; документ об уплате госпошлины (1000 руб.); копию паспорта (с переводом на русский язык, заверенную нотариусом); цветное фото размером 3х4; справку об исследовании крови на туберкулез; справку об исследовании крови на сифилис; справку об исследовании крови на лепру (болезнь Гансена); справку об исследовании крови на хламидийную лимфогранулему; справку об исследовании крови на шанкроид; справку из наркологического диспансера.

В российских СМИ отмечается, что, по сравнению с прошлой процедурой в нынешних правилах определены временные рамки для вынесения решения (десять дней со дня подачи заявления), а также прописаны более жесткие критерии отказа. В целом эксперты отмечают, что федеральные законы «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ» достаточно серьезно облегчат иностранцам прохождение необходимых процедур для трудоустройства в России. И, конечно же, будут способствовать более жесткому контролю властей за иностранными гражданами. (По данным, используемыми властями, в РФ насчитывается 10—15 млн. трудовых мигрантов.) Впрочем, некоторые украинские эксперты склонны полагать, что новое российское миграционное законодательство — это шаг России к введению визового режима со странами, с которыми Москва сейчас имеет безвизовый режим.

А вот постановление правительства от 15 ноября 2006 года, регулирующее доли иностранных рабочих, занятых в сфере розничной торговли, вызывает серьезную критику. (Напомним, что с 15 января вступили в силу некоторые положения закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ».) Российские эксперты отмечают, что этот жесткий по своему содержанию документ — «пиарный» и экономически необоснованный. Дело в том, что по решению правительства с 15 января иностранцы не имеют права торговать вне магазинов алкоголем и лекарствами, а с 1 апреля их не должно быть вообще во всей розничной торговле. При этом не важно, есть ли у них разрешение на работу или нет.

Очевидно, что российская власть здесь пошла на поводу общественного настроения: большинство россиян крайне негативно воспринимают то, что на российских базарах и рынках торгуют иностранцы — азербайджанцы, грузины, таджики и другие. Часто именно рынки становятся в России местом межнациональных столкновений. С другой стороны, нельзя исключить, что посредством этого постановления в Москве пытаются решить и демографическую проблему: используя экономическое давление, заставить иностранцев принимать российское гражданство…

Как это постановление отразится на украинских гражданах — сегодня трудно спрогнозировать по причине отсутствия достоверной информация о количестве украинцев, работающих в розничной торговле России. Не исключено, что работодатели традиционно будут пытаться обойти этот запрет. Речь идет не только о массовом принятии российского гражданства со стороны иностранцев. Например, уже сейчас некоторых китайцев, работающих на российских рынках, оформляют как переводчиков или других специалистов.

Также нельзя не замечать и то, что новые правила ведения розничной торговли создают предпосылки для коррупции чиновников. В конечном счете это увеличивает риски для украинских трудовых мигрантов в России оказаться под пятой криминалитета, контролирующего рынки. Впрочем, для рядовых украинцев опасность поневоле стать нарушителями закона существует и в новых правилах миграционного учета. Безусловно, те, кто едет на заработки в Россию, просто обязаны встать на миграционный учет. А как быть тем десяткам тысяч украинцев, въезжающих в РФ на отдых? Должны ли они проходить эту процедуру? Ведь, напомним, существует межправительственный протокол, позволяющий украинцам до 90 дней находиться на российской территории без регистрации.

Но в ФМС России решили, что это двустороннее соглашение освобождает украинцев от регистрации, но не от миграционного учета. Поэтому юристы ФМС хотя и признают, что межправительственный протокол пока действует, но чиновники этого ведомства все же настаивают на его автоматической отмене. «В украинско-российском соглашении был введен принцип регистрации. Регистрация ушла в прошлое. Соответственно и сам предмет договора утратил свою юридическую силу», — сказал в беседе с «ЗН» один из представителей ФМС России.

Возможно, что аргументы российской миграционной службы и были бы убедительными, не будь положения российской Конституции о примате международных соглашений над внутренним законодательством. Это дает украинской дипломатии простор для переговоров при отстаивании ныне действующего льготного режима для украинских граждан, который позволяет не регистрироваться в течение трех месяцев. Ведь пока никто не отзывал подписи из украинско-российского протокола «О внесении изменений к соглашению между правительством Украины и правительством РФ о безвизовых поездках граждан Украины и РФ от 16 января 1997 года».

В любом случае эту проблему «проспали» в украинском МИДе и нашем посольстве в Москве. Несмотря на то что проекты миграционных законов были доступны еще с прошлого лета и их можно было проанализировать на предмет того, как новые миграционные правила отразятся на простых украинцах, многие украинские дипломаты до последнего времени уверяли своих коллег, что наших граждан, приехавших в Россию не для работы, а с целью отдыха, нововведения абсолютно не касаются, поскольку существует двусторонний протокол. Оказывается — касаются.

Впрочем, представители украинского дипломатического корпуса в своей оценке опирались на позицию своих российских коллег, которые также исходили из примата международного соглашений. «Хотя мы в свое время и известили МИД России о тех изменениях, которые вступали в силу с 15 января 2007 года, тем не менее наше внешнеполитическое ведомство вовремя не сориентировало МИД Украины», — упрекнул российских дипломатов в беседе с «ЗН» пресс-секретарь Федеральной миграционной службы России (ФМС РФ) Константин Полторанин.

Однако расхождения в позициях российских органов власти будут мало волновать тех украинских граждан, которые едут в Россию и не знают о новых миграционных правилах, зато помнят о трехмесячной отсрочке. Ведь они могут столкнуться с проблемой выплаты штрафов. Россияне говорят, что суммы эти невелики. Но при этом существует проблема, грозящая, по меньшей мере, несколькими неприятными минутами общения с российскими правоохранителями. С одной стороны, представьте картину, когда вы объясняете простому московскому милиционеру положения его конституции о примате международных соглашений над внутренним законодательством. И вообразите его реакцию… С другой стороны, велика вероятность, что ситуацией не преминут воспользоваться нечистые на руку сотрудники милиции.

После того как 15 января миграционные законы вступили в силу, украинская дипломатия бросилась урегулировать проблему. Дело не ограничилось только направлением нескольких нот. На минувшей неделе в Москве прошли переговоры, во время которых российские дипломаты подтвердили, что в двусторонних украинско-российских отношениях и далее будет оставаться действующим межправительственный протокол. Что же касается имплементации положений закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», то было достигнуто компромиссное решение: до тех пор пока будут длиться консультации по этой проблеме, к украинским гражданам не будут применяться санкции, если те не станут на миграционный учет по месту их временного пребывания на территории России. Если, конечно, срок их пребывания не превышает 90 дней и украинец имеет миграционную карту с отметкой российских пограничников. Эту информацию, которой уже располагает генпрокуратура России, также должны получить и другие органы власти. Остается надеяться, что там своевременно получат информацию. И у украинских граждан не возникнет проблем при общении с сотрудниками милиции или миграционной службы, а в двусторонних отношениях не появится новая проблема, которую Москва будет решать за счет Киева.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме