Рассорит ли евроинтеграция Украину и Западные Балканы?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Рассорит ли евроинтеграция Украину и Западные Балканы? © depositphotos/jeka111087
Об искусственных препятствиях на пути Украины к кандидатству в члены ЕС

Даже несмотря на безграничное мужество и героизм украинского народа, который защищает от рашизма не только Украину, но и Европу, кое-кто в этой самой Европе не решается признать европейскую перспективу нашей страны и согласиться предоставить ей статус кандидата в члены ЕС. Более того, придумывает какие-то странные аргументы, чтобы объяснить, почему ЕС не сможет этого сделать, по крайней мере на июньском саммите. В частности из Берлина, Вены, Парижа, Гааги нам рассказывают о «балканской очереди». Дескать, страны Западных Балкан — ЗБ-6 (Албания, Босния и Герцеговина (БиГ), Косово, Северная Македония, Сербия, Черногория) уже давно ждут, и будет «несправедливо» и «ошибочно», если Киев их опередит. Дальше всех пошел французский госсекретарь по европейским делам Клеман Бон, который считает, что Украине нужно 10–15 лет для достижения членства, поэтому и нецелесообразно рассматривать «украинский вопрос» на июньском саммите Евросоюза.

Почему отдельные члены Евросоюза пытаются затормозить этот вопрос и противопоставить Украину всему региону? Возможно, кто-то из глав стран — членов ЕС выполняет «заказ» российского лидера. Кто-то, наверное, усматривает опасность в расширении ЕС еще на 40 миллионов человек и более 600 тыс. кв. км. Но ЕС не видел опасности, когда в течение «пятой волны» расширения в 2004–2013 годах принял 13 стран с 108 миллионами населения. Так неужели кого-то пугают всего 40 миллионов украинцев? Украинцы, ориентированные на создание своими руками лучшей жизни, с хорошим образованием и умением работать, могут стать еще одним, новым «двигателем» для ЕС. Не угрозой. И точно не причиной неполучения в июне статуса страны-кандидата.

Бег на месте

Действительно будет ли несправедливо в отношении стран ЗБ-6 предоставить Киеву статус страны-кандидата? Посмотрим на нынешние успехи государств этого региона в евроинтеграции. Заодно напомним, что ЕС как минимум трижды подтверждал европейскую перспективу ЗБ-6 и ни разу не пообещал ее Украине. Согласитесь, это точно несправедливо.

В феврале 2018 года ЕС одобрил Стратегию расширения и разбил шесть стран на три группы, в зависимости от степени выполнения домашних заданий в контексте евроинтеграции и успехов в выполнении acquis communautaire, то есть адаптации внутреннего законодательства к праву ЕС по 35 главам.

По мнению стратегов из ЕК, пары выглядят так: Албания и Северная Македония (С.Македония); Сербия и Черногория; Босния и Герцеговина (БиГ) и Косово.

Албания и Северная Македония. Первая из них получила статус страны-кандидата в 2014-м и за шесть лет выполнила все подготовительные условия. В марте 2020-го Еврокомиссия рекомендовала начать вступительные переговоры, которые уже неоднократно откладывались. 21 мая глава европейского совета Шарль Мишель снова подтвердил готовность Албании к началу вступительных переговоров с ЕС. Но когда они начнутся, пока не может сказать никто.

Северная Македония стала кандидатом в 2005 году, и через 15 лет ЕК решила, что и она готова вступить в переговоры о вступлении вместе с Албанией. Но тут проснулась Болгария, которая заблокировала начало переговоров, выдвинув ряд историко-лингвистических требований к Скопье. Уже второй год две соседние страны пытаются достичь компромисса, но воз и ныне там.

Таким образом Болгария заблокировала начало переговоров сразу для двух стран — Албании и С.Македонии, а следовательно, и поучения ими членства. В Брюсселе разводят руками: ничего не можем сделать, страны должны договариваться. Как следствие — усиление в странах ЗБ-6 евроскептицизма, граничащего с разочарованием.

Сербия и Черногория. Еще в 2018 году им прогнозировали, что в 2025 году они станут членами ЕС.

Сербия имеет статус страны-кандидата с 2012 года, переговоры идут по 18 главам aquis communautaire, и лишь по двум главам они завершены. Так себе результат, не очень оптимистичный. Это подтвердил критический отчет Еврокомиссии за 2021 год о выполнении Сербией своих заданий. В нем отмечен откат по вопросам обеспечения верховенства права и прав человека, свободы медиа и других.

Но более всего Брюссель раздражает попытка президента Александара Вучича усидеть на двух стульях — и деньги из фондов ЕС получать, и с Путиным дружбу водить. Именно поэтому ряд депутатов Европарламента в марте нынешнего года предложили заморозить переговоры с Сербией, если она не сменит пророссийскую позицию и не поддержит санкции ЕС против России. Руководители ЕК неоднократно отмечали, что Вучич и дальше может воплощать в жизнь путинскую модель, но должен определиться с направлением развития страны и перестать притворяться, что он двигается к членству в ЕС.

