Итак, свершилось. С четвертого раза США и Британии удастся провести через Совет Безопасности ООН резолюцию по Ираку. Последняя версия документа, утвержденного Совбезом, учла почти все требования России, Франции и других противников оккупации.
Первый проект резолюции по мирному урегулированию в Ираке американцы с британцами предложили Совету Безопасности ООН еще 25 мая. Франция, Россия и Китай тогда заявили, что не поддержат его, поскольку он не предполагает полной передачи суверенитета новому иракскому правительству, а также не устанавливает срок, до которого в Ираке смогут оставаться вооруженные силы международной военной коалиции. Вторая редакция, поступившая 31 мая, уточняла, что мандат коалиционных сил заканчивается «по завершении политического процесса» в Ираке (в декабре 2005 г.). Оппоненты, однако, сетовали, что и в этом документе остается немало неясностей, в частности коалиция имеет право «принимать все необходимые меры» для обеспечения стабильности — детали по резолюции должны были уточняться «на месте отдельными соглашениями». Третья версия резолюции появилась в понедельник, а правки в нее вносились вплоть до утра вторника.
Камнем преткновения по-прежнему оставался вопрос об отношениях между иракским правительством и иностранными вооруженными силами. Совместными усилиями в новом варианте резолюции были устранены последние препятствия к принятию соглашения.
Теперь в резолюции говорится о том, что международная коалиция во главе с Соединенными Штатами будет консультироваться с новым правительством по основным боевым операциям в Ираке. Именно этого требовала Франция, которая грозилась воспользоваться своим правом вето и заблокировать принятие документа.
Однако принятая редакция не только обязывает силы международной коалиции консультироваться с иракским правительством по этому вопросу. Само правительство получит контроль над силами безопасности, действующими в стране. Кроме того, Вашингтон и иракские власти должны будут разработать конкретную программу сотрудничества при проведении «сложных наступательных операций».
На этих поправках настаивали и сами иракцы. Поэтому министр иностранных дел Ирака Хошияр Зебари не скрывал удовлетворения от внесенных изменений. «Речь идет о крупных наступательных операциях, которые могут привести к серьезным политическим последствиям, как это было в Фаллудже. Мы думаем, что иракцы на местах понимают ситуацию лучше», — сказал он.
Тем не менее представители коалиции не во всем пошли на уступки своим оппонентам. В частности, в окончательном варианте резолюции не было учтено требование Франции предоставить иракской стороне права вето в случае проведения коалицией крупномасштабных военных операций. Однако, несмотря на то что министр иностранных дел Франции Мишель Барнье до последнего момента заявлял, что у его страны все же есть некоторые претензии к новому проекту, это не помешало представителю Парижа проголосовать в поддержку документа.
Вот некоторые детали. Совет Безопасности подтвердил правомочность присутствия в стране многонациональных сил — как гласит резолюция, они находятся там по просьбе иракского правительства. Таким образом, легитимный статус получила и украинская бригада в Ираке, что выбило серьезный козырь из рук сторонников немедленного вывода наших военнослужащих из этой страны. Командование коалиции будет письменно оповещать иракские власти о планах операций. Кроме того, в итоговом варианте четко прописано, что оккупационные войска должны будут покинуть Ирак, если такая просьба поступит от правительства страны после передачи ему суверенитета.
Принятое решение наделяет иракское правительство правом свободно и самостоятельно определять политическое будущее страны и контролировать все финансовые и природные ресурсы. При этом иракское правительство обязуется приложить все усилия для создания «демократического Ирака, в котором полностью соблюдаются политические свободы и права человека».
Было учтено и предложение России о проведении международной конференции по Ираку. Согласно тексту документа, Совет Безопасности ООН рассмотрит такую возможность, если об этом попросит Ирак.
Выступая перед началом обсуждения проекта резолюции, посол ООН в Ираке Лахдар Брахими сказал, что после формирования временного правительства пройдет не менее восьми месяцев прежде чем можно будет проводить выборы. Примечательно, что в своем апрельском докладе Брахими заявил, что «на разрешение нынешних проблем Ирака уйдут годы, а не месяцы». Очевидно, представители коалиции смогли доказать иракскому послу, что ситуацию удастся взять под контроль значительно раньше.
Аналитики, впрочем, скептически относятся к этому прогнозу. Эксперты отмечают: хотя иракское правительство по резолюции и получит контроль над вооруженными силами в стране, более безопасным иракское государство не станет. Большинство из них придерживаются мнения, что резолюция по Ираку носит скорее политический характер. По их мнению, она усиливает законодательную базу присутствия в стране международного военного контингента, но что касается обеспечения безопасности, то вряд ли ее принятие «сделает погоду».
Действительно, единодушное одобрение американо-британского проекта, четырежды пересмотренного за последние две недели, не будет означать непосредственной ликвидации угрозы, которую представляют собой террористы и местные повстанцы. Она также не гарантирует безоблачного развития деловых отношений между различными политическими и этническими группами, представленными в назначенном ООН временном правительстве Ирака, которое принимает бразды правления 30 июня сроком на семь месяцев. Ведь те же шиитские и курдские члены правительства имели разногласия по конституционным вопросам еще до того, как пришли к власти.
Однако резолюция придает временному правительству международную законность, которой не имел ее предшественник — Правящий совет Ирака, назначенный американской гражданской администрацией. И это совсем неплохо для временного правительства, которое возглавляет ставленник ЦРУ, одобренный американцами и их иракскими союзниками и поддержанный полномочным представителем ООН Лахдаром Брахими.
Имея международное одобрение, новое правительство будет ощущать себя более уверенно в попытках получить поддержку и со стороны режимов арабских стран, большинство из которых не желали иметь дела с прежним Правящим советом, рассматривая его как агента американских оккупационных сил.
Международное признание, возможно, не привлечет на сторону нового временного правительства консерваторов типа шиитского радикального клерикала Муктады ас-Садра или теневых вдохновителей мятежа из числа мусульман-суннитов. Но оно должно удовлетворить гордость иракского народа и, вероятно, завоевать голоса тихого большинства, которое хочет положить конец как насилию и беззаконию, так и присутствию в стране коалиционных сил.
Если принятая резолюция получит одобрение и внутри Ирака, она даст новой администрации возможность и время для разрешения самой насущной проблемы — проблемы безопасности.
Однако так думают в Ираке далеко не все. К примеру, президент Ассоциации арабских адвокатов в Британии Сабах Мухатар заявляет, что новому правительству не хватает независимости и доверия народа, а потому весь процесс передачи власти иракцам выглядит неубедительно. Он называет иракское правительство «марионеточным режимом», подобием второго вишистского правительства во Франции. И думается со временем у него окажется достаточно много сторонников.
В западном же обществе бытует прямо противоположная точка зрения. Значительная часть наблюдателей убеждена: предоставление иракскому правительству всеобъемлющих полномочий является жестокой ошибкой, а вера в то, что иракские органы безопасности смогут обуздать иракское сопротивление, является не более чем иллюзией. По их мнению, безопасность в Ираке на нынешнем этапе могут обеспечить только оккупанты.
Такая точка зрения выглядит весьма убедительно. Действительно, иракские политики различных мастей на протяжении уже года неустанно повторяют, что все будет хорошо, как только они возьмут на себя контроль за ситуацией в стране. При этом умалчивается, что для осуществления этой функции они хотят использовать свои вооруженные формирования, основанные почти исключительно на этнической и политической лояльности: курдские пешмерга, отряды «Бадр» шиитского Высшего совета исламской революции, шиитские же бойцы партии «Дава», отряды движения «Хезболлах» и бойцы Муктады ас-Садра. Согласно временной конституции, эти отряды, за исключением пешмерга, до 30 июня должны быть разоружены. Но об этом сейчас предпочитают не вспоминать.
По опыту Курдистана можно судить, насколько тяжело в аналогичной ситуации создать независимые от партийной принадлежности силы безопасности. Там две крупные партии изнурили себя долгой борьбой и, несмотря на все заверения о курдском единстве, усилия по объединению разъединенных администраций до сих пор безуспешны. Однако, с другой стороны, опыт Курдистана показывает, что строительство государственного аппарата безопасности может быть конструктивным только при опоре на партии и их вооруженные формирования, а не при противодействии им.
Идея использования их против диктатуры заслуживает признания. И предложение коалиции обеспечить им как бывшим солдатам довольствие или оплатить обучение — это шаг в правильном направлении. Потому что лишь тот, у кого есть будущее, согласится сложить оружие. Других можно интегрировать в новую полицию, национальную гвардию или армию. Формирование этих структур в любом случае займет еще годы. А пока никто не может дать гарантий, что взявшие в руки оружие люди захотят в одночасье с ним расстаться.
Поэтому союзники как утопающий за соломинку хватаются за идею, что вступление в должность временного правительства 1 июля будет большим политическим поворотом. Не будет. Получение международного признания иракской власти — это решение лишь одной из проблем. Более серьезным является то, что не только в Ираке, но и в соседних странах есть силы, которые не заинтересованы в том, чтобы это государство в обозримом будущем стало стабильным и демократическим.