Появление в украинской столице Сергея Иванова, секретаря российского Совета безопасности, выглядит точным жестом президента Владимира Путина. Накануне приезда Иванова было обнародовано заявление Путина о том, что ситуация с Гонгадзе является внутренним делом Украины. И если эти слова можно было воспринять как выражение негласной поддержки украинского президента, то появление Иванова в Киеве должно было к тому же продемонстрировать, что Путин весьма серьезно относится к предстоящей встрече с Кучмой в Днепропетровске. И хочет, чтобы информацию о происходящем в Украине ему доставил человек, которому он действительно доверяет.
Мне уже приходилось писать, что близость Иванова к Путину объясняется не только личными дружескими отношениями, сходной карьерой и общностью взглядов на будущее России. Иванов «генетически похож на Путина. Эти люди взаимозаменяемы. Если бы президентом был Иванов, а секретарем Совета безопасности — Путин, никто не заметил бы подмены, прежде всего они сами. Иванов дает такие же интервью, как Путин, любит то же самое, действует так же… В России президента Иванова секретаря Путина ждало бы блестящее будущее. Такое же будущее ждет секретаря Иванова в России президента Путина».
Со времени, когда в «ЗН» была опубликована эта характеристика, прошло уже несколько месяцев, но за это время практически не было событий, способных повлиять на роль Иванова при президенте. Разве что стало понятно, что конституционных изменений, которые позволили бы генералу занять пост вице-президента, не будет. Но это, в общем-то, не так важно: в данном случае не место красит человека, а человек место. И еще один немаловажный фактор: до сих пор не появилось того, что можно считать командой Путина. Более того, после недавних изменений в статусе полномочных представителей президента России в федеральных округах — а эти изменения поставили путинских назначенцев под контроль главы президентской администрации Александра Волошина, стало очевидным, что президент несколько разочаровался в возможностях собственных выдвиженцев, своей политической аморфностью и непониманием возложенных на них задач загубивших путинскую региональную революцию и вновь вернувших губернаторам и президентам первую скрипку в российском политическом оркестре. Представители президента должны были стать зачатком новой политической команды — а вышло так, что именно они надолго отпугнут Владимира Путина от собственных кадровых решений и заставят его опираться на чужих людей…
Но вот вопрос: можно ли доверять этим чужим людям, к тому же гораздо более искушенным в тонкостях аппаратной игры, чем сам Владимир Путин? В условиях этого внутреннего недоверия роль Иванова еще более возрастает, потому что при нем президент может хотя бы дышать свободно. В Москве к тому же поговаривают, что скоро к аппарату Совета безопасности могут перейти и политтехнологические функции, так как президентскому окружению не нравится постоянно заставляющий недавних разведчиков работать в лайковых перчатках путинский имиджмейкер Глеб Павловский…
Иванов в Киеве решал сразу несколько задач. Он должен был подготовить встречу президентов. И одновременно понять, насколько долго его патрон будет встречаться с этим президентом, и не завалялся ли в Киеве кто-нибудь более подходящий. В Кремле в последнее время всерьез уверены, что центр принятия решений о том, кому руководить бывшими союзными республиками, находится именно в Москве. Иначе зачем было бы создавать аналитическую группу, целью которой является поиск преемника президента Беларуси Александра Лукашенко. И хотя эту информацию гневно опровергают официальные лица и в Москве, и в Минске, эта группа продолжает успешно работать, а российские СМИ — называть самые невероятные фамилии возможных преемников Лукашенко. Так вот, именно визит Иванова должен дать ответ на вопрос: нужно ли формировать в Москве аналогичную группу по украинскому президенту, или Россия поддержит имеющегося. И во многом от вывода секретаря российского Совбеза будет зависеть тональность встречи президентов в Днепропетровске.
Другое дело, что в изысканиях Иванова есть одна слабая сторона. Он — ближайший к президенту Путину чиновник. Но его украинский визави Евгений Марчук отнюдь не отличается подобной близостью к Кучме, и возможности аппарата СНБОУ весьма ограничены по сравнению с возможностями аппарата российского Совбеза, только увеличившимися после избрания его бывшего секретаря Владимира Путина президентом России. Возможно, для Иванова был бы более приемлем формат консультаций не в режиме секретарей, а в режиме главных фаворитов… Но никакого главного фаворита в системе украинской власти просто нет, а после начала скандала с пленками Президент мало кому доверяет… Предыдущие свои зарубежные поездки Иванов объяснял тем, что выполняет деликатные поручения президента, которые не всегда можно поручить дипломатам… Как мне кажется, деликатность нового поручения состоит еще и в необходимости понять, как именно устроена украинская политическая сцена и насколько ее основные игроки готовы отвечать российским требованиям (наверное, нужно было бы написать: договариваться с Москвой? Но генерал Иванов ничего ни у кого не просит, он просто уточняет инструкции).
В общем-то, даже хорошо, что нынешний тур российско-украинских консультаций начался с приезда в Киев именно этого человека — достаточно конкретного, достаточно жесткого, достаточно приближенного к президенту, чтобы воспринимать высказываемые им позиции как отражение взглядов Владимира Путина. По крайней мере, для украинских собеседников Сергея Иванова в Днепропетровске не должно возникнуть никаких неожиданностей.