Сохраняется и проблема с признанием независимости Косово, без чего сложно представить приближение Белграда к Евросоюзу. То есть стать членом ЕС в 2025 году Сербии пока что проблематично.

Черногория с 2010 года имеет кандидатский статус и открыла переговоры по всем 33 главам (по двум главам они не были нужны). Но эффективность, как и у Сербии, не очень высока, — закрыты лишь две главы.

Доклад ЕК за 2021 год отмечает, что после динамичного движения в предыдущие годы страна топталась на месте. Снова указывается на отсутствие результатов в борьбе с коррупцией, организованным криминалом, «отмыванием» денег, на недостаток сотрудничества между государственными учреждениями и гражданским сектором и т.п.

Правительство Кривокапича практически остановило евроинтеграцию страны и оставило своим преемникам кучу проблем, чему были рады на России. Новое правительство, избранное в апреле, получило проблемы, которые ставят под сомнение обретение членства в ЕС в 2025 году.

БиГ и Косово. Не будет большой ошибкой оценить их в евроинтеграционном забеге как аутсайдеров.

БиГ в 2016 году подала заявку на вступление в ЕС и сразу получила опросник, ответы на который подготовила в 2018 году, но они не удовлетворили ЕК, и до сих пор ни одна из глав aquis communautaire не закрыта. Ежегодные выводы ЕК не оставляют сомнений — страна не готова ни к статусу страны-кандидата, ни к вступительным переговорам. О какой евроинтеграции БиГ можно говорить, если после последних выборов правительство практически не работает, а страна находится на грани раскола?

С Косово тоже все просто: несмотря на подписанное в октябре 2015 года Соглашение между ЕС и Косово о стабилизации и нормализации, реальных шагов на этом пути Приштина не сделала. Причин много, но принципиально важных, блокирующих евроинтеграцию страны, две — непризнание независимости Косово пятью странами ЕС и неурегулированность отношений с Сербией.

При этом именно в Косово сохраняется высшая поддержка курса на интеграцию в Евросоюз и НАТО. Приштина присоединяется практически ко всем антироссийским санкциям. И предоставляет немалую помощь Украине в защите от российской агрессии, например в подготовке специалистов по разминированию, передает гуманитарные грузы и принимает беженцев из Украины.

Как видим, евроинтеграция ЗБ-6 не очень динамична и напоминает бег на месте в ожидании, когда эти страны позовут в ЕС. Так почему же несправедливо предоставить Украине статус страны — кандидата на вступление в ЕС (который уже имеют четыре страны ЗБ-6) в июне и начать вступительные переговоры? И каким образом вообще причастны страны ЗБ-6 к украинской евроинтеграции? Такая привязка Украины к ЗБ-6 некорректна и опасна. Это может посеять недоверие между странами (на радость кремлевскому диктатору) и остановить процесс евроинтеграции для всех. Украина никому не перебегает дорогу. Что признал верховный представитель ЕС по вопросам иностранных дел и политики безопасности Жозеп Боррель, заметив, что это два разных процесса.

Не конкуренты, а компаньоны

Так что же нужно сделать официальному Киеву, чтобы получить статус страны-кандидата, в сжатые сроки начать вступительные переговоры и не рассориться не только со странами ЗБ-6, но и с мощными европейскими игроками? Это могли бы быть такие шаги.

Первый — серьезно заняться формированием групп лоббистов Украины, куда привлечь не только политиков, но и журналистов, представителей научных, деловых и творческих кругов, украинской громады, а также обеспечить соответствующее финансирование. По экспертным оценкам, Украина тратит на лоббизм в ЕС лишь около 2 млн долл. ежегодно. Это меньше, чем аналогичные затраты Сербии, Палестины, Боливии. Следует понимать, что лоббизм сегодня — очень дорогая робота.

Второй — обеспечить дипломатическое присутствие в Косово (отдел посольства, консульство, торговую миссию) как первый шаг по признанию его независимости. А в контексте получения статуса страны-кандидата и вообще евроинтеграции это может способствовать усилению позиции Киева.

Третий — усилить дипломатическое присутствие в странах ЗБ-6 и понять перспективность политического, экономического и военно-технического присутствия в регионе, а также его важность для системы безопасности Европы.

Четвертый — надо быть готовыми, что нашу заявку на июньском саммите ЕС лишь примут к сведению. Принять это спокойно, без резких заявлений и не опуская рук продолжить дипломатическое наступление по всем фронтам. Но запомнить всех, кто не поддержал Украину. На потом.

Больше статей Владимира Цыбульника читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